Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Управление образованием > Руководителю образовательного учреждения > Программа развития ...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 г. Костромы

 

Введение Краткая аннотация программы.

РАЗДЕЛ I. Противоречия и предпосылки развития школы.

РАЗДЕЛ II. Концепция «Школа «Эко - Полис»,

РАЗДЕЛ III. Реализация программы развития МОУ СОШ № 22 г. Костромы

Краткая аннотация программы

Программа развития средней общеобразовательной школы № 22 на 2005 – 2015 годы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается реализация модели «Школа «Экополис», которая учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в приоритетах, соответствующих современной идеологии образования.

В разработке Программы использованы следующие нормативно – правовые документы: Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», Устав МОУ СОШ № 22 г. Костромы.

Разработчиками программы развития являются администрация школы во главе с директором Н.А. Смирновой, при научном руководстве к.п.н., доцента Б.В. Куприянова, к.п.н., доцента А.Е. Подобина.

РАЗДЕЛ I. Противоречия и предпосылки развития школы

Необходимость разработки данной Программы развития определяется действием как внешних, так и внутренних факторов.

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 22 города Костромы была введена в эксплуатацию в 1990 г. здание школы расположено в спальном микрорайоне города – «Давыдовский», по адресу Давыдовский -2, дом. 19. Типовое четырехэтажное здание школы занимает 7301, 7 кв. м, пристройка – 682 кв.м.

Основная масса детей – жители микрорайона Давыдовский, проживают в благоустроенных квартирах. Основная масса родителей учащихся представляет в социальном плане рабочих и служащих (79%), доля предпринимателей и безработных составляет соответственно 11% и 9%. Родительский заказ весьма дифференцирован (от полного отсутствия до требований высокого качества образования). В социальном плане школа объективно находится на передовой обеспечения социальной мобильности, содействуя проектированию будущего различных социальных слоев: рабочих, бизнесменов, интеллигенции.

В соответствии в общероссийскими тенденциями большая часть учащихся имеет различные виды заболеваний, однако 72% отнесены к основной группе занятий по физической культуре. Проблемные категории учащихся составляют не более 1/ 3 всего контингента школьников. В соответствии с общенациональными демографическими тенденциями за последние годы численность учащихся школы ощутимо сокращается.

В школе работает достаточно квалифицированный и стабильный педагогический коллектив, в том числе педагоги, обеспечивающие художественно- эстетический цикл. Несомненным достоинством последних лет является профессиональная работа психологической службы школы. Педагогам школы присущ позитивный настрой в отношении учащихся: соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса

При средних академических показателях, школа № 22 обладает хорошими традициями в дополнительном образовании детей, в воспитательной работе со школьниками, в том числе в микрорайоне. Открыты и успешно функционируют детские объединения, на базе которых реализуются дополнительные образовательные программы за счет средств самой школы, так и учреждений дополнительного образования. Процент учащихся, занимающихся в этих детских объединениях достаточно высок.

Микрорайон обладает сетью учреждений образования и культуры (четыре школы, учреждение дополнительного образования детей - детско-юношеский центр «Арс», три учреждения дошкольного образования № 71, 75, 77), библиотека №6. В микрорайоне Давыдовский, кроме двадцать второй находится еще три общеобразовательные школы № 17, 24, 25. Все три школы явно обозначили свою специализацию: естественно-научная – лицей № 17, гуманитарная – гимназия № 25, гуманитарная и военно-служебная школа № 24. Названные школы превосходят МОСШ № 22 по основным академическим показателям (результаты ЕГЭ, победители олимпиад, конкурсов), отсюда возникает возможность отбора учащихся в перечисленные образовательные учреждения. В глазах родителей детей дошкольного возраста МОСШ № 22 уступает школам микрорайона по своему имиджу. При таком положении дел, свободными нишами остаются – адаптивная («школа-клуб»), художественно-эстетическая («школа – студия») и школа с производственным обучением. Несмотря на некоторую удаленность образовательных учреждений начального профессионального образования (в соседнем микрорайоне).

Таким образом, можно выделить следующие противоречия развития школы:

  • - конкуренция школ микрорайона Давыдовский (по ряду объективных показателей и по своему имиджу МОСШ № 22 уступает лицею № 17, гимназии № 25),
  • - успешность освоения в школе коррекционно-развивающих технологий образования стала широко известна, а репутация МОУ СОШ № 22 как коррекционной школы отпугивает родителей потенциальных первоклассников, возникают проблемы с набором в 1 класс,
  • - с одной стороны, деятельность школы оценивается по результатам участия в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по предметам школьной программы, а с другой педагоги школы не ориентированы на работу в этом направлении.

Предпосылками развития школы являются наличие в школе:

  • - опыта успешной опытно-экспериментальной работы: в школе освоены коррекционно-развивающие технологии образования,
  • - блока дополнительного образования дает возможность: предложить школьникам широкий спектр занятий по интересам, обеспечить приобретение опыта художественно-эстетической деятельности; организовать просвещение учащихся в сфере художественной культуры,
  • - традиции сотрудничества с преподавателями Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова,
  • - позитивных взаимоотношений между педагогами и учащимися сложились, учителя настроены на поддержку школьников вне зависимости от академических успехов,
  • - психологической службы, в которой трудятся профессиональные специалисты, следовательно, существует возможность обеспечить психологическое сопровождение развития ребенка,
  • - убеждения администрации школы в необходимости преобразований в деятельности школы, разработки перспектив школы, способность администрации привлечь к этой работе специалистов из вне.

Приоритетными направлениями развития школы являются:

  • - непосредственно в отношении учащихся - подготовка выпускников к жизни в семье и обществе, введение профильного обучения; поддержка мотивации учения у учащихся;
  • - в отношении педагогического коллектива - повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы; внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий;
  • - в отношении социального окружения - формирования соответствующего имиджа школы в глазах потенциальных потребителей услуг;
  • - в отношении обеспечения образовательного процесса - улучшение материально-финансового обеспечения образовательного процесса в школе.

В связи со всем вышесказанным считаем необходимым и приемлемым выбор модели «Школа «Экополис».

 

РАЗДЕЛ II. Концепция «Школы «Экополис» 

Основными понятиями концепции являются: «Экология детства» (самоограничение Взрослого для счастья Ребенка), «Полис» (особая форма общественного самоуправления), «Социально-педагогический Эко-полис» (демократическое сообщество, в котором педагоги для детей создают мир, огражденный от принуждения, унижения).

Теоретической основой концепции «Школа «Экополис» избраны работы М.Б. Кордонского, Б.В. Куприянова, В.И. Ланцберга, С.Л. Паладьева, В.В. Полукарова, Р.М. Цымбал, Е.А.Ямбурга.

В основе концепции лежит кредо педагогического коллектива, включающее такие положения как признание :

  • - ценности и уникальности личности (самоценности и индивидуальности каждого ребенка, педагога и любого человека);
  • - приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;
  • - необходимости ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;
  • - права на субъективность и субъектность ребенка по отношению учебно-воспитательному процессу (свобода выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни).

При построении модели «Школа «Экополис» теоретическими основаниями являлись работы Е.А.Ямбурга, раскрывающие систему адаптивной школы, где данный тип образовательного учреждения «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды». Как и адаптивная школа «Школа «Экополис» предполагает смешанный контингент учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Главным итогом такой деятельности школы являются социально-педагогическое обеспечение адаптации учащихся, содействие интеграции общественного целого, профилактика нетерпимости, дискриминации. Исходной посылкой является положение: «Можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий» . В этом заключается одновременно гуманизм и демократизм «Школы «Экополис» , если в эти понятия вкладывать профессиональный педагогический смысл.

«Школа «Экополис» определяется нами как частный случай массовой общеобразовательной школы, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Это школа разноуровневая и многопрофильная, предполагающая реализацию различных образовательных программ (от компенсирующего обучения до лицейских и гимназических). Такая модель является одним из сложных типов учебных заведений с огромным комплексом разнородных педагогических задач. Во главу угла «Школа «Экополис» ставит физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, организуя учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую медико-психологическую помощь непосредственно в школе.

«Школа «Экополис» - на наш взгляд, прежде всего живая школа, стремящаяся преодолеть извечный барьер между академическим, книжным знанием и чувственно-предметным освоением мира. И, наконец, «Школа «Экополис» как модель никогда не может быть завершена, ибо стремительно меняющаяся жизнь вносит свои коррективы. По мере тщательной отработки одних блоков задач надо переходить к следующим. Таковы место и роль модели «Школа «Экополис» в едином образовательном пространстве, ее предназначение.

«Школа «Экополис» призвана помочь каждому ребенку построить индивидуальную траекторию развития. Необходимо отчетливо осознавать, что нет ни возможности, ни нужды всех без исключения учащихся приводить к одинаковым результатам. Сохранение личности воспитанника в весьма непростых, подчас драматических обстоятельствах жизни—центральная задача модели «Школы «Экополис» и тех, кто в ней работает.

Поэтому, в качестве ЦЕЛИ Школы «Экополис» следует определить: создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.

Миссия «Школы «Эко-полис»: состоит в обеспечении конвенционирования интересов воспитанника и интересов общества, реализации функции социальной мобильности, что предусматривает:

  • - обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;
  • - утверждение социального оптимизма (перевод имеющегося недовольства качеством жизни в конструктивное русло, проявление социальной инициативы, формирование готовности к труду и отдыху в имеющихся общественных условиях, закрепление у подростков ориентации на законные способы достижения жизненного успеха, помощь в выборе любимых занятий, верных и близких друзей и товарищей),
  • - содействовать в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся, родителей, региона.

«Школа «Экополис» - среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное физическое развитие ребенка, с профильными классами на 4 ступени, обладающее своей системой воспитания гуманистического типа, с сетью кружков и секций во вторую смену, позволяющим школьнику найти себе занятие здесь по своим интересам. Мы предполагаем, что у каждого учащегося школы будет индивидуальная карта развития для обеспечения индивидуального подхода к развитию каждого учащегося на основе медико-психолого-педагогического изучения детей на каждом возрастном этапе.

С позиций этого подхода в обучении и воспитании, главным становится самобытность ребёнка, его самоценность, субъективность и субъектность его в образовательном процессе. Реализация личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания базируется на следующих позициях:

  • - включение детей в темп и ритм современной жизни, воспитание их как ивилизованных созидателей и разумных потребителей, как людей обладающих качествами лидера;
  • - включение личностного опыта ребёнка в образовательный процесс;
  • - признание уникальности опыта ребёнка;
  • -  сотворчества, общения детей и взрослых, которые являются главными механизмами становления ребёнка в процессе социализации и воспитания;

предоставления ребёнку возможности пробовать учиться на собственных ошибках, выбирать, предвидя последствия своего выбора, созидать на пользу себе и обществу.

Для реализации модели «Школа-Эко-полис» весьма важна совокупность идей концепции педагогической поддержки (О.С.Газман), «помогающих отношений» (К.Роджерс), транспарентности общения педагога и ребенка и педагогической инверсии (Е.А. Ямбург). Определяя сущность педагогической поддержки, О.С.Газман представляет ее как «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, обучении, образе жизни». Таким образом, в концепции педагогической поддержки реализуется парадигма субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка в процессе воспитания. «Помогающие отношения» основываются на принятии другого человека как индивида, имеющего ценность, а также глубинном эмпатическом понимании, которое дает возможность видеть личный опыт человека с его позиции.

Условиями для возникновения помогающих отношений являются педагогическая рефлексия и искренность в отношениях. Такие отношения создают благоприятную среду для развития личности и побуждают ее к самоактуализации. Установлению особых субъект–субъектных функциональных отношений должна способствовать так называемая «транспарентность» деятельности. Для педагога это означает прозрачность взаимодействия (отказ от манипулирования), а для подростка – ясность излагаемого, наконец, для всех участников процесса - ясность и доступность в понимании результатов совместной деятельности. Основанием для выдвижения принципа педагогической инверсии (Е.А. Ямбург) является нелинейность и противоречивость процесса личностного развития. Отсюда в качестве требования к педагогам автор формулирует «умение почувствовать, что именно в данный момент является для ребенка смыслообразующим, умерять свой педагогический пыл, уступая место коллеге, чтобы в нужный момент перехватить эстафетную палочку, передав ее впоследствии кому-то третьему».

Клубное сообщество характеризуется особыми отношениями и коммуникациями между людьми (Г.П. Щедровицкий). Существенной характеристикой «клубных отношений» является возможность рефлексивного обсуждения актуальных проблем совместной деятельности, когда в моменты переходов между социальными структурами человек теряет «привязанность» к социальному месту и оказывается «свободным». Таким образом, клубное сообщество является местом осмысления общественного устройства, в этом пространстве существует возможность обсуждения, прожектирования и проектирования новых вариантов социального развития. Истинная сущность клубной общности (Л.Л. Новикова), заключается в сохранении и развитии элементов той самобытной, повседневной, обыденной, стихийной культуры, которая сложилась в определенной социальной группе. Нормы которой, в отличие от специализированных ее отраслей (профессиональных театров, филармоний, научных учреждений, школ спортивного мастерства), интериоризируются внерефлексивным способом. Клуб как феномен предназначен для реализации сущностных сил человека, способ осуществления самостоятельности, свободы, активности и творчества субъекта деятельности. Особенность клуба-объединения в том, что он является институтом самодеятельности людей, в котором формирование культуры его членов происходит путем их саморазвития, взаимообогащения, основанного на общении субъектов деятельности в свободное время. Детерминантом его сущности выступают потребности личности в самодеятельности, общении и досуге, реализуемые в определенном виде деятельности.

Основными компонентами образовательного процесса в МОСШ № 22, как «Школе- «Экополисе» являются: о рганизация социального опыта в клубном сообществе, общее основное и дополнительное образование, индивидуальная психолого-педагогическая помощь, .

Организация социального опыта учащихся в рамках клубного сообщества, пространства демократических отношений участников образовательного процесса обеспечиваются функционированием: педагогического класса, дополнительного образования детей, организация внеучебной деятельности, психологическое сопровождение образовательного процесса. Функцией педагогического класса в данной модели развития школы является подготовка организаторов и лидеров внеучебной общественной деятельности, дополнительное образование детей предназначено для предоставления возможностей школьниками выбора занятий по интересам, формирования любительских объединений, организация внеучебной деятельности служит предоставлению возможностей для самореализации, снятия противоречий, связанных с разным уровнем академических успехов, формирование клубного сообщества, объединений, направленных на преобразования окружающей среды.

Образование. Дифференцированное и индивидуализированное обучение предполагает, что педагог ставит ученика не в позицию объекта, а в позицию полноправного субъекта учения; групповая работа в школе сочетается с индивидуальной. В условиях реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе должна быть достаточно обеспечена вариативность содержания, методов, форм, приемов обучения, а также образовательной среды в целом. Основу вариативности в школе составляет ориентация на удовлетворение различных образовательных потребностей учащихся, учет их интересов через организацию профильного и углубленного изучения предметов. Оказание индивидуальной педагогической и психологической помощи детям, имеющим различного рода проблемы. В основу организации образовательного процесса закладывается представление об индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ученику. Такой подход осуществляется не только через организацию учебного материала, доступного тому или иному ученику, но и через более гибкие дифференцированные формы для проявления индивидуальности как уникальности, неповторимости, оригинальности самореализации. При этом дифференцированное обучение не цель, а средство развития индивидуальности. Проектирование дифференцированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика, с присущими только ему личностными особенностями. Индивидуализация — основа дифференцированного обучения. Только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения. Необходимо сначала изучить, раскрыть эту индивидуальность, а затем определить структуру, в рамках которой она будет наиболее оптимально развиваться.

Дифференциация достигается созданием однородных классов учащихся по способностям, интересам, склонностям (использование программ различных уровней сложности в классах для детей с повышенной мотивацией к обучению, классах коррекционно-развивающего обучения); организацией в классах однородной среды, предметно и социально ориентированной.

Дифференциация обучения в данном случае предполагает выделение:

  • -  А - базового уровня образования в условиях коррекционного, развивающего обучения.
  • -  В - базового уровня образования, учитывающего индивидуальные возможности и способности каждого учащегося.
  • - С - повышенного уровня обучения, предполагающего глубокое овладение материалом и творческое его преломление на практике.

Индивидуализация достигается за счет дифференцированных заданий, индивидуального подхода к каждому ученику, организацией в классах неоднородной обучающей среды, предметно и социально жестко не ориентированной, но преследующей задачу разностороннего развития каждого ребенка через систему различных курсов по выбору, факультативов.

Для того чтобы учебный процесс протекал эффективно и был управляемым, необходимо, чтобы характер образовательной среды, создаваемой учителем в рамках своего предмета, соответствовал актуальному уровню развития учащегося. В учебном процессе основным психическим механизмом, обеспечивающим его протекание, является интеллект ребенка. Следовательно, основной характеристикой ребенка в учебном процессе является уровень его актуального интеллектуального развития. Образовательная среда должна этому соответствовать, то есть быть не сложнее и не легче по своему уровню предлагаемого материала. При формировании образовательной среды администрация школы руководствуется определенными технологическими условиями:

  • - содержание и характер образовательной среды должны не только соответствовать актуальному уровню, но и быть ориентированными на зону ближайшего развития каждого ученика;
  • - организация деятельности ребенка в образовательной среде должна обеспечивать комфортность в обучении, учитывать индивидуальные особенности учащихся;
  • - организация работы педагогов должна обеспечить возможность их профессионального роста, самореализации, самоактуализации.

Дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения насущно необходимого. Значение дополнительного образования в гуманизации системы образования в целом. Все, что из-за тех или иных условий невозможно положить в основу всем (или всем, кто выбрал тот или иной профиль), можно добавить по возможности и желанию, углубляя, расширяя и применяя академические школьные знания. Дополнительное образование, выделяется на основе специфической функции дополнения общего, дополнения как унифицированного, как базового, как обязательного и как академического (теоретического). Дополнительное образование как раз не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых образовательных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования. Отличие дополнительного образования от общего школьного проявляется как в его содержании, так и в способах освоения. Дополнительная образовательная программа создается как методическое обеспечение образовательного процесса группы детей, состав которой определяется наличием у них той или иной образовательной потребности, что может быть связано как с возрастными особенностями, так и с ценностями социальной, этнической, субкультурной группы, индивидуальными интересами и возможностями.

Вследствие, этого дополнительное образование не является академическим, то есть ориентированным в отборе содержания на основы наук. Его содержание может, во-первых, дополнять основное в аспекте применения знаний и умений, т.е. иметь практическую направленность. Во-вторых, оно может восполнять имеющиеся, с точки зрения потребностей повседневной жизни, «пробелы» в содержании основного образования – утилитарная направленность. В-третьих, оно часто имеет междисциплинарный, синтетический характер. Таким образом, сфера дополнительного образования тем шире, чем более академичен и унифицирован характер основного (массового школьного) образования.

Дополнительные занятия могут служить для удовлетворения потребностей, возникновение которых не связано с жизненными планами личности, а обусловлено актуальной ситуацией жизнедеятельности – эпизодический интерес, стремление принадлежать группе значимых сверстников, обрести новых друзей и т.п. В старшем школьном возрасте, когда профессиональное самоопределение начинает выступать в качестве важной задачи личностного развития, дополнительные занятия для части учащихся становятся основой профессионализации, но в конкретной сфере (или сферах) деятельности, которые оцениваются ими как наиболее вероятные направления продолжения образования. Дополнительное образование является также базой для формирования досуговых предпочтений – хобби, что должно рассматриваться как расширение пространства самореализации личности, как способ повышения качества жизни. Дополнительное образование, в отличие от основного, не является обязательным. Необязательность его выражается также и в добровольности, менее жесткой регламентации образовательного процесса. С одной стороны, ребенок или его родители сами определяют содержание и форму получения дополнительного образования, меру обязательности посещения занятий. С другой, - учреждение дополнительного образования задает некие писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение детей и педагогов, касающиеся, среди прочего, и обязательности посещения занятий.

Индивидуальная психолого-педагогическая помощь подразумевает внешнее действие, которое придает (актуализирует, компенсирует и т.д.) ресурс, недостающий в некоторой конкретной ситуации. Содержательно индивидуальная психолого-педагогическая помощь включает:

  • -  информационная помощь – обеспечение учащихся информацией, отсутствие которой создает в проблемы в развитии и межличностных отношениях воспитанников
  • - интеллектуальная помощь – формирование способов разрешения индивидуальных проблем в общении и развитии,
  • - эмоционально-волевая помощь – создание благоприятной атмосферы, поддерживающей самооценку и самоотношение учащихся.

  Требования к результату деятельности педагогического коллектива на разных этапах образования можно описать следующим образом.

К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками освоения учебной программы.

На ступени основной школы: сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни); формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук; повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей; развитие коммуникативных способностей;  выявление способностей и наклонностей воспитанников, с целью выбора дальнейшего профиля обучения;

На ступени старшей школы: формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования; развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний.

При такой схеме видятся варианты продолжение образования за пределами школы:

- после окончания основной ступени образования в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, в том числе и по специальностям художественно-эстетического плана;

- после окончания старшей ступени образования в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.

РАЗДЕЛ III. Реализация программы развития МОУ СОШ № 22 г. Костромы

Реализация программы развития видится противоречивым и длительным процессом в результате, которого произойдут существенные изменения во всех сферах жизни школы: кадры, содержание деятельности, характер взаимодействия с окружающим социумом.

В качестве приоритетных направлений реализации программы развития на данный момент видятся:

  • создание нормативной базы и информационное обеспечение процесса представляющее собой формирование норм осуществления деятельности - разработку программ, планов
  • интеграция групп и сообществ – выделение групп инноваторов, содействие включению в преобразование школы, оформление субъектов инновационной деятельности педагогов, учащихся, родителей, общественности,
  • презентация результатов образовательной деятельности на уровне микрорайона, города, области, страны – опубликование итогов развития школы в ходе различного мероприятий, в СМИ,
  • повышение квалификации педагогов – содействие приближению уровня подготовки педагогических кадров современным требованиям и задачам развития школы как «Школы - «Экополиса».

Программу предполагается реализовать в четыре этапа:

  • 2004- 2005 – подготовительный – создание условий для оформления основных идей программы развития, осмысление противоречий и предпосылок развития школы,
  • 2005-2007 – запуск концепции – непосредственное начало реализации программы, приведение основных компонентов образовательного процесса в соответствие с характеристиками концепции «Школа-Экополис»,
  • 2007 – 2009 – реализации модели – преодоление несоответствий культуры школы и реформирование компонентов, отклоняющихся от норм, заданных моделью «Школа- «Экополис»,
  • 2009-2010 - аналитико-коррекционный – анализ и рефлексия статуса школы в социуме, культуры и структуры функционирования, самоопределение педагогического коллектива по отношению к дальнейшему развития.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение