Б.В. Куприянов
Авторские лагеря как воспитательные организации
Словосочетание «авторские лагеря Костромской области» возникло с чьей то легкой руки в начале 90-х годов. Скорее всего, именно в это время были осознаны не-одиночность и не-однообразность данного социокультурного явления. Видимо, название сформулировалось по аналогии с авторскими школами (воспитательными системами), закрепилось в повседневной речи и научных исследованиях, однако должного обоснования не получило. Этот текст представляет собой попытку представить описание авторского лагеря как социально-педагогического явления.
Одним из наиболее адекватных вариантов трактовки феномена авторского лагеря является понятие – «воспитательной организации». А.В. Мудрик под воспитательной организацией предлагает понимать разновидность социальных организаций, которые специально создаются государством и негосударственными структурами, и имеют своей основной задачей социальное воспитание определенных возрастных групп населения.
Оссобенности авторских лагерей
Принцип вхождения воспитанника в воспитательную организацию.
Функции воспитательной организации
Взаимоотношения с воспитательными организациями
Взаимоотношения с государством, различными общностями, организациями
Пространственно-временные характеристики
Специфика субъектов, осуществляющих социальное воспитание, преобладающий стиль отношений
Обоснование понятия
___________________________________________________________________
Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 04-06-00222а).
Литература:
Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С.111.
Соколов Р. Социальное участие и социальное воспитание в контексте представлений о гражданском обществе// На стороне подростка. - №3. –2000-2001.– С.22-24
Асафова Т.Ф. Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми в российской провинции второй половины ХХ века: автореф.дисс… канд пед. наук. – Кострома: КГУ, 2002.– С.8.
Шмаков С. А. Нужна ли летнему лагерю идеология?// Народное образование. – 2000.– № 4-5.– С. .70
Андромонова И.М. Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики (1960-1985). Дисс…канд. пед. наук.– Кострома. КГУ им. Н.А.Некрасова, 1999. – С.85.
Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. - М.: Знание, 1990.- С.16
Ланцберг В., Кордонский М. Технология группы (сокращенный вариант)// Сельская школа со всех сторон .– 2001.– №20.
|