Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Управление образованием > Руководителю образовательного учреждения

Статья из журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 5 (май) 2010 года (Издается Информационным центром «МЦФЭР Ресурсы образования»)

УЧЕТ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕДАГОГОВ В НОВЫХ СИСТЕМАХ ОПЛАТЫ ТРУДА

А.С. Гармашова,
ведущий консультант Центра универсальных программ, г. Москва



Судьба реформ российского образования во многом зависит от профессиональной компетентности педагогов. Если раньше они должны были повышать свою квалификацию раз в пять лет, то теперь речь идет о необходимости постоянного профессионального роста. Считается, что новые системы оплаты труда будут стимулировать педагогов к непрерывному образованию и развитию. Так ли это и какие квалификационные характеристики теперь учитываются при расчетах заработной платы? Для ответа на эти вопросы специалисты Центра универсальных программ проанализировали нормативно-правовые документы, регулирующие введение новых систем оплаты труда (далее – НСОТ) 13 субъектов РФ из разных федеральных округов.
Исследование показало, что в рассматриваемых регионах используются три модели НСОТ (на основе стоимости ученико-часа, базовой ставки и принадлежности к профессионально-квалификационной группе), в которых учтены четыре квалификационные характеристики:
– квалификационная категория;
– стаж работы;
– уровень образования;
– ученая степень.

Квалификационная категория

Чаще всего в Положениях о НСОТ различных субъектов РФ используется повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию. Это единственный коэффициент, позволяющий учитывать квалификационные характеристики педагога в модели оплаты труда, основанной на стоимости ученико-часа. (Все коэффициенты, рассмотренные в статье, являются повышающими и представлены в зависимости от того, как они закреплены в нормативно-правовых документах региона. Если коэффициент больше единицы, то предполагается умножение на него базового оклада (к примеру, 1000 руб. * 1,15), если же меньше, то предполагается добавление к базовому окладу дополнительной части (к примеру, 1000 руб. + 1000 руб. * 0,15)).

Согласно Модельной методике, представленной в письме Минобрнауки России от 26.11.2007 № ИК-244/03, повышающий коэффициент А за квалификационную категорию педагога может составлять: "1,05 – для педагогических работников, имеющих вторую категорию; 1,10 – для педагогических работников, имеющих первую категорию; 1,15 – для педагогических работников, имеющих высшую категорию".
В настоящее время в большинстве регионов используются значения повышающего коэффициента, рекомендованные на федеральном уровне, однако в некоторых регионах они пересмотрены и установлены с учетом имеющихся бюджетных средств (табл. 1).

Таблица 1

Значения повышающего коэффициента за квалификационную категорию в регионах, использующих модели НСОТ на основе
стоимости ученико-часа

 

Квалификационная категория

Повышающий коэффициент

Волгоградская область

Калужская область

Кабардино-Балкарская Республика

Вторая

1,05

1,09

1,05

Первая

1,15

1,18

1,10

Высшая

1,30

1,25

1,20



Примечание. В Калужской области выделен еще один дополнительный уровень квалифицированности педагога – высшая категория и почетное звание. Для таких работников предусмотрен коэффициент 1,35.

В модели НСОТ, основанной на использовании базовой ставки (единицы), коэффициент за квалификационную категорию напрямую влияет на формирование окладов педагогических работников (табл. 2).

Таблица 2

Значения повышающего коэффициента за квалификационную категорию в регионах, использующих модели НСОТ на основе
базовой единицы

 

Квалификационная категория

Повышающий коэффициент

Орловская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Вторая

0,5

0,10

Первая

0,6

0,20

Высшая

0,7

0,35

Как правило, значение данного коэффициента при применении НСОТ на основе базовой единицы выше, чем при применении НСОТ, основанной на стоимости ученико-часа, что объясняется стремлением регионов к установлению зависимости между квалификационными характеристиками педагога и уровнем оплаты труда.
Во Владимирской области используется модель НСОТ, основанная на принадлежности педагога к профессионально-квалификационной группе (далее – ПКГ). В то же время она имеет много общего с моделью, основанной на базовой единице. В этом регионе базовый оклад, установленный по каждой ПКГ, умножается на повышающие коэффициенты в зависимости от уровня образования, стажа работы, квалификационной категории, занимаемой должности и специфики деятельности.
В данном случае коэффициент за квалификационную категорию играет важную роль в дифференциации педагогов внутри ПКГ, а также мотивирует их к дальнейшему профессиональному росту: для педагогов со второй квалификационной категорией он составляет 1,51, для педагогов с первой квалификационной категорией – 1,80, а для педагогов с высшей квалификационной категорией – 2,16.
В большинстве регионов, использующих ПКГ, должностной оклад педагогических работников устанавливается в зависимости от квалификационной категории либо в абсолютном выражении, либо в определенном диапазоне значений (табл. 3).

Таблица 3

Должностные оклады педагогов по ПКГ с учетом квалификационной категории

 

Квалификационная категория

Должностной оклад, руб.

Республика Коми

Сахалинская область

Без категории

3390

В зависимости от стажа

Вторая

3656

5985-6605

Первая

3947

6445-7130

Высшая

4250

6945-7680

Во всех рассмотренных выше случаях предполагается увеличение оклада педагога с повышением квалификационной категории. Однако в некоторых регионах с введением НСОТ статус данных выплат изменился. Например, в Тверской области и Республике Адыгея (оба региона используют ПКГ) повышающий коэффициент за квалификационную категорию установлен с целью стимулирования педагогических работников к повышению квалификации и применяется при расчете стимулирующих выплат (табл. 4).

Таблица 4

Значения повышающих коэффициентов за квалификационную категорию
при оплате труда по ПКГ

 

Квалификационная категория

Повышающий коэффициент

Республика Адыгея

Тверская область

Вторая

0,05

0,10

Первая

0,10

0,15

Высшая

0,15

0,40

Таким образом, НСОТ в регионах различаются не только по значениям повышающего коэффициента за квалификационную категорию и уровням дифференциации заработной платы, который он обеспечивает, но и по направлениям выплат (основные или стимулирующие). При этом в большинстве регионов стараются учесть квалификационную категорию педагога при расчете оплаты его труда, однако разница между категориями получается неодинаковой. К примеру, в Республике Адыгея оклад педагога высшей квалификационной категории больше оклада педагога второй категории на 10%, а в Тверской области – на 30%, т. е. значения повышающего коэффициента различаются в 3 раза. Если говорить об относительном выражении, то разница между оплатой труда педагога второй и высшей квалификационной категории составляет в Республике Адыгея 3 раза (0,15/0,05), а в Тверской области 4 раза (0,40/0,10). Разница между регионами в относительном выражении равняется 1,33 раза (4/3).
По итогам 2008 г . специалисты Центра универсальных программ проводили мониторинг введения НСОТ в субъектах РФ. В качестве одного из показателей рассматривалось отношение средних заработных плат педагогов с высшей квалификационной категорией и без квалификационной категории (чем оно выше, тем больше стимулов у педагогов к улучшению своих квалификационных характеристик). В результате было выявлено существенное различие значения данного показателя по регионам. К примеру, на 1 сентября 2008 г . в Магаданской области оно составляло 1,24, в Республике Коми – 1,62, в Калужской области – 1,76, в Сахалинской области – 1,88, а в Волгоградской области – 2,06.

Стаж работы

С момента введения в образовательных учреждениях новой системы оплаты труда очень много говорится о необходимости поддержки молодых специалистов и отказе от формирования заработной платы педагога в зависимости от стажа. Тем не менее многие регионы ввели в НСОТ повышающий коэффициент за стаж, который устанавливается по отдельным группам (их количество может быть любым) (табл. 5).

Таблица 5

Значения повышающего коэффициента за стаж работы

 

Стаж работы, лет

Повышающий коэффициент

Ханты-Мансийский автономный округ

Орловская область

Республика Адыгея

Республика Коми

Пензенская область

> 20

0,25

0,20

Не более 0,15

0,20

0,150

15-20

0,20

0,15

Не более 0,10

0,105

10-15

0,10

0,15

5-10

0,15

0,05

Не более 0,05

0,10

0,070

3-5

0,10

0

0,05 (при стаже свыше 1 года)

0,035

2-3

0,10

0-2

0

0


Во всех представленных регионах коэффициент, учитывающий стаж работы, используется как повышающий коэффициент к окладу (в Орловской области только для педагогов, у которых нет квалификационной категории). Разница между его значениями невелика – все регионы готовы доплачивать педагогам со стажем свыше 15-20 лет около 15–20%. Однако есть и существенные отличия. Так, например, в Орловской области (единственной из всех регионов) предусмотрена поддержка молодых специалистов. В Республике Коми, наоборот, надбавки за выслугу лет молодым специалистам, имеющим специальную доплату, предусмотренную действующим Положением по НСОТ, не устанавливаются. В Республике Адыгея в случае совместительства повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы педагогам за стаж устанавливается только по основному месту работы. В Сахалинской области при установлении размера должностного оклада по ПКГ стаж учитывается только для педагогов, не имеющих квалификационную категорию:

  • от 5985 до 6605 руб. при стаже работы свыше 20 лет;
  • от 5545 до 6130 руб. – от 10 до 20 лет;
  • от 5140 до 5675 руб. – от 5 до 10 лет;
  • от 4755 до 5260 руб. – от 2 до 5 лет;
  • от 4390 до 4855 руб. – до 2 лет.

Следовательно, в этом регионе создаются стимулы для педагогов к повышению квалификации, поскольку максимальный оклад за стаж свыше 20 лет равен окладу педагога, имеющего вторую квалификационную категорию.
Во Владимирской области стаж учитывается как при определении повышающего коэффициента к окладу, так и при установлении стимулирующих выплат (в качестве критерия).
Повышающий коэффициент к окладу в этом регионе составляет:

  • 1,20 при стаже работы более 15 лет;
  • 1,15 – от 10 до 15 лет;
  • 1,10 – от 5 до 10 лет;
  • 1,06 – от 2 до 5 лет;
  • 1,00 – от 0 до 2 лет.

Для установления стимулирующих выплат (надбавка за стаж непрерывной работы выплачивается в общеобразовательных учреждениях, созданных при исправительных колониях) предусмотрены следующие критерии:

  • 5% при стаже работы от 1 до 2 лет;
  • 10% – от 2 до 5 лет;
  • 20% – от 5 до 10 лет;
  • 25% – от 10 до 15 лет;
  • 30% – от 15 до 20 лет;
  • 35% – от 20 до 25 лет;
  • 40% – от 25 лет и более.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на разговоры о поддержке молодых специалистов и создании для них в школе максимально комфортных условий, ситуация не изменилась. В настоящее время, чем больше стаж педагога, тем больше вероятность, что он попадает в группу высокооплачиваемых работников.
Согласно проведенным исследованиям в Амурской области средний стаж 10% самых низкооплачиваемых работников составляет 6 лет, а 10% самых высокооплачиваемых – 35 лет. В Волгоградской области значения этого показателя равны соответственно 11 и 24, в Пензенской области – 8 и 24, а в Республике Коми – 15 и 27.
Средний стаж 10% самых низкооплачиваемых работников по России составляет 9,5 лет, а 10% самых высокооплачиваемых – 21 год. То есть в среднем по стране у самых высокооплачиваемых работников стаж работы почти в 2 раза больше чем у низкооплачиваемых коллег. Однако есть регионы, где значение этого показателя существенно выше – в них, соответственно, не созданы условия для привлечения в отрасль молодых специалистов.

Уровень образования

Повышающий коэффициент за уровень образования используется, прежде всего, в моделях НСОТ, основанных на базовой единице (базовом окладе).
Уровень образования педагогических работников определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов независимо от специальности, которую они получили (за исключением тех случаев, когда это особо оговорено).
Наличие у работников диплома государственного образца "бакалавр", "специалист", "магистр" дает право на установление им должностного оклада, предусмотренного для лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
Окончание трех полных курсов высшего учебного заведения дает право на установление должностных окладов, предусмотренных для лиц, имеющих среднее профессиональное образование.
Уровни образования строго разграничены, но при установлении повышающих коэффициентов их часто объединяют в одну группу (табл. 6 - размещена в полном тексте статьи).
Существуют и другие варианты определения повышающего коэффициента за уровень образования. Например, во Владимирской области, использующей базовые должностные оклады по ПКГ, его значения установлены только для двух уровней: высшее профессиональное образование – 1,07 и среднее специальное образование – 1,0.
В Сахалинской области коэффициента за уровень образования нет. Все оклады по ПКГ установлены для педагогов с высшим образованием. Специалистам, не имеющим высшего профессионального образования и квалификационной категории, при наличии среднего профессионального образования оклады устанавливаются на 10% ниже окладов, предусмотренных для специалиста без квалификационной категории, но с учетом стажа.

 

Ученая степень

Помимо повышающего коэффициента за уровень образования, во многих регионах предусмотрены надбавки или повышающие коэффициенты за ученую степень.
В частности, в Ханты-Мансийском автономном округе коэффициент за ученую степень наравне с коэффициентом за квалификационную категорию является составной частью коэффициента, учитывающего квалификацию, и влияет на формирование оклада: для доктора наук он равен 0,4, для кандидата наук – 0,2.
В Кабардино-Балкарской Республике, несмотря на использование модели, основанной на стоимости ученико-часа, в формулу расчета окладов педагогических работников введен повышающий коэффициент Кзв за ученую степень: для доктора наук Кзв = 1,2, для кандидата наук Кзв = 1,1.
В Сахалинской области надбавка за ученую степень относится к компенсационным выплатам и определяется пропорционально отработанному времени. При этом она не должна быть более одного должностного оклада: для доктора наук – 7000 руб., для кандидата наук – 3000 руб.
В большинстве же регионов надбавку за ученую степень относят к стимулирующим выплатам (табл. 7).

Таблица 7

Значения повышающих коэффициентов за ученую степень в регионах,
использующих НСОТ на основе базовой единицы

 

Ученая степень
Повышающий коэффициент
Республика Адыгея
Тверская область
Кандидат наук
Не более 0,10
0,10
Доктор наук
Не более 0,15
0,20


Таким образом, в регионах нет единого подхода к учету данного показателя при формировании заработной платы педагога. Тем не менее надбавка за ученую степень может стать эффективным инструментом стимулирования учителей к дальнейшему профессиональному росту. Кроме того, в настоящий момент проводится реструктуризация высших учебных заведений в связи с ухудшением демографической ситуации, и введение надбавки за ученую степень может стать решающим аргументом при выборе преподавателем нового места работы.

Условия для молодых специалистов

К основным критериям эффективности введения НСОТ относится оценка условий, созданных для привлечения молодых специалистов в сферу образования.
Молодыми специалистами во всех регионах считаются выпускники учреждений высшего и среднего специального образования, закончившие полный курс обучения и работающие в течение 3 лет после трудоустройства непосредственно в учреждениях образования в соответствии с полученной ими специальностью и квалификацией. Однако условия, созданные для них в разных регионах, так или иначе отличаются.
Например, в Пензенской области рекомендуемый повышающий коэффициент, устанавливаемый молодым специалистам, составляет 0,35. В Республике Хакасия различают выплаты молодым специалистам, работающим в образовательных учреждениях: в размере 30% от оклада – при обычном дипломе и 50% – при дипломе с отличием. Аналогичный подход используется и во Владимирской области:
– высшее профессиональное образование, диплом с отличием – 35%;
– высшее профессиональное образование – 30%;
– среднее профессиональное образование, диплом с отличием – 30%;
– среднее профессиональное образование – 25%.
В Сахалинской области не предусмотрены дополнительные выплаты молодым специалистам, однако наличие у них диплома с отличием напрямую влияет на установление должностного оклада. Молодые специалисты, окончившие учреждение высшего или среднего профессионального образования с отличием, имеют оклад, соответствующий максимальному размеру оклада при стаже работы от 2 до 5 лет, остальные молодые специалисты имеют оклад не ниже среднего размера оклада, соответствующего размеру оклада при стаже работы от 2 до 5 лет.
В Тверской области и Республике Коми доплаты молодым специалистам относятся к компенсационным выплатам. При этом в Республике Коми особое внимание уделяется привлечению кадров в сельские учреждения. Доплаты молодым специалистам там устанавливаются в следующих размерах:
– 25% – имеющим диплом о высшем профессиональном или среднем профессиональном образовании и прибывшим на работу в учреждения образования городов и поселков городского типа;
– 30% – имеющим диплом о высшем профессиональном или среднем профессиональном образовании с отличием и прибывшим на работу в учреждения образования городов и поселков городского типа;
– 35% – имеющим диплом о высшем профессиональном или среднем профессиональном образовании и прибывшим на работу в учреждения образования, расположенные в сельских населенных пунктах;
– 40% – имеющим диплом о высшем профессиональном или среднем профессиональном образовании с отличием и прибывшим на работу в учреждения образования, расположенные в сельских населенных пунктах.
К сожалению, специальные надбавки для молодых специалистов предусмотрены только в 6 регионах из 13. При этом в Орловской области при учете стажа используется специальный коэффициент, равный коэффициенту для педагогов со стажем от 10 до 15 лет.

Пример применения коэффициентов

Наиболее полный учет квалификационных характеристик происходит при использовании модели НСОТ, основанной на базовой единице.

Самыми распространенными вариантами расчета оклада в таком случае будут:

1) О = Б * (1 + К1 + К2 +…+ Кn);
В случае, когда закрепленные коэффициенты меньше 1

2) О = Б * (К1 *  К2 * …  * Кn);
В случае, когда закрепленные коэффициенты больше 1

где О – оклад (должностной оклад) педагогического работника; 
 Б – базовая единица;

   К1, К2, … , Кn – повышающие коэффициенты соответственно за квалификационную категорию, стаж, уровень образования, ученую степень, специфику работы и т. д.

Однако возможны и модификации данной формулы. Например, в Орловской области базовая ставка педагогического работника муниципального общеобразовательного учреждения (в Орловской области вместо понятия "тарифная ставка" используется понятие "базовая ставка") за норму часов педагогической работы в неделю Об определяется по формуле:

Об = Б * (Кк + Кс) * Ксп,

где Об – базовая ставка – ставка за норму часов педагогической работы в неделю;
Б – базовая единица;
Кк – коэффициент квалификации (табл. 8 - приведено в полном тексте статьи);
Кс – коэффициент стажа, который применяется только при отсутствии квалификационной категории и в соответствии с порядком определения стажа педагогической работы, установленным уполномоченным на это компетентным органом в сфере образования (табл. 9);
Ксп – коэффициент специфики работы (при наличии двух и более оснований общий размер коэффициента специфики работы определяется умножением коэффициентов по имеющимся основаниям).

 

Таблица 9

Коэффициенты стажа в Орловской области

 

Стаж педагогической работы
Применяемый коэффициент Кс
Свыше 20 лет
0,20
От 15 до 20 лет
0,15
От 10 до 15 лет
0,10
От 3 до 10 лет
0,05
До 3 лет
0,10


Таким образом, молодой педагог с высшим образованием, который только пришел в школу Орловской области, будет иметь общий повышающий коэффициент 1,38. Если он не улучшит свои характеристики, то при стаже более 3 лет его коэффициент будет равняться 1,33, а при получении второй квалификационной категории – 1,78. Такой подход создает условия для стимулирования постоянного профессионального развития педагогических кадров.
Одной из основных задач перехода на новую систему оплаты труда является повышение мотивации педагогов к качественному труду. Для этого в каждом субъекте РФ должна быть выстроена прозрачная система формирования заработной платы педагогов в зависимости от показателей, характеризующих их профессиональный уровень. Очевидно, что влияние таких характеристик, как квалификационная категория, стаж, уровень образования, наличие ученой степени на формирование оклада будет более действенным, чем наличие стимулирующих выплат при усредненном окладе.
В ходе разработки НСОТ или внесения изменений в уже существующие Положения нужно также учитывать тот факт, что разница в 5% оклада не может стать хорошим стимулом к более качественному труду. В таком случае педагогу будет проще работать по одному из направлений получения стимулирующих выплат, чем повышать свой профессиональный уровень.

Нормативные документы

  • Письмо Минобрнауки России от 26.11.2007 № ИК-244/03 "О направлении модельной методики"
  • Постановление администрации Томской области от 17.08.2009 № 137а "Об утверждении положения о системе оплаты труда работников областных государственных учреждений, находящихся в ведении Департамента общего образования Томской области, и о внесении изменений в постановление администрации Томской области от 27.04.2009 № 80а" (ред. от 18.09.2009)
  • Постановление администрации Сахалинской области от 22.07.2009 № 283-ПА "О системе оплаты труда работников государственных учреждений образования Сахалинской области" (ред. от 23.09.2009)
  • Постановление кабинета министров Республики Адыгея от 01.06.2009 № 113 "О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Адыгея, подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея, по видам экономической деятельности" (ред. от 22.06.2009)
  • Постановление коллегии Орловской области от 15.01.2009 № 5 "Об утверждении примерных положений о базовом общеобразовательном учреждении, управляющем совете (совете учреждения) образовательного учреждения и методических рекомендаций по формированию и распределению фондов оплаты труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях"
  • Постановление администрации Тверской области от 02.12.2008 № 455-ПА "О порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в государственных учреждениях образования Тверской области"
  • Постановление правительства Пензенской области от 30.10.2008 № 736-ПП "Об утверждении положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений образования Пензенской области" (ред. от 30.09.2009)
  • Постановление правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.08.2008 № 202-ПП "О системе оплаты труда работников отдельных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики"
  • Постановление администрации Владимирской области от 30.07.2008 № 544 "Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования" (ред. от 31.12.2008)
  • Постановление главы администрации Волгоградской области от 27.07.2008 № 788 "Об утверждении модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников общеобразовательных учреждений Волгоградской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования"
  • Закон Калужской области от 07.05.2008 № 428-ОЗ "Об установлении региональной системы оплаты труда работников образовательных учреждений" (ред. от 29.05.2009)
  • Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2008 № 82 "О переходе государственных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на новую систему оплаты труда" (ред. от 13.08.2009)
  • Постановление правительства Республики Коми от 22.10.2007 № 241 "Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Коми" (ред. от 18.09.2008)
  • Постановление правительства Республики Хакасия от 19.12.2005 № 425 "Об утверждении положения об оплате труда работников республиканских государственных учреждений Республики Хакасия" (ред. от 25.06.2009)

 

Полный текст статьи читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» №5, май 2010 г .

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение