Программа военно-патриотического воспитания "Музей"
Коротышева Юлия Николаевна,
заместитель директора по воспитательной работе
ГОУ СОШ № 250 С-Петербурга
Оглавление
1. Концептуальные основы программы……………………………..
(Актуальность, педагогическая целесообразность)
2. Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания……....
(Базисная платформа программы, особенности, сроки действия, ориентированность)
3. Цель. Задачи программы………………………………………………………
4. Предполагаемый результат…………………………………………………….
Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса.
5. Содержание воспитания………………………………………………………...
(О сновные социальные институты и субъекты военно-патриотического воспитания обучающихся, с тупени развития программы, схема взаимодействия между участниками программы «Музей», направлениям деятельности)
6. Механизмы реализации содержания воспитания…………………………….
7. Список литературы……………………………………………………………….
8. Приложение………………………………………………………………………..
(Кадровое обеспечение программы, схема взаимодействия структурных подразделений программы, материально-техническое обеспечение, календарный план классного руководителя по реализации программы, план работы школьного музея, план работы ученического Совета школьного музея).
1. Концептуальные основы программы.
Программа военно-патриотического воспитания учащихся «Музей» разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Программой патриотического воспитания в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы с учетом предложений Отдела образования администрации Кировского района.
Россия всегда была и остается страной высокой духовности. Россиянам свойственны любовь к родной земле, гордость за свою принадлежность к России. Патриотизм в России – это проявление любви к своему народу, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации - определены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их достижения посредством государственной политики в области образования. Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в этой программе.
Актуальность программы связана с тем, что в современном обществе, обедненном истинными ценностями человеческой души и моральными качествами, воспитание должно быть обращено к духовной сфере человека.
Стало очевидным, что традиционный взгляд на процесс воспитания, обращенный к классической авторитарной педагогике, не способствует этой цели. Нужны новые принципы, и типы педагогического знания. В основу программы военно-патриотического воспитания «Музей» положен принцип уникальности каждого ребенка, богатство его внутреннего мира. Воспитательные мероприятия лишь средство раскрытия этой уникальности. Каждый ребенок может попробовать себя в том или ином деле, и здесь не важна результативность, важен результат воспитательного воздействия на человеческие качества ребенка.
Педагогическая целесообразность заключается в необходимости воспитания внутренних качеств ребенка, способных преобразовать бездуховность окружающего мира, защитить человека от дурных поступков, помыслов и деяний.
2. Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания.
Программа имеет базисную платформу, которой является музей 12 Гвардейского Трижды Краснознаменного Ордена Ленина Красносельско - Павловского артиллерийского полка.
Своеобразность патриотического направления воспитания, продиктована традиционно сложившейся системой учебно-воспитательной работы на базе музея школы № 250 и осуществляется через взаимодействие с Советом ветеранов полка и местной общественной организацией «Советом ветеранов муниципального округа Ульянка». Таким образом, в микрорайоне Ульянка создается определенное культурно-нравственное пространство со своими военно-патриотическими традициями, основным характером работы которого становится приоритетное направление «Забота», направленное на воспитание духовных качеств детей и подростков.
В программе обращение к событиям, явлениям, проблемам подается через знакомство с людьми – ветеранами войны, жителями блокадного Ленинграда, жителями микрорайона Ульянка, теми, кто вроде бы не оставил особого следа в истории, но запомнился своим современникам добросовестным служением делу, добротой и честностью. Такой “персонифицированный” подход позволяет уйти от слишком общих и морализаторских рассуждений, а также усилить эмоционально-образную составляющую воспитания.
Личный контакт с ветеранами, жителями микрорайона, стали частью воспитания. Педагогу не нужно придумывать материал для патриотической беседы, он «всегда под рукой» - это богатый опыт ветеранов, бабушек и дедушек, пап и мам. И человек начинает «видеть» мир вокруг себя, учится сопереживать, открывает в себе такие качества, как забота о ближнем, доброжелательность, толерантность.
Такой подход позволяет осуществлять “ненавязчивое” воспитание, т.е. воспитание, понимаемое гуманистической педагогикой, как создание благоприятных условий для развития лучших качеств человека. Увлекаясь событиями прошлого, пытаясь разобраться в них, понять поступки людей, мотивы, которые ими двигали, ребята невольно оказываются в поле вечной борьбы добра и зла. Они начинают размышлять, сомневаться, искать ответы, а значит духовно взрослеть.
Программа носит комплексный характер, т.к. дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования. Кроме того, у программы есть единый связующий стержень - историко-культурологическое содержание через школьный музей боевой славы.
Особенности программы:
1. Направленность воспитательной среды на воспитание духовно-нравственных качеств человека.
2. Наличие теоретико-методологической базы школьного музея боевой славы как платформы воспитательного процесса, что создает целенаправленную воспитательную ситуацию: любой поступок, любое мероприятие направляется и оценивается с позиций патриотического воспитания.
3. Основное содержание составляют способы организации деятельности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ориентиров.
4. Сущность воспитания заключается в раскрытии внутреннего мира ребенка, его уникальности и неповторимости.
5. Досуговая сфера рассматривается как практика удовлетворения духовных потребностей развития ребенка в деятельности и поступках на благо общества.
Система воспитания, основанная на принципах патриотизма, включает в себя: воспитательное пространство микрорайона через взаимодействие с Советом ветеранов муниципального округа Ульянка; музейное пространство в школе, воспитание культуры через систему национальных традиций, муниципальных, районных и школьных праздников и конкурсов; воспитание здорового образа жизни; воспитание петербуржца через причастность к историческому и культурному наследию города.
Программа рассчитана на период с 2005 по 2015 годы.
Программа ориентирована на учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы.
3. Цель. Задачи программы.
Основная идея программы «Музей» заключается в формировании готовности их служения Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, положительных тенденций развития общества.
Цель программы - содействовать патриотическому воспитанию и гармоничному нравственному развитию детей и подростков через раскрытие научных, художественных, литературных, музыкальных и других способностей на примере жизненного пути ветеранов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда; помочь ребенку распознать истинные ценности человеческой души, принять их и воплотить в жизнь.
Задачи программы:
- содействовать развитию качеств, навыков, модели поведения, мотиваций и установок, позволяющих реализовывать и отстаивать человеческую систему ценностей;
- формировать гармонию подрастающего человека с самим собой и окружающим миром;
- раскрыть в ребенке творчество его души, умение ценить жизнь;
- формировать личностную установку на милосердие;
- развивать активную гражданскую позицию;
- вовлекать учащихся в процесс сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.
4. Предполагаемый результат. Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса.
Выпускник школы - житель микрорайона - петербуржец:
ЧЕЛОВЕК , богатство души которого делает его нравственным, уникальным; способным к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.
ГРАЖДАНИН , уважающий законы своего государства, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо этого общества, способный интегрироваться в мировую культуру, не теряя национальной самобытности.
ПАТРИОТ , преданный своему народу, любящий свое Отечество и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Главные ценности, характеризующие программу «Музей» - это человечность, милосердие, толерантность, активная гражданская позиция, чувство гордости за свое Отечество.
5. Содержание воспитания
Содержание программы реализуется о сновными социальными институтами и субъектами военно-патриотического воспитания обучащихся :
Государственным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 250 Кировского района города Санкт-Петербурга
Советом ветеранов муниципального округа Ульянка
Советом ветеранов 12 Гвардейского арт. полка
семьями обучающихся
социальным окружением в микрорайоне Ульянка
учреждениями дополнительного образования (ДДЮТ, ЦДСТТ), на базе которых осуществляется включение обучающихся в конкурсное движение по военно-патриотическому направлению
военно-спортивными клубами и секциями на базе школы и микрорайона, в которых заняты обучающиеся
средствами массовой информации
государственными органы, осуществляющие патриотическое воспитание (АППО, РОО, НМЦ).
Особенностью программы является ступенчатость ее содержания. Она тесно связана с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Осознание социальных поступков, патриотических потребностей и духовных качеств на каждой ступени начинается с мотивации, затем ребенок знакомится с качеством и принимает его за основу своего поведения, учится жить и управлять этим качеством, тренируя его в делах и поступках. При этом происходит индивидуализация качества. У каждого человека оно окрашивается в свои оттенки, преломляется в своей области. Процесс включения в активную патриотическую деятельность начинается для учащихся 1 класса 1 сентября, когда они при знакомстве со школой знакомятся со школьным музеем и ветеранами 12 Гвардейского арт. полка и продолжается до торжественной церемонии вручения аттестатов выпускникам 11 класса, когда результаты их работы в музее трансформируются в благодарности и грамоты различного уровня.
Ступени развития программы «Музей»
музей |
11 класс
|
Ступень 8. Мой выбор.
Содержание: самоопределение в продолжение образования. Экскурсии в Воинские Части, на предприятия и в организации района. Встреча с выпускниками школы. Передача опыта самоуправления младшим школьникам.
|
музей |
10 класс |
Ступень 7. Я - на пороге выбора профессии.
Содержание: знакомство с миром профессий, изучение и познание самого себя, своих способностей. Самовоспитание и самообразование. Посещение элективных курсов по выбору.
|
музей |
9 класс |
Ступень 6. Я - россиянин.
Содержание: Знакомство с культурой народов России, с народными традициями, фольклором. Осознание духовных и нравственных ценностей через специально организованную деятельность через музей и Совет ветеранов.
|
музей |
8 класс |
Ступень 5. Я – житель региона.
Содержание: Изучение истории общенациональных праздников через судьбы ветеранов-гвардейцев полка и посредством экспозиции музея. Первый опыт участия в школьном самоуправлении. Организация благотворительной ярмарке в микрорайоне.
|
музей |
7 класс
|
Ступень 4. Я - житель Санкт-Петербурга.
Содержание: изучение истории и культуры Санкт-Петербурга на базе музея и посредством экскурсионной деятельности при поддержке МО Ульянка. Знакомство с судьбами людей – жителей блокадного города, проживающими на территории Муниципального округа. Экскурсии и походы по местам боевой славы. Уход за обелисками и мемориальными досками. Участие в смотрах и конкурсах микрорайона.
|
музей |
5-6 класс
|
Ступень3 . Я – житель Кировского района.
Содержание: знакомство и изучение истории Великой Отечественной войны на примере подвигов воинов-гвардейцев 12 Гвардейского арт. полка, сражавшегося на территории района. Участие в работе по благоустройству, природоохранной деятельности. Первые шаги к осознанию деятельности самоуправления внутри класса.
|
музей |
3-4 класс
|
Ступень 2. Я – житель микрорайона.
Содержание: знакомство с историей своего микрорайона, традициями, судьбами его жителей. Занятия в кружках и секциях дополнительного образования микрорайона. Элементы самостоятельного познания окружающего мира.
|
музей |
1-2 класс |
Ступень 1. Я – школьник.
Содержание: посещение школьного музея, изучение истории школы, знакомство со школьными традициями. Первые шаги жизни в классном коллективе. Познание мира через умение слышать другого человека. |
Взаимодействия между участниками программы «Музей»
Расширение рамок музейного пространства школы как базовой структуры, использование тесного сотрудничества с Муниципальным образованием, Советом ветеранов муниципального округа Ульянка позволяют выстраивать патриотическую работу, превращая ее в систему.
Учащиеся школы – активные участники детских объединений в микрорайоне и школе во внеурочное время.
Патриотическому воспитанию способствуют Уроки мужества с ветеранами и жителями микрорайона, спланированные совместно с Советом ветеранов. Эти встречи способны воспитывать осознанную причастность к судьбе Отечества, патриотизм и гражданскую позицию ребенка.
Такое сотрудничество осуществляется по следующим направлениям деятельности:
Автобусные экскурсии, организованные Муниципальным Советом МО Ульянка, походы по местам боевой Славы приближают к пониманию истории государства, воспитывают в них чувство ответственности.
Участие в митингах, возложении цветов к мемориалам в сотрудничестве с Советом ветеранов, работа по уборке воинских захоронений является показателем милосердия, раскрывает бескорыстное трудолюбие, осуществляется по принципу добровольности.
Переписка с ветеранами вызывает у ребят неподдельное чувство радости, а также и чувство скорби, когда приходит конверт, извещающий о смерти ветерана.
Высокую нравственность формирует работа отряда «Милосердие», когда к больным ветеранам учащиеся приходят на дом, поздравляют с праздниками, помогают в быту – это сближает людей.
Реализация патриотического воспитания через проведение акций «Подарок ветерану», «Письмо ветерану», «Открытка ветерану», «Открытка на парадной», «Свеча в музее» воспитывает уважение к ветеранам и людям пожилого возраста, способствует развитию инициативы, творчества.
Особое значение в системе патриотической работы имеет организация и участие в благотворительной ярмарке-продаже поделок, поскольку средства, вырученные в ярмарке, поступают в фонд местной общественной организации «Совета ветеранов муниципального округа Ульянка»
Система конкурсов, разработанная совместно с Советом ветеранов муниципального округа Ульянка, позволяет учащимся проявлять инициативу, воспитывать у ребят чувство гордости за свое Отечество. Концертные программы для ветеранов, встречи и конференции помогают осознать свою сопричастность к истории Родины, воспитывают толерантность.
6. Механизмы реализации содержания воспитания.
Механизм реализации программы основывается на взаимодействии и совершенствовании структурных подразделений обеспечивающих воспитание патриотизма, нравственных норм поведения в социуме.
Данная программа включает организационные формы и методические средства, обеспечивающие условия для проявления духовных качеств ребенка и подростка:
Использование музейного пространства школы для проявления разнообразных форм развития ребенка. Для расширения рамок воспитательного пространства, повышения уровня образования и воспитания школьников существует система кружковой работы на базе школы по следующим направлениям деятельности:
Военно-патриотический кружок «Зарница»
Детское объединение «Пламя» на базе школьного музея
Занятия по интеллектуальному развитию с выходом на результат (разноуровневый подход к проектированию уроков Мужества с ветеранами и жителями МО Ульянка, спецсеминары для экскурсоводов школьного музея);
Экскурсионная работа осуществляется по направлениям:
поисковая работа с архивом музея
работа групп «Милосердие» и «Забота»
переписка с ветеранами
экскурсионная деятельность в музее
Участие в районных и городских конкурсах, акциях, играх военно-
патриотической, спортивной, художественно-эстетической направленности на разных уровнях:
Школьный уровень:
Конкурсы:
литературного творчества (конкурсы чтецов)
литературно-музыкальных композиций по направлениям деятельности
рисунков
открыток для ветеранов
плакатов
поделок
патриотической песни
танцевальный конкурс-смотр патриотической тематики
спортивные конкурсы и соревнования (волейбол, АРМ-реслинг, гимнастика, лыжи, теннис, шашки, спортивное ориентирование, туризм)
«Здоровье и мы»
Муниципальный уровень:
Конкурс патриотической песни
Конкурс литературно-музыкальных композиций, посвященный Дню Победы
Конкурс газет к 9 Мая
Традиционные встречи с ветеранами и жителями микрорайона «Ульянка»
Концертные программы для жителей и ветеранов микрорайона «Ульянка»
Благотворительная ярмарка-продажа поделок в фонд Совета ветеранов войны микрорайона «Ульянка»
Экскурсии по местам боевой славы
Районный уровень:
Пробег Памяти.
Веселые старты.
Конкурс экскурсоводов школьных музеев.
Конкурс «Растим патриотов России»
Конференция «Война. Блокада. Ленинград»
Осенние и весенние туристские соревнования в парке «Александрино».
Участие в Научно-практической конференции.
Первенство по стрельбе из пневматической винтовки.
Соревнования допризывной молодежи.
Зарница.
Легкоатлетическое четырехборье.
Осенний и весенний кросс.
Веселые старты.
Городской уровень:
Конкурс экскурсоводов школьных музеев.
Конкурс Комитета ветеранов войны и военной службы на лучший школьный музей города.
Женская десятка.
Пробег наций.
Акция «Я выбираю спорт»
Акция «Подарок солдату».
Лыжня России.
День добровольного служения городу.
Всероссийский уровень:
Турнир по боксу посвященный памяти Кусикьянса по боксу
Всероссийский турнир на призы Соловьева Н.Н.
Соревнования по греко-римской борьбе «Кубок Святогора»
Международный уровень:
Конкурс «Окрась мир звуками»
Организация самостоятельной и творческой поисковой работы учащихся в микрорайоне (подготовка выступлений, конференций, рефератов, сообщений на НПК);
Циклическая структура тематических воспитательных периодов (Недель Доблести и Славы, Патриотических Месячников), и праздников исходя из традиций школы;
Воспитательные периоды (Недели и Месячники) приурочены к проведению школьных праздников по военно-патриотической тематике:
(цветом выделены мероприятия, проводимые школой в связи с существованием школьного музея)
-День Памяти и Скорби
- День Памяти А. Корзуна
-День Артиллерии
-День Пожилого человека
- День героев Отечества
-День полного освобождения Ленинграда от блокады
-День защитника Отечества
-День Победы
Недели Доблести и Славы, Патриотические Месячники включают в себя проведение акций:
«Подарок ветерану»,
«Открытка ветерану»,
«Письмо ветерану»,
«Свеча в музее»,
«Открытка на парадной»,
«Милосердие».
Благотворительная ярмарка продажа поделок, средства от которой поступают в фонд Совета ветеранов Муниципального Образования Ульянка
Митинги:
- у переднего края обороны Ленинграда в Лигово
- у мемориальной доски на улице Солдата Корзуна
- участие в Параде победителей 9 мая
самоуправленческую общественную деятельность учащихся, которая основывается на существовании на базе школьного музея детского патриотического объединения «Пламя», имеющего свою организацию деятельности, символику, Положение, план работы.
7. Список литературы.
1. Асмолов А.Г. Дополнительное образования как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, 1997, № 9.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982.
3. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. - М., 1989.
4. Белова В.В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования. Сб. норм. и метод. материалов. - М., 1999.
5. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования. - Педагогика, 1994, № 5.
6. Библер В.С. Школа диалога культур. - Сов. педагогика, 1988, № 11.
7. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов/Д, 1995.
8. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии. - Вопросы психологии. - 1990, № 6.
9. Бруднов А.К. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. - Внешкольник, 1996, № 1.
10. Бруднов А.К. О становлении и развитии системы дополнительного образования детей. - От внешкольной работы кдополнительному образованию. Сб. нормативных и методических материалов. - М., 2000.
11. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999.
12. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. - М., 1996.
13. Воспитательная система школы (сб. статей). - М., 1991.
14. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы. Инфор.-метод. сб., - М., 1998.
15. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997.
16. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. - Метод. рекомендации. М., 1992.
17. Гуткина Л.Д. и др. Организация воспитательной работы в школе. - М., 1996.
18. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.
19. Демакова И.Д. Воспитание в интересах гуманизации образования. - Ижевск, 1999.
20. Дополнительное образование детей в Российской Федерации (Сб. нормат.-правов. документов). - М., 1995.
21. Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Внешкольник, 2000, № 3.
22. Евладова Е.Б, К вопросу об интеграции основного и дополнительного образования в условиях общего образования учащихся. М., 2002.
23. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования учащихся 5-7 классов на уроках и во внеурочной деятельности. - М., 1994.
24. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. - М., 1996.
25. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России. - М., 1998.
26. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М., 1989.
27. Инновации в Российском образовании. Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи. М., 2000.
28. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание ... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.
29. Караковский В.А. Стать человеком. - М., 1993.
30. Каспржак А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях. Дисс. канд. пед. наук. - М., 1995.
31. Корчак Я. Как любить ребенка. - М., 1990.
32. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург, 1993.
33. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979.
34. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г . // Вестник образования, № 6, 2002.
35. Классному руководителю. Учебно-методич. пособие /Под ред. М.И. Рожкова. - М., 1999.
36. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. - Ростов/Д, 2001.
37. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для пед. вузов. - М., 2000.
38. Лихачев Д.С. Письма о добром. - С-Пб, 1999.
39. Мамардашвили В.М. Как я понимаю философию. - М., 1992.
40. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. // Вестник образования, № 18, 2001.
41. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка детей. - М., 2001.
42. Мудрик А.В. Воспитание учащихся общеобразовательной школы средствами дополнительного образования. - М., 1997.
43. Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича. - М., 1997.
44. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
45. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М., 1997.
46. Поташник М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. - М., 1984.
47. Примерные программы среднего общего образования. - М., 1999.
48. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.
49. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тез. конф. - С.-Пб., 1995.
50. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений /Под ред. П.И.Пидкасистого. - Ростов/Д, 1998.
51. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 1999.
52. Селиванова Н.Л. Класс и его воспитательные функции в современной школе. - Дисс. в виде науч. докл. доктора пед. наук. - М., 1997.
53. Сенько Ю.В. Гуманистические основы педагогического образования. - М., 2000.
54. Сериков В.В. Образование и личность. - М., 1999.
55. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. Метод. пособие для кл. руков. - М., 1999.
56. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1971.
57. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. - Изб. произ. М.-Л., 1964.
58. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Собр. Соч., Т. 5, 6. - М., 1990.
59. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. / Под ред. В.А. Караковского и др. - М., 1999.
60. Франк С.Л. Духовные основы общества. - Сб. состав. П.А. Алексеев. - М., 1992.
61. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Кн. для учителя. - М., 1999.
62. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997.
63. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.
64. Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. - М., 1996.
65. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. - М., 1997.
|