Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Внеклассная работа

Б.В. Куприянов. Авторские лагеря как воспитательные организации (продолжение)

Обоснование понятия.В двадцать одной диссертационной работе по филологии и по одной (искусствоведение, философия, история), которые были защищены в нашей стране с 1987 года по настоящее время, проблема авторства рассмотрена в следующих контекстах: автор как элемент художественного процесса определенной эпохи, в том числе институт авторства как социокультурный феномен; философская концепция автора, авторское мировоззрение; формы, способы, стиль творческого выражения авторской позиции, точки зрения и проч.; диалог автора с иными субъектами творческого процесса, например с героем, читателем, или в системе автор- посредник (герой, повествователь, текст)- читатель.

Для психолого-педагогической науки категория авторства также не является новой. Проблему распознавания авторской позиции при изучении школьниками и студентами литературы поднимали Л.А. Забродина, В.А. Лимерова, Е.Н. Плыщевская, И.В. Рогожина. А.И. Беляева в 1999 году обратила внимание на формирование умений авторского редактирования у студентов университета. Т.Г. Пузыни в своей кандидатской диссертации, ввела категорию «авторство подростков». Впервые понятие авторство было применено по отношению к ребенку, воспитаннику, ученику. Главной задачей в этом смысле, как указывает в обосновании актуальности проблемы сам соискатель, является преодоление искусствоведческого, психологического характера, метафоричности при использовании термина «авторство». Диссертантка попыталась показать, как в детоцентричном образовательном процессе должна строиться педагогическая деятельность по развитию у подростка мотивации и способностей к самоидентификации в качестве творца – созидателя.

Разрабатывалась феноменология педагогического авторства: авторские курсы учителя (Т.П. Михайлова), авторский урок (И.Б. Трубникова), авторское учебное пособие (И.Ю. Кукушкина), авторские учебные программы (С.В. Обоева, Л.Н. Кузьмина), авторская методика в начальных классах (Н.Н. Ананьева), авторская система деятельности педагога-мастера (В.В. Анисимова, А.В. Перушкин), авторский класс (О.А. Извина). Авторство в рамках педагогических (воспитательных) систем высокого уровня , авторская школа (Т.С. Перекрестова, Т.В. Цырлина). На основе трактовки понятия в словарях, можно считать, что «авторство» – не что иное, как принадлежность произведения автору, разновидность субъектного и субъективного отношения к творческому продукту (произведению науки, литературы и искусства) в процессе его создания и использования. В соответствии с этим , авторский – это лагерь, задуманный и осуществленный автором (авторами).

Согласно современным словарям под авторской школой понимают обычно экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Опираясь на те же источники можно утверждать, что авторские лагеря возникли вслед за авторскими школами, в рамках определенной моды на педагогическое авторство. В своей кандидатской диссертации Т.Ф. Асафова назвала данное явление социально-педагогическим творчеством. Автор определила социально-педагогическое творчество как «процесс создания новых образцов жизнедеятельности поливозрастных воспитывающих общностей, обеспечивающих саморазвитие личности в процессе преобразования окружающей социальной среды». Опираясь на эту идею можно говорить об авторских лагерях как социально-педагогической инновации, общественно-педагогической инициативе.

Доказательством того, что авторские лагеря возникли вслед за авторскими школами, может служить тот факт, что расцвет авторских лагерей пришелся на начало 90-х годов, а термин авторская школа вошел в обиход в конце 80-х годов. Также как и авторские школы, лагеря появились в обстановке «децентрализации управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования».

Общей чертой авторских школ и авторских лагерей является еще и то, что их концепции и практика обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и лагерей, «часто строятся на противопоставлении этой практике, её критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными». Основа авторского лагеря, как и авторской школы – это заранее разработанный оригинальный (отсюда - авторская школа) концептуальный проект.

Еще одна аналогия. Если в авторских школах в роли создателей выступали как учёные, так и практики, то в авторских лагерях это были практики, часть из которых становилась учеными в процессе создания своей авторской концепции воспитания. Широкая эксплуатация понятия «авторская школа», привела к тому, что этот термин стали применять и к наиболее известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий («колония А.С. Макаренко», «школа В.А. Сухомлинского» и др.). То же самое можно сказать и о «Комсорге», «Комсорге ПТУ» времен А.Н. Лутошкина и Л.И. Уманского, о «Соколенке» 70-80гг.

Поэтому рискнем предположить, что авторский лагерь, это такая воспитательная организация, в которой все участники общности (опытные и начинающие педагоги, дети и взрослые) ориентируются на самореализацию в качестве автора, развиваются и соответствующие способности. Причем предметность у этого авторства различная: для педагогов – авторское мероприятие, методическая разработка, авторская программа, авторская система работы и т.д., а для подростков – авторство поступка, выбора, проекта маленькой жизни, называемой лагерной сменой.

Остановимся на региональной истории социального воспитания в авторских лагерях последних четырех десятков лет.

Как указывал С.А. Шмаков, «в 60–е годы – годы «оттепели» – ведущей идеей стала коллективная организаторская творческая деятельность, создание самобытных лагерных детских организаций» . Существенную роль в осуществлении воспитательных инноваций сыграл Всероссийский лагерь «Орленок», который «стал ориентироваться на личность ребенка, … на акции заботы об окружающей жизни (идеи коммуны юных фрунзенцев И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро, г. Ленинград), на развивающий досуг как феномен отечественной культуры (С.А. Шмаков, О.С. Газман, А.А. Фомин, С.Н. Сафонов, Л.А. Балашкова, г. Новосибирск). В этот период, по свидетельству С.А. Шмакова, «стали возникать авторские клубы и летние лагеря энтузиастов каникулярной педагогики – «Искатель» Е. Волкова (г. Тула), «Каравелла» Вл. Крапивина (г. Свердловск), «Синегория» О. Газмана (г. Новосибирск), «Неунывайки» В. Ширяева (г. Липецк) и др.

Возможно, родственным или родительским явлением по отношению к авторским лагерям следует считать течение организаторов педагогических отрядов 70-х годов (движение педотрядов).

Определенную роль в развитии общественно-педагогического движения в стране сыграли решения XII съезда ВЛКСМ, проходившего в апреле 1958 года. В документах съезда указывалось на необходимость воспитания активных, умелых, убежденных граждан, развития у подрастающего поколения общественной активности и «формирование навыков общественника».

В работе И.М. Андромоновой отдельный параграф посвящен подготовке учащихся-организаторов в лагерях актива. Первым региональным инструктивным лагерем комсомольского актива старшеклассников был созданный в 1961 году в Курской области «Комсорг». Основателем лагеря был Л.И. Уманский, в развитии его идей большую роль сыграли Е.И. Дымов, А.С. Крикунов, А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков, А.С. Чернышев, Е.А. Шанин. Задачи курского «Комсорга» определялись следующим образом: «подготовка лидеров к организаторской работе в школе, поиск новых эффективных форм организации жизнедеятельности старшеклассников» .

В Костромской области отправной точкой в формировании современной ситуации следует считать 1973 год - создание лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг». В 1978-79 году возникают лагеря комсомольского актива учащихся ПТУ – «Комсорг ПТУ» и пионерского актива – «Соколенок». Как видно из анализа педагогической практики тех лет, активно шли инновационные процессы в воспитании (правда, мы сейчас говорим о провинции).

Хотя лагерь пионерского актива в Костромской области существовал и до «Соколенка»– 1957-61 гг., его организатором был С.М. Миценгедлер. Период до 1973 г., не может быть непосредственно признан началом истории авторских лагерей, так как эта тенденция не нашла в полной мере продолжения в дальнейшем.

Возникновение костромского «Комсорга» связано с переездом в начале 70-х из Курска – Льва Ильича Уманского и Анатолия Николаевича Лутошкина. По мнению С.Д. Полякова в этот период, обнаружилась тенденция к замыканию коммунаров в своих коллективах, к уменьшению числа коммунарски-ориентированных педагогов. Кроме этого, произошло снижение социального пафоса движения, на первый план вышли внутренние педагогические, а порой досуговые задачи .

Лагеря актива в этот момент стали островками коммунарства, замкнутыми педагогическими лабораториями, сохранявшими коллективно-творческую деятельность в качестве социально-педагогического инструмента. Своеобразие периода создания авторских лагерей в Костромской области состоит в том, что в этом явлении переплелось социально-педагогическое с общественно-педагогическим. Ведь, с одной стороны, лагеря актива создавали комсомольские органы, с другой, в них в полной мере отражалась педагогическая самодеятельность преподавателей и сотрудников пединститута, студентов, общественности. Творчество педагогов-общественников так ярко разворачивалось в условиях временного летнего объединения, скорее всего благодаря специфики загородного центра. Здесь возможно развернуть достаточно «плотно контролируемое» пространство – воспитывающую среду.

Первые авторские лагеря, как следует из документов и научных публикаций 70-х гг. были предназначены для «обучения и воспитания комсомольского актива школ области и исследования эффективности подготовки комсомольского актива школьников в условиях специализированного лагеря. Параллельно с этой задачей, в тесном взаимодействии и взаимопроникновении с предыдущей, решается задача исследования социально-психологических аспектов развития лагерного комсомольского отряда как коллектива», – писали А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский в 1976 г. В 1989 А.Г. Кирпичник указывал: «Более пятнадцати лет практической и исследовательской работы педагогического коллектива Костромского областного лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг» имени лауреата премии Ленинского комсомола А.Н. Лутошкина были направлены на поиск оптимальной системы обучения и воспитания старшеклассников, в которой главное действующее лицо – сам старшеклассник.

Если в начале 70-х «Комсорг» был классическим лагерем – школой комсомольского актива. Само слово «школа» задает традиционное значение определенного места, куда приходят учиться, следовательно, на первом месте стоит овладение учащимся знаниями, умениями, навыками. С другой стороны, то, что комсорги считали себя в лагере представителями школьных комсомольских организаций, оформляло миссионерский контекст: «мы должны научиться здесь комсомольской работе, чтобы улучшить жизнь своих сверстников в родных школах». С третьей стороны Костромской «Комсорг» отличала военизация и игровая символика гражданской войны. Характерно такое наблюдение: «…в 1989 году я первый раз приехал в «Комсорг» в качестве гостя. Был вечер, лагерь собирался на «вечернюю поверку» – так назывался ритуал, завершающий день жизни. Отряды выстраивались рядом с плацем, во главе - командир отряда, рядом – инструктор. Духовой оркестр заиграл марш. Отряды строгими колоннами друг за другом выходили и занимали свое место. Прозвучали четкие команды, рапорт командиров – ответственному дежурному по лагерю …Затем очень коротко выступили комиссар лагеря и начальник штаба лагеря..».

В такой внешней атрибутики быта и жизнедеятельности лагеря угадывались черты, описанные А.С. Макаренко в главе «Командирская педагогика» «Педагогической поэмы». Практика совместной деятельности поставила на повестку дня вопрос о том, как называть временное объединение, возникшее в колонии им. А.М. Горького для заготовки хвороста. Опираясь на военно-партизанскую романтику революционной борьбы, которая непосредственно и существенно отразилась в сознании колонистов, А.С. Макаренко, пользуясь терминологией, принятой в Красной армии, задал слова, определившие игровой контекст жизни и быта колонии на долгие годы: «отряд», «рапорт», «командир отряда».

В школе комсомольского актива овладение старшеклассником организаторской деятельностью было связано с предъявлением образцов этой деятельности педагогически коллективом, соревновательность между отрядами «Комсорга» формировала общий дух стремления к победе, преодоления себя, совершенствования себя как организатора совместной деятельности.

Характеризуя этикет первого этапа существования «Комсорга», следует отметить формулу официального обращения, обязательное ношение форменных элементов одежды – «комсорговских пилоток».

Для понимания взаимоотношений в процессе обучения важно, что задача педагога в лагере актива – удовлетворение спроса учеников на знания, навыки; задача ученика - потребительская (узнать, научиться) . Взаимоотношения педагог – воспитанник носят императивный характер, объективно воспитатель осуществляет воздействие на ребенка с целью усвоения последним необходимого учебного содержания. Поэтому в воспитаннике ценятся способности к обучению, природные данные, усердие, доминирующий критерий оценки здесь успеваемость. По социальному контексту отношения педагога и воспитанника можно трактовать при помощи таких социальных ролей как тренер, преподаватель, мастер. Посещение занятий является обязательным для ребенка, принявшего решение стать учащимся данного образовательного учреждения, так как пропуск занятий препятствует успешному освоению последующего материала. Образование в лагере комсомольского актива в высокой степени профессионализировано, как правило, поэтому специфично высокой регламентированностью обучения: строгим расписанием занятий, обязательностью для всех воспитанников освоения учебного содержания. Обучение здесь выступает в таких видах и методах как индивидуально-групповое, дифференцированное, репродуктивное, присутствует организация самостоятельной работы, зачетная форма аттестации.

Специфика просвещения была связана с тем, что значительное число участников смен оставляли учащиеся старших классов сельских школ области, поэтому - содержательно ориентировано на расширение общей эрудиции. Во-вторых, особенность просвещения вызывалась характером информации, доступной для значительной части населения в тот период. Закрытыми в 70-80 гг. были очень многие темы, и пытливые старшеклассники не находили ответы на важные ответы. Просвещение в «Комсорге» было направлено на снятие и этих противоречий. «Комсорг» в первые годы своей жизни известен уникальными Колизеями, по воспоминаниям современников А.Н. Лутошкин по приезде на базу организовывал строительство необычного сооружения, напоминавшего древне римский Колизей. На этой площадке возникали удивительные диалоги, которые чаще всего вел сам Анатолий Николаевич.

Содержание индивидуальной педагогической помощи связано с содействием в самоопределении по отношению к осваиваемой организаторской деятельности, которая для многих становилась основой будущей профессии, некоторые сложности возникали у старшеклассников при овладении организаторской деятельностью.

Большой интерес вызывают изменения, которые стали происходить в авторских лагерях в середине 80-х годов. Прежняя яркость коммунистических идеалов утрачивалась, однако, открытый отказ от идеологии ВЛКСМ и ВПО им. В.И. Ленина был не возможен.

За период в 70-80 годы во всех трех авторских лагерях происходили динамические процессы. Так, например, первоначальная группа людей, которые основали лагерь «Комсорг» (А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский) в конце 70-х – начале 80-х реально уступила место другой команде (В.Г. Асафов, А.Г.  Кирпичник, Н.М.  Рассадин), в конце 80-х годов в «Комсорге» вновь произошло изменение группы руководителей (В.П. Ижицкий, А.Г. Кирпичник, Т.С. Шахова).

Середина 80-х годов весьма любопытное время, когда вначале незаметно, а потом все более ощутимо характер социального воспитания в авторских лагерях стал меняться. В этот период в «Комсорге» и «Соколенке» закладывались основы нового видения предназначения авторского лагеря, которые можно обозначить как студийность. Черты этого нового явления можно описать так:

- в студии молодежь участвует в совместном творческом процессе под руководством авторитетного мастера, постепенно приобретая все большую самостоятельность,

- студия предполагает на только обучение основам художественного ремесла, но и способствует формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца,

- студия обозначает также группу молодых художников, объединенных общими взглядами на искусство.

Особая ситуация в авторских лагерях того периода связана с возрастанием роли художественного творчества, может быть особую роль сыграла ценность методического творчества среди группы старших по возрасту педагогов. Определенную роль сыграла специфика коллективной организации деятельности, которая прекрасно укладывается в схему разработки и реализации творческого проекта. В содержании организуемого социального опыта значительную роль стали играть опыт совместной созидательной художественной деятельности, опыт демонстрации результатов творческого процесса, опыт созерцания художественных произведений. Среди форм особое место заняли массовые шоу-мероприятия (концерты, спектакли, представления-конкурсы). Педагоги по отношению к воспитанникам все чаще выступали в социальной роли художественных руководителей (режиссеров, хореографов, постановщиков). Специфично выглядело в то время просвещение подростков: японская поэзия, лирика серебряного века и т.п.

Второй этап развития авторских лагерей в Костромской области – 90 годы ХХ века и начало ХХ I века. Начавшие изменения были обусловлены противоречием между социально-педагогическим энтузиазмом, захватившим студентов и преподавателей историко-педагогического факультета и, ограниченностью пространства для его реализации. Другими словами, воспитывающая общность историко-педагогического факультета в своем развитии стала социокультурной стихией изменения социальной среды, создав новые ниши воспитательной деятельности.

Вторым источником возникновения являлось ощущение неполного соответствия существующих программ деятельности «Комсорга» и «Соколенка» новым общественным условиям. Отсюда понятно, почему основной идеей, по которой создавались авторские лагеря в этот период, была альтернатива. Это означает, что созидание проходило под девизом «Делать все не так, как в «Комсорге», «Соколенке»!». Альтернативное направление объективно выражалось как в поиске форм организации деятельности, так и в попытках проектирования нового содержания деятельности временных летних детских объединений. В то же время не стоит забывать, что альтернативные идеи выдвигали и воплощали выходцы из «Комсорга», «Комсорга ПТУ», «Соколенка». Авторские лагеря в это время возникали в ситуации высокой степени независимости от государственного заказа на содержание социального воспитания и отсутствия государственной регламентации при оформлении педагогического замысла.

Начало процесса положила организация в 1989 году лагеря пионерского и комсомольского актива города Шарьи «Трубач». Следует подчеркнуть, что «Трубач» 1989-90 года лагерь пионерского и комсомольского актива, – своеобразный микрокомсорг, только в отдельно взятом районном центре. Объективно эта программа была ориентирована на подготовку организаторов досуга. С 1991 года в «Трубаче» возникает и развивается тенденция к подчинению совместной деятельности осмыслению духовно-нравственных ценностей. Смена 1992 года была построена так, что каждый день основного периода был посвящен какой либо нравственной категории: «Добро», «Справедливость», «Красота» и т.д.

За счет перехода педагогов из одного лагеря в другой, проведения совместных мероприятий, общего культурно-образовательного пространства историко-педагогического факультета Костромского педагогического института происходило влияние новых систем на «Комсорг» и «Соколенок». В обоих лагерях определенный импульс получили инновационные процессы. Нельзя, конечно, не учитывать то обстоятельство, что именно в это время отошли в небытие ВПО имени а и ВЛКСМ. К тому же в обеих общностях сменились руководители.

С 1990 года ведет свою историю лагерь абитуриентов Костромского пединститута «Летний колледж» (в некоторых документах лагерь «Абитуриент»), где С.П. Афанасьеву удалось воплотить оригинальную идею образовательной программы подготовки абитуриентов к поступлению в вуз. Сама идеология «Летнего колледжа» во многом опережала свое время и была, да, наверное, и остается, по сей день, не в полной мере соответствующей отечественной культуре воспитания в летних объединениях (чего стоит, хотя бы отказ от традиционной организации ночного отбоя). Остроумное сочетание в образовании – школьно-репетиторской схемы, а организации социального опыта – игрового клуба было замечательной находкой авторов программы.

Лагерь старшеклассников «Город Надежда» возник в том же году, что и «Летний колледж», при поддержке городского комитета ВЛКСМ. И по подбору старшеклассников, и по содержанию деятельности эта программа была досуговой, ориентированной на педагогическую помощь юношам и девушкам – жителям города Костромы в организации своего свободного времени. Затем все большее число ребят стали составлять советы старшеклассников школ города, а в 1995 году «Город Надежда» стал лагерем советов старшеклассников Костромского района (это было связано с тем, что команда лагеря перешла на работу в одну из школ района). Сложности финансирования программы из средств муниципального образования привели к тому, что уже с 1998 года лагерь превращается в лагерь областной ассоциации учащейся молодежи Российского Союза Молодежи. Новый виток изменений связан с тем, что в 2000 году «Город Надежда» объединил три программы: две образовательные – «Школа юного фермера», «Школа юного менеджера» и – программу для старшеклассников Российского Союза Молодежи. В 2004 -2005 годах педагогический коллектив «Города Надежды» включил в свою программу кружковцев Областного дворца творчества юных.

В июле – августе 1993 года возникает летняя математическая школа, ныне – летняя многопредметная школа (ЛМШ). Получив поддержку современных меценатов, этот авторский лагерь являет собой пример реализации программы с образовательного профиля. Базой для ЛМШ является государственное образовательной учреждение дополнительного образования детей «Центр по работе с одаренными школьниками».

В начале 90-х годов общественно-педагогическое движение авторских лагерей приобрело принципиальное отличие от практики предыдущих лет. Отличие состоит в отказе от попыток сделать всех детей – участников временных объединений – субъектами организации совместной деятельности. Более принципиальным стало обеспечить субъектность ребенка в его собственной деятельности. Кроме того, особенность нашего времени состоит в оформлении целостного профиля возникающего лагеря. Поиск содержания и форм закончился к середине 90-х, началось созидание законченных систем.

В 1994 году проводит свою первую смену лагерь ролевых игр «Кентавр». Новым в явлении этого лагеря было открытое признание игрового содержания совместной деятельности. Старшеклассников приглашали поиграть в сказочный мир, описанный американским фантастом Роджером Желязны в книгах «Янтарные Хроники» («Хроники Амбера»). Вызревание и рождение «Кентавра» происходило в общности лагеря «Трубач». Педагоги «Трубача» в ходе инновационного поиска остановились на использовании ситуационно-ролевых игр, заимствовали подходы и методики объединения по интересам «Город Мастеров», пригласили их в Шарью, сами стали участниками многих мероприятий в Москве и Подмосковье. Так в основу деятельности лагеря «Кентавр» положены ролевые игры, правомерное признанные многими в качестве вида художественного творчества это сообщество по своему характеру следует признать студийным объединением.

На следующий год после «Кентавра» был организован лагерь клуба старшеклассников города Костромы, названный впоследствии «Мир людей». В 1995 году для студентов вузов и ссузов – членов Российского Союза Молодежи была запущена программа «Академгородок», несколько лет спустя возник еще один студенческий лагерь – «Лидерлэнд».

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение