Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Дополнительное образование

ГОДОВОЙ ЦИКЛ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛИЦЕЯ

С.Ю. Свешников *)

Современные подходы к пониманию воспитательного процесса выдвинули целый ряд новых понятий, которые более точно позволяют описать этот процесс да и вообще жизнь образовательного учреждения. Одним из таких новых слов является понятие «воспитательное событие». «Событийный подход является практической альтернативой «мероприятийному» воспитанию, поскольку ориентирован не на «событие ради события», но на «событие ради со-бытия», то есть на преобразование реальности повседневного взаимодействия и общения детей и взрослых». (Д.В. Григорьев). Многолетний опыт педагогической работы привел нас к созданию концепции воспитательной системы общеобразовательного лицея, опирающейся на систему восьми ключевых воспитательных дел В.А. Караковского.

Годовой цикл воспитательных событий Муниципального общеобразовательного лицея №34 г. Костромы включает в себя как ежемесячные крупные, в подготовке и проведении которых принимают участие практически все учащиеся и педагоги образовательного учреждения, так и ряд более мелких, сопутствующих воспитательных событий, так или иначе логически связанных с традициями лицея, календарными датами страны, города. Остановимся на самых значительных.

Таблица 1.

№ п/п Название воспитательного события Время проведения
1 Осенние коммунарские сборы Конец второй- третьей недели сентября
й День Лицея 19 октября
3 Новогодний КВН 28(29) декабря
4 Зимние коммунарские сборы Начало января (каникулы)
5 Научно-практическая конференция Март (конец 3-й четверти)
6 Фестиваль детского творчества Март (весенние каникулы)
7 Благотворительная акция «От сердца к сердцу» Апрель – май
8 Празднование Дня Победы Май

 

Дважды в течение учебного года, в сентябре и январе, старшеклассники лицея участвуют в ставших уже традиционными коммунарских сборах . Осенние сборы проходят, как правило, в форме спортивной туристской эстафеты, полосу препятствий для которой готовят участники неоднократного победителя и призера городских и областных соревнований лицейского турклуба «РИФ» (Романтики, Искатели, Фантазеры). Юные туристы заранее выезжают на место проведения сборов – в лесную полосу в район поселка Караваево в нескольких километрах от города – с полным снаряжением, проводят предварительный осмотр территории, разбивку лагеря, готовят место для проведения будущих стартов на пересеченной местности.

Участники сборов – учащиеся 10 - 11 классов лицея – под руководством директора лицея, заместителя директора по воспитательной работе, военного руководителя и своих кураторов совершают полуторачасовой пеший переход к месту проведения сборов. По прибытии на место лицеисты ставят палатки, разжигают костры, оборудуют отрядные места, занимаются приготовлением пищи, готовятся к преодолению полосы препятствий, активно отдыхают. В программу сборов входят общие построения со сдачей рапортов, туристическая эстафета, смотр отрядных мест, конкурс стенгазет, соревнования отрядных поваров, всевозможные творческие конкурсы. Все победители награждаются шуточными дипломами, форма и текст которых были разработаны еще во время проведения самых первых сборов в начале 90-х годов. На момент проведения данного воспитательного события 10-е классы как ученические коллективы существуют всего две недели (они формируются из учащихся разных школ города на основе результатов экзаменов за курс основной школы и прохождения творческих конкурсов в соответствии с избранным для дальнейшего обучения профилем), поэтому главной задачей сборов их организаторы считают сплочение новых коллективов, более тесное знакомство ребят друг с другом в неформальной обстановке, создание ситуаций, требующих от них взаимовыручки, терпения, понимания друг друга. А 11-классники, как более опытные туристы и лицеисты со стажем, год назад прошедшие подобную подготовку, на сборах являются и помощниками организаторов, и полноправными участниками всех мероприятий. Финальным аккордом сборов является ритуал посвящения 10-классников в лицеисты, когда им в буквальном смысле слова приходится пройти «огонь, воду и медные трубы», и посвящение новых классных воспитателей, впервые получивших 10 классы (это бывает не каждый год), в кураторы. Педагогам вручаются факелы как символ вечного творческого горения, они произносят торжественную клятву. Значение данного воспитательного события, проводимого в начале нового этапа лицейской жизни старшеклассников, которое для учащихся действительно становится настоящим событием, трудно переоценить.

Логичным продолжением осенних сборов являются коммунарские сборы, проводимые во время зимних каникул на базе одного из интернатных учебных заведений города или на туристической базе в течение двух дней. В организации и проведении зимних сборов принимают участие студенты университета. В отличие от осенних сборов, в которых участвуют все старшеклассники лицея, на сборы январские приглашаются только активисты, ребята, наиболее зарекомендовавшие себя с положительной стороны в общественной жизни лицея, реальные и потенциальные лидеры. Являясь по своей сути своеобразной школой актива, сборы помогают лицеистам раскрыться, попробовать себя в незнакомой роли, даже помогают некоторым учащимся преодолеть страх, впервые выйти на сцену и произнести с нее первые несколько слов, а также позволяют посмотреть на себя как бы со стороны, оценить свое поведение в коллективе, свое место в нем, осмыслить свое отношение к товарищам и их отношение к себе. В этом воспитательное событие, проводимое с использованием коммунарской методики – одно из самых значимых и действенных событий года, лежащих в основе всей дальнейшей деятельности лицея.

Ключевым воспитательным событием октября является проводимый 19 октября праздник, именуемый Днем Лицея . Это центральное имиджевое событие года для всего учебного заведения, так как на этот праздник, как правило, собираются выпускники лицея разных лет, на нем подводятся итоги работы, намечаются планы на будущее, награждаются лицеисты, отличившиеся в науках, спорте, творчестве. Поздравить образовательное учреждение с праздником приходят известные люди города, чья жизнь так или иначе связана с лицеем, представители костромских вузов, стоявших у истоков создания лицея как учебного заведения нового типа. Лицеисты - старшеклассники представляют на суд зрителей творческие программы, посвященные, как правило, А.С.Пушкину, его царскосельским товарищам, а также успехам и проблемам собственной лицейской жизни.

В торжественном праздничном собрании принимают участие лишь избранные представители лицеистов из разных параллелей, педагоги и гости. Но это не значит, что День Лицея – праздник не для всех. 19 октября традиционно является неучебным днем, всех лицеистов ждет большая праздничная программа. В помещении лицея, а также за его пределами, в концертных, выставочных и спортивных залах города проходят многочисленные праздники, встречи, экскурсии, просмотры, дискуссии, соревнования, ребята в этот день совершают поездки по историческим и литературным местам города и области, приобщаются к культурному и духовному наследию, российской истории.

Творческим завершение первого полугодия, яркой возможностью проявить свои способности и таланты, событием, к которому готовятся, начиная с сентября, является Новогодний КВН между сборными 9-х, 10-х и 11-х классов. На одном из заседаний совет старшеклассников определяет тему очередного КВНа и сообщает ее командам. С этого момента и начинаются процессы командообразования, творческого поиска, написания сценариев выступлений, репетиционный период. Сама работа над подготовкой к участию в КВНе оказывается не менее интересной, чем непосредственное участие в игре. Ребята проявляют массу выдумки, смекалки, придумывая репризы, монологи, костюмы, сюрпризы для зрителей и жюри. Само проведение КВНа – яркий, веселый, запоминающийся праздник юмора, находчивости, дружбы, взаимного расположения и хорошего настроения.

В лицее создано и функционирует научное общество лицеистов (НОЛ), действующее с целью выявления и воспитания одаренных детей и подростков. Это добровольное творческое формирование учащихся лицея, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности под руководством ученых, педагогов и других специалистов. НОЛ выполняет роль экспертизы знаний и является средством повышения социального статуса знаний. Члены НОЛ – учащиеся 8-11-х классов. Руководит работой НОЛ заместитель директора лицея по научно-методической и инновационной работе. Задачами НОЛ лицея являются:

  •   диагностика одаренных школьников;
  •   раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;
  •   содействие эффективности профориентации лицеистов;
  •   воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.

Творческим выражением работы членов НОЛ является участие ребят в лицейских, городских, областных и региональных олимпиадах по различным областям знаний, работа над проектами, защита рефератов на профильных экзаменах, на конкурсах «Шаг в будущее», а также участие в проведении предметных недель, декад, работе предметных секций ежегодной мартовской научно-практической конференции . Планированием и проведением недель и декад руководят методические кафедры и объединения педагогов лицея. Так как во время тематической научной недели конкретному предмету или предметам отводится максимум времени по расписанию, то практикуется чтение лекций для педагогов и учащихся ведущими учеными города по различным областям знаний, проводятся семинары с выступлением лицеистов, творческие лаборатории с различной тематикой и видами деятельности учащихся, часто связанными с решением нестандартных задач. Предметные научные недели можно считать важным этапом первичного выявления возможностей ребят и их умения работать над какими-либо научными вопросами и проблемами.

Для выступления с научными докладами на пленарных заседаниях конференции и для участия в работе предметных секций приглашаются преподаватели костромских вузов. Их цель – познакомить участников конференции с тем, какие научные направления являются приоритетными на сегодняшний день. Ученые с большим интересом участвуют в обсуждении проектов и рефератов лицеистов, представленных на конференцию. Под проектной деятельностью мы понимаем совместный поиск путей достижения общего результата, конечного пункта в ходе познания явления, творчества или игры. Участие в проектной деятельности позволяет лицеисту максимально раскрыть свой потенциал, проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, показать публично достигнутый результат (найденный способ решения интересной проблемы, имеющей прикладное значение, значимое для самих учащихся и окружающих людей). В ходе проектной деятельности вырабатываются и развиваются специфические умения, которые жизненно необходимы учащимся. Одновременно работают 8-9 секций, в которых принимают участие ребята в соответствии со своими учебными и научными интересами (учащиеся 10 – 11 классов – в качестве докладчиков, учащиеся 8 – 9 классов – в качестве оппонентов и гостей). Наиболее многочисленными ежегодно бывают секции биологии, физики, литературы. Свои исследования, как правило, представляют более двухсот учащихся лицея, лучшие из них принимают участие в городских и областных Днях науки, конференции «Шаг в будущее», тезисы их выступлений печатаются в лицейском сборнике. Итоги работы конференции, как и многих других воспитательных событий, отражаются на страницах газеты «Лицеист». Здесь высказываются мнения, даются оценки тем или иным событиям в жизни лицея, публикуются фотографии победителей, докладчиков и другие материалы. Это подчеркивает тот факт, что в научной работе учащиеся лицея могут выразить себя, осуществить пробу своих сил и понять меру своих возможностей.

Данное воспитательное событие, позволяющее включать учащихся в поисковую, дискуссионную деятельность, в ходе которой они приобретают опыт участия в массовых научно-практических конференциях, развивают критичность мышления, приобщаются к серьезной исследовательской деятельности, коммуникативной культуре, помогает успешно решать задачи самореализации лицеистов.

В течение весенних каникул в лицее проводится Фестиваль детского творчества, в рамках которого проходят выставки детского творчества, рисунка, конкурсы чтецов, театральные премьеры, отборочные концерты по параллелям, большой праздничный гала-концерт, в котором принимают участие как ребята 1-11 классов, так и их педагоги, а также гости из других учебных заведений, музыкальных школ и хореографических коллективов, выступающих совместно с лицеистами. Все участники гала-концерта становятся лауреатами и дипломантами фестиваля и награждаются призами, дипломами и памятными значками, изготовленными по оригинальному эскизу, придуманному членами совета старшеклассников несколько лет назад. Победители фестиваля получают право в течение текущего и следующего учебного года являться участниками всех развлекательных, тематических программ и концертов, проводимых в лицее. Среди них есть и многократные лауреаты фестиваля, и свои звезды. Некоторые ребята связывают свою дальнейшую жизнь с искусством, поступая в музыкальные, художественные, культурно-просветительные, театральные учебные заведения. Креативному развитию учащихся способствуют контакты и встречи ребят с творческой элитой города Костромы. Друзьями и частыми гостями лицея стали композиторы, хореографы, артисты театра и кино, священники, поэты и писатели.

Огромное влияние на становление и совершенствование личности учащихся оказывает помощь и поддержка, оказываемая лицеистами членам Областной общественной организации молодых инвалидов «Белый дельфин» и воспитанинкам Ченцовского детского дома. В течение нескольких лет в лицее в апреле-мае проходит многодневная благотворительная акция «От сердца к сердцу», в ходе которой учащиеся собирают средства в фонд помощи молодым инвалидам, проводят благотворительные продажи различных изделий, созданных своими руками, зарабатывают средства на трудовых десантах, проводят благотворительные концерты, посещают детский дом, семьи молодых инвалидов и оказывают адресную помощь. Завершающим аккордом акции является большой благотворительный концерт, на который приглашаются родители учащихся, жители микрорайона, общественность города, представители власти и духовенства (концерт, как правило, проводится в пасхальную неделю), ребята из Ченцовского детского дома, представители ОООМИ «Белый дельфин». Выступления гостей, концертные номера силами учащихся лицея, воспитанников детского дома, иностранных школьников, ежегодно проходящих стажировку в лицее в рамках различных образовательных программ, передача собранных средств и вещей представителям общества «Белый дельфин» становятся значительным воспитательным событием в жизни лицея. Учащиеся осознают, что могут оказать кому-то реальную помощь, что разговоры старших о гуманизме и милосердии – это не пустые слова, что они могут иметь конкретное выражение, конкретного адресата, конкретные имя и фамилию. А с ребятами из Ченцовского детского дома, которых всего 27 и которые принимают самое активное участие как в этой акции, так и во многих других лицейских воспитательных событиях, учащиеся лицея дружат целыми классами, приглашают с ответным визитом, проводят совместные праздники, вечера, походы, помогая адаптироваться в сложных условиях взрослой жизни и им, и себе.

Май традиционно – самый насыщенный воспитательными событиями месяц. Это и Праздник Последнего звонка, и подготовка к Выпускному балу, и подведение итогов годовых творческих программ с занесением результатов в классные «Книги лицеиста», и события, связанные с празднованием Дня Победы. Последнее из названных событий наиболее значимо для лицеистов, так как в стенах лицея уже в течение 16 лет существует музей 3-го Ленинградского ордена Отечественной войны первой степени артиллерийского училища, за свою деятельность занесенный в Книгу Почета на Поклонной горе в Москве и входящий в число 16 лучших школьных музеев страны. В нем собраны материалы об истории училища, его выпускниках и преподавателях. Идея создания музея принадлежит ветеранам училища и администрации лицея, так как в 1941 году училище было эвакуировано в Кострому и располагалось в палатках в Березовой роще вблизи железнодорожной станции, а позднее – в военном городке на улице Никитской, как раз на том месте, где сейчас стоит лицей. Списки выпускников пополняются и по сей день благодаря работе в архивах, поисковой деятельности учащихся лицея и активистов совета ветеранов. Уникальность музея состоит в том, что в него часто приходят те, кому он посвящен – ветераны, причем не только по приглашению учащихся в дни официальных встреч в феврале и в мае. Выпускники 3-го ЛАУ живут сегодня во многих городах бывшего Советского Союза. В лицее встречи проходят ежегодно в канун майских праздников, каждый год на них собираются ветераны-костромичи, а раз в 2-3 года съезжаются и иногородние выпускники 3-го ЛАУ. К подобным встречам (последняя состоялась в мае 2005 года) учащиеся готовятся в течение всего учебного года, изучают материалы музея, пишут письма и приглашения ветеранам, готовят им подарки своими руками. Прибытие ветеранов, их торжественный марш под звуки военного оркестра по территории лицея перед колоннами застывших лицеистов, встречи с классными коллективами, совместное возложение цветов и гирлянд к Вечному огню – все это надолго остается в памяти ребят, имеет бесспорное воспитывающее значение. Мало где можно увидеть подобным образом организованное тематическое воспитательное событие.

Мы коснулись лишь некоторых воспитательных событий, которыми наполнена жизнь учащихся лицея №34 г. Костромы в течение учебного года. Возникшая система работы не исключает возможности появления в годовом цикле событий разовых, ситуативных.

Использованная литература:

•  Воспитательное пространство: опыт региона: Монография / Под ред. Н.М. Рассадина. – Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул» (И.В. Васильев), 2006. – 211 с.

•  Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия », 2004.– 240с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

СВЕШНИКОВ Сергей Юрьевич – выпускник филологического факультета КГПИ им. Н.А. Некрасова, стаж педагогической работы – 21 год. Работал в общеобразовательных школах Костромского района и города Костромы, в течение семи лет руководил МОУ лицей №34. Имеет почётные звания «Отличник народного просвещения», «Директор года – 98», «Директор года – 99», «Народный педагог». Кандидат педагогических наук. В настоящее время – старший преподаватель кафедры теории и истории педагогики КГУ им. Н.А. Некрасова, заместитель декана индустриально-педагогического факультета по научной работе.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение