М.Л. Корневич, учитель школы № 708, Москва
Безопасные условия труда в кабинете физики
Документация общего характера по безопасным условиям труда
Программой по физике в средней школе предусмотрено выполнение демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ, они являются обязательными для учителя физики. Поэтому знание безопасных условий труда для учителя физики становятся просто необходимыми. Учитель должен не только сам знать правила техники безопасности, но и уметь донести их до сознания учащихся, требуя безусловного выполнения их на уроках. В каждом кабинете физики необходим набор инструкций по безопасным условиям труда. Удобно их расположить на отдельном стенде, доступном как для учителя, так и для учащихся.
Журнал инструктажа учащихся школы по безопасным условиям труда:
ЖУРНАЛ ИНСТРУКТАЖА УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ №____
ПО БЕЗОПАСНЫМ УСЛОВИЯМ ТРУДА-------
класс--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- № п/п ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Ф.И.
инструктируемого
учащегося---------------------------------------------------------------------------------------- Подпись
учащегося--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дата инструктажа----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Содержание инструктажа----------------------------------------------------------------------------------------------------- Подпись учителя, проводившего инструктаж------------------------------------------------------------------------- Подпись старосты----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примечание
На одном из первых уроков учителю физики рекомендуется провести первичный (вводный) инструктаж по безопасным условиям труда и правилам поведения в кабинете физики. При проведении каждой последующей лабораторной или практической работы учитель подробно разбирает с учащимися те положения инструкции безопасных условий труда, которые необходимы для данной работы. Проведение инструктажа сопровождается последующей записью в классном журнале. Для удобства учителю физики рекомендуется иметь отдельный журнал инструктажа учащихся по безопасным условиям труда. Журнал пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется подписью директора школы и печатью учреждения.
На первом занятии после проведения первичного инструктажа (вводного) в журнале расписываются все учащиеся, в дальнейшем только староста.
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ПК .______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Должностные обязанности
по охране труда
учителя физики и заведующего кабинетом
Учителя и заведующие кабинетами
являются ответственными за организацию и
проведение на вверенных им участках
занятий и работ в соответствии с
требованиями охраны труда. Они
обеспечивают:
- выполнение постановлений, распоряжений
и приказов Московского комитета
образования по вопросам охраны труда;
- включение вопросов безопасных условий
труда, производственной санитарии и
противопожарной техники в планы уроков
по физике и в экзаменационные билеты;
- создание всех необходимых мер для
здоровых и безопасных условий труда и
занятий, а также контроль за выполнением
установленных положений, правил, норм по
охране труда;
- проведение лабораторных занятий и
других работ только при наличии
соответствующего оборудования и других
условий, требуемых правилами и нормами
охраны труда;
- размещение установок и стендов в
соответствии с правилами и нормами по
технике безопасности и производственной
санитарии;
- безопасное состояние учебных мест,
приборов, инструментов;
- нормальное санитарное состояние
учебных рабочих мест, приборов,
инструментов;
- нормальное санитарное состояние
помещений;
- ввод в эксплуатацию вновь созданных, а
также реконструируемых кабинетов с
санкции приемной комиссии;
- составление и ежегодный пересмотр
инструкций по технике безопасности,
производственной санитарии и
противопожарной безопасности,
осуществление надзора за выполнением (инструкции
согласовываются с профкомом школы и
утверждаются директором);
- систематическое проведение первичного
и повторного инструктажа с лаборантом и
учащимися, соответствующее их оформление;
- ежегодную разработку мероприятий по
охране труда для включения их в планы и
соглашения по охране труда;
- выполнение мероприятий, включаемых в
соглашение по охране труда;
- своевременное расследование и учет
несчастных случаев, связанных с работой
учащихся в кабинетах физики и принятие
необходимых мер по устранению причин,
которыми вызваны несчастные случаи;
- проверку знаний и выполнение лаборантом
и учащимися правил и инструкций по
безопасным условиям труда;
- тщательную проверку подготовленных
опытов;
- проведение в сроки, установленные
администрацией и ПК школы контроля за
состоянием охраны труда в кабинетах
физики
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК
______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Правила пожарной безопасности
в кабинете физики
- Каждый работник школы, каждый учащийся
должен обязательно знать и обязательно
выполнять правила пожарной безопасности,
в случае возникновения пожара принять все
зависящие от него меры к спасению людей и
тушению пожара.
- Помещение должно содержаться в чистоте.
Весь сгораемый мусор и бумагу следует
систематически выносить из кабинета.
- В кабинете должны быть средства для
тушения пожара: огнетушитель, песок,
плотное одеяло.
- В физическом кабинете запрещается работа
учащихся с электрическими и
нагревательными приборами без
руководства учителя или лаборанта.
- Материальные ценности в кабинете физики
хранятся строго по ассортиментам. При этом
не разрешается совместное хранение легко
воспламеняющихся жидкостей с другими
материалами.
- К работе допускаются учащиеся, которые
знакомы с техникой безопасности.
- По окончании работы в кабинете
ответственный за пожарную безопасность
должен тщательно осмотреть помещение,
устранить все недочеты. Снять напряжение с
электросети рубильником или двухполюсным
выключателем.
- В процессе эксплуатации электрической
сети и электрических приборов
воспрещается подвешивать электропроводку
на гвоздях и заклеивать обоями, применять
электропровода с поврежденной изоляцией,
использовать некалиброванные
предохранители, обертывать электрические
лампы бумагой или тканью, использовать
электропровода для подвешивания стендов,
таблиц.
- Нельзя оставлять без присмотра
включенные в электрическую сеть приборы.
- В случае возникновения пожара в кабинете
необходимо соблюдать спокойствие, снять
напряжение с электрической сети,
эвакуировать учащихся по плану школы,
позвонить по телефону 01.
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК
______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Инструкция по безопасным
условиям труда
в кабинете физики (лаборатории) для
учащихся
- Будьте внимательны, дисциплинированы,
осторожны, точно выполняйте указания
учителя.
- Не оставляйте рабочего места без
разрешения учителя.
- Располагайте приборы, материалы,
оборудование на рабочем месте в порядке,
указанном учителем.
- Не держите на рабочем месте предметы, не
требующиеся для выполнения задания.
- Перед тем, как приступить к выполнению
работы, тщательно изучите ее описание,
уясните ход ее выполнения.
- Производите сборку электрических цепей,
изменения в них, монтаж и ремонт
электрических устройств только при
отключении источника питания.
- Не включайте источник электропитания без
разрешения учителя.
- Проверяйте наличие напряжения на
источнике питания или других частях
электроустановки с помощью прибора для
измерения напряжения.
- Следите за тем, чтобы изоляция проводов
была исправна, а на концах проводов были
наконечники. При сборке электрической
цепи провода располагайте аккуратно, а
наконечники плотно соединяйте с клеммами.
- Выполняйте наблюдения и измерения,
соблюдая осторожность, что бы случайно не
прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим
частям, находящимся под напряжением).
- Не прикасайтесь к конденсаторам даже
после отключения электрической цепи от
источника электропитания, их сначала
нужно разрядить.
- По окончании работы отключите источник
электропитания, после чего разберите
электрическую цепь.
- Обнаружив неисправность в электрических
устройствах, находящихся под напряжением,
немедленно отключите источник
электропитания и сообщите об этом учителю.
- При получении стеклянной посуды
проверьте ее цельность, не ставьте посуду
на край стола и близко к нагревательным
приборам. Помните, что стекло не
выдерживает резких перепадов температуры,
не наливайте в стеклянную посуду горячей
воды без предварительного прогрева сосуда.
- При работе с источниками тепла (электроплитками,
газовыми горелками, спиртовками)
соблюдайте максимальную осторожность.
Помните, что длинные волосы могут быть
источником травматизма при
невнимательной работе с нагревательными
элементами. При работе с нагревательными
приборами пользуйтесь изолирующими
прокладками.
- Колющие и режущие инструменты при
неправильном использовании могут
причинить травму вам или вашему товарищу.
Будьте предельно осторожны при работе с
этими инструментами.
- Для сохранения зрения будьте осторожны
при работе с источниками света. Не
смотрите на сильные источники света без
предохранительных светофильтров.
- Осторожно обращайтесь с химически
активными веществами.
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК
.______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Правила по безопасным
условиям труда
7 КЛАСС
- Будьте внимательны, дисциплинированы,
осторожны. Точно выполняйте указания
учителя.
- Не оставляйте рабочего места без
разрешения учителя.
- Располагайте приборы, материалы,
оборудование на рабочем месте в порядке,
указанном учителем.
- Не держите на рабочем месте предметы, не
требующиеся для выполнения задания.
- Перед тем, как приступить к выполнению
работы, тщательно изучите ее описание,
уясните ход ее выполнения.
- При пользовании весами взвешиваемое тело
кладут на левую чашку весов, а разновесы на
правую.
- Взвешиваемое тело и разновесы нужно
опускать на чашки весов осторожно, не
роняя их.
- По окончании работы с весами разновесы и
гири помещают в футляр, а не на стол.
- При работе с мензурками нельзя
пользоваться сосудами с трещинами или с
отбитыми краями.
- Если сосуд разбит в процессе работы, то
осколки нельзя убирать со стола руками или
тряпкой, надо пользоваться щеткой или
метелкой с совком.
- При работе с динамометром нельзя
нагружать его так, чтобы длина пружины
превысила ограничитель по шкале.
- При выполнении практических работ, в
которых применяются нитки, помните, что
нитки нельзя обрывать пальцами, надо
применять ножницы.
- При опускании груза в жидкость нельзя
резко отпускать груз.
- При использовании рычага-линейки не
забывайте придерживать свободный от
грузов конец рукой.
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК
.______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Правила по безопасным
условиям труда
8 КЛАСС
Тема: “ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ”
- При выполнении лабораторных работ нельзя
пользоваться разбитой стеклянной посудой
или посудой с трещинами.
- Стеклянные колбы при нагревании нужно
ставить на асбестовые сетки. Воду можно
нагревать до 60-70 С.
- Осколки стекла нельзя собирать со стола
руками. Для этого нужно использовать щетку
с совком.
- Не оставляйте без присмотра
нагревательные приборы.
Тема: “ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ”
- При сборке электрической цепи провода
располагайте аккуратно, а наконечники
плотно соединяйте с клеммами.
- Следите, чтобы изоляция проводов была
исправна, а на концах проводников были
наконечники.
- Все изменения в электрической цепи и ее
разборку можно проводить только при
выключенном источнике электрического
питания.
- Не включайте электрическую цепь без
проверки ее учителем.
- Во всех случаях повреждения
электрического оборудования,
измерительных приборов и проводов
необходимо отключать напряжение и
сообщать об этом учителю.
- Категорически запрещается трогать что-либо
на демонстрационном столе и
электрораспределительный щит.
ТЕМА: “ОПТИКА”
- При работе со стеклом нужно быть очень
осторожным и внимательным, чтобы не
разбить его и исключить порезы.
- При работе с линзами не следует касаться
оптического стекла руками, чтобы не
загрязнить его.
- При обнаружении трещин на стекле и линзах
нужно прекратить и сообщить учителю.
- Осколки стекла нельзя стряхивать руками.
Для этого нужно использовать щетку и совок.
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК
.______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Правила по безопасным
условиям труда
9 КЛАСС
- Будьте внимательны, дисциплинированны,
осторожны. Точно выполняйте указания
учителя.
- Не оставляйте рабочее место без
разрешения учителя.
- Располагайте приборы, материалы,
оборудование на рабочем месте в порядке,
указанном учителем.
- Не держите на рабочем месте предметы, не
требующиеся для выполнения задания.
- Перед тем как приступить к выполнению
работы, тщательно изучите ее описание,
уясните ход ее выполнения.
- При использовании весов взвешиваемое
тело кладут на левую чашку весов, а
разновесы на правую.
- Взвешиваемое тело и разновесы нужно
опускать на чашки весов осторожно, не
роняя их.
- При окончании работы с весами разновесы и
гири помещают в футляр, а не на стол.
- При работе с динамометром нельзя
нагружать его так, чтобы длина пружины
превышала ограничитель на шкале.
- При выполнении практических работ, в
которых применяются нитки, помните, что их
нельзя обрывать пальцами, надо
использовать ножницы.
- При опускании груза в жидкость, нельзя
резко отпускать его.
- При использовании рычага-линейки не
забывайте придерживать свободный от
грузов конец рукой.
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК
______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Правила по безопасным
условиям труда
10 КЛАСС
Тема: “МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА”
- При выполнении лабораторных работ нельзя
использовать разбитые стеклянные трубки,
трубки с трещинами.
- Соблюдайте осторожность при работе со
стеклянной посудой.
- Осколки стекла нельзя собирать со стола
руками. Для этого нужно использовать щетку
и совок.
Тема: “ЭЛЕКТРОДИНАМИКА”
- Располагайте приборы, материалы,
оборудование на рабочем месте в порядке,
указанном учителем.
- Не держите на рабочем месте предметы, не
требующиеся для выполнения работы.
- Производите сборку электрических цепей,
изменения в них, монтаж в них только при
отключенном источнике питания.
- Не включайте источник питания без
разрешения учителя.
- Проверяйте наличие напряжения на
источниках питания или других частях
электроустановки с помощью прибора для
измерения напряжения.
- Следите, чтобы изоляция проводов была
исправна, а на концах проводов были
наконечники. При сборке электрической
цепи провода располагайте аккуратно, а
наконечники плотно соединяйте с клеммами.
- Выполняйте измерения и наблюдения,
соблюдая осторожность, чтобы случайно не
прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим
частям, находящимся под напряжением).
- Не прикасайтесь к конденсаторам, даже
после отключения электрической цепи от
источника питания, их сначала нужно
разрядить.9.По окончании работы отключите
источник питания, после чего разберите
электрическую цепь.
- Обнаружив неисправность в электрических
установках, находящихся под напряжением,
немедленно отключите источник тока и
сообщите об этом учителю.
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК
______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Правила по безопасным
условиям труда
11 КЛАСС
- Будьте внимательны, дисциплинированны,
осторожны. Точно выполняйте указания
учителя.
- Не оставляйте рабочее место без
разрешения учителя.
- Располагайте приборы, материалы,
оборудование на рабочем месте в порядке,
указанном учителем.
- Не держите на рабочем месте предметы, не
требующиеся для выполнения задания.
- Перед тем, как приступить к выполнению
работы тщательно изучите ее описание,
уясните ход ее выполнения.
- При работе со стеклом нужно быть очень
осторожным и внимательным, чтобы не
разбить его и исключить порезы.
- При работе с линзами не следует касаться
оптического стекла руками, чтобы не
загрязнить его.
- При обнаружении трещин на стекле и линзах
прекратить работу и сообщить учителю.
- Осколки стекла нельзя собирать со стола
руками. Нужно использовать щетку и совок.
- Проверку электрических цепей, изменение
в них, монтаж и ремонт производите только
после отключения источников питания.
- Не включайте источники питания без
разрешения учителя.
- Проверяйте наличие напряжения на
источнике питания или других частях
электроустановки с помощью приборов для
измерения напряжения.
- Следите, чтобы изоляция проводов была
исправна, на концах проводов были
наконечники. При сборке цепи провода
располагайте аккуратно, а наконечники
плотно соединяйте с клеммами.
- Выполняйте наблюдения и измерения,
соблюдая осторожность, чтобы случайно не
прикоснуться к оголенным проводам.
- По окончании работы отключите источник
питания, после чего разберите цепь.
- Обнаружив неисправность в электрической
установке, находящейся под напряжением,
немедленно отключите источник питания и
сообщите учителю.
Заключение
Мы надеемся, что предлагаемый нами подбор инструкций по данной теме сэкономит время учителю физики по подготовке к проведению демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ. Позволит сделать их выполнение безопасным для учеников.
Данные инструкции составлены в соответствии с действующими программами и нормативными документами по безопасным условиям труда.
Список литературы
Шилов В.Ф. Техника безопасности в кабинете физики. - М.: Просвещение, 1979
год.
Приказ Министерства образования РФ № 92 от 27.02.95 года.
Программы общеобразовательных учреждений "ФИЗИКА. АСТРОНОМИЯ" М.: Просвещение, 1998 год.
|