Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Внеклассная работа

С чего начинается родина?

Соболева Т.В., директор ЦДОД «Паново»
Яковлева П.Е., зам. директора по УВР ЦДОД «Паново»

Обращаясь к теме воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, нужно иметь в виду, что эта тема необыкновенно многогранна. К сожалению, в практической работе образовательных учреждений зачастую воспитание патриотизма трактуется в достаточно узком смысле: знакомство с государственной символикой, изучение истории страны, особенно её героических страниц. При проведении воспитательных мероприятий акцент делается на формирование мужественности, смелости, выносливости и других качеств, характерных для военных специальностей. Такое направление работы нужно продолжать и поддерживать, но не менее важно обращать внимание ребёнка не на абстрактное для него понятие «страна», «родина», «Россия», а на конкретное место, которое и является его малой родиной. У каждого своя малая родина: от маленькой деревушки до большого мегаполиса. При этом интенсивный процесс урбанизации, приводит к тому, что большое количество детей вырастает в городских условиях. Для городских девчонок и мальчишек малая родина – это современный микрорайон вроде костромских Давыдовских или Паново. Этот факт не нуждается в оценке, его надо принять как данность. Важнее, на наш взгляд, научить ребёнка любить и беречь свой район, свою малую родину.

Педагогический коллектив ЦДОД «Паново» разработал идею изучения и знакомства с микрорайоном Паново в рамках летней смены лагеря с дневным пребыванием детей. Именно в период лагеря работа по выбранному направлению наиболее эффективна, поскольку в лагерь приходят дети по месту жительства.

Собирая воспоминания старожилов микрорайона и тех, кто жил в этих местах ещё до современной застройки, работая с документами и материалами Интернета, воспитанникам лагеря было предложено попытаться реконструировать события прошлого, написать историю микрорайона. Помимо обращения к истории важно, чтобы дети по-другому взглянули на современные события и попытались увидеть микрорайон будущего. Если ребёнок знает свою малую родину, сам участвует в сборе информации и составляет её историю, у него возникает чувство родственного, бережного к ней отношения. Изучая современное состояние микрорайона, видя проблемы и положительные моменты, ребёнок пытается самостоятельно решить вопрос о своей роли в жизни микрорайона, не только сегодня, но и в будущем. Научив любить и беречь малую родину, мы можем рассчитывать, что ребёнок будет так же искренне относиться к Родине в широком смысле.

Программа лагерной смены 2006 года называлась «Научно-исследовательская академия «Паново» или просто - НИАП Ребятам, пришедшим в лагерь, сообщалось, что они становятся сотрудниками трёх экспедиций Научно-исследовательской Академии. Это новое учреждение специализируется на изучении «белых пятен» на карте города и в течение 21 дня сотрудники Академии, то есть сами ребята, смогут принять участие в исследовании микрорайона Паново, его истории и настоящего. Каждый отряд (экспедиция) получил карту микрорайона Паново (ватман на котором изображены улицы Паново). В течение смены экспедиции зарабатывали игровые деньги, которые назывались «паны». Паны экспедиции получали за выполнение законов и традиций НИАП, за активность, за творчество, за проявление инициативы, за выполнение «научных исследований». На эти паны они должны были застроить микрорайон Паново, то есть возводить здания, определяющие вид микрорайона (Полиграфкомбинат, магазины, жилые дома, школы и т.д.), покупать транспорт (представленные в виде аппликаций, которые ребята размещают на карте). Цены на покупку того или иного объекта были указаны в «Прайс листе». В нём же были указаны объекты, которых нет в микрорайоне, но которые ребята могли разместить на карте Паново, заплатив определённую сумму игровых денег и обосновав выбор объекта, его местонахождение (цирк, парк развлечений, зоопарк, Макдональдс, кафе и т.д.). Часть новых для микрорайона объектов была предложена, но ребята могли проявить фантазию и придумать свой объект, который в «Прайс-листе» обозначался как «свободный выбор».

Помимо традиционной разнообразной творческой деятельности ребятам была предложена так называемая «научная работа», которая представляла собой пять исследовательских проектов. Каждый проект был рассчитан на три дня работы, по прошествии данного срока на Итоговом Собрании Академии представлялись результаты работы, формировался архив экспедиции. Проекты содержали в себе различные формы работы: заочные задания, поисковые игры, интервью, беседы с интересными людьми, работа с прессой, материалами Интернета и т.д.

Первый проект «Рекорды Паново» , ориентированный на знакомство ребят с микрорайоном, представлял собой игру по сбору информации о современном состоянии микрорайона. Игра проводилась по 5 направлениям:

•  «Улицы» . Экспедиции получили карту Паново, на которой были обозначены улицы, но не все подписаны. Задача экспедиции состояла в том, чтобы узнать названия тех улицы, которые не подписаны, и попробовать определить:

•  самую длинную и короткую улицу Паново

•  самую красивую улицу

•  самую заселённую улицу

•  самую важную

•  самую шумную, ребята могли сами предложить варианты рекордов.

•  «Здания» . Каждая экспедиция получила свой квадрат исследования, в котором необходимо выяснить количество жилых домов, сколько 5-этажных, 9-этажных и т.д. домов заданном квадрате, составить список номеров домов. Попытаться определить:

•  самое высокое и низкое здание

•  самый длинный дом и самый короткий

•  самый старый и самый новый, ребята могли сами предложить варианты рекордов.

•  «Транспорт» . Экспедиции составляли перечень видов общественного транспорта, который ходит в Паново, маршрутов и их описание, определяли:

•  самый длинный и самый короткий маршрут

•  самый новый и самый старый

•  «Торговля» . Экспедиции выясняли, какие виды торговых учреждений находятся в Паново и их количество (палатки, магазина, торговые центры и т.д.). Проводили социальный опрос: «Какой магазин микрорайона Паново Вы предпочитаете». Определяли:

•  самый большой магазин

•  самый красивый магазин

•  самый удобный магазин

•  самый дешёвый и дорогой магазин

•  самый детский, ребята могут сами предложить варианты рекордов.

•  «Учреждения» . Экспедиции составляли перечень школ, детских садов, больниц, аптек, предприятий, находящихся в микрорайоне Паново. Собирали о них всевозможную информацию: как зовут директоров, даты основания, чем занимаются и пр.

Главным итогом работы по проекту «Рекорды Паново» стало то, что ребята смогли больше узнать о своём микрорайоне, какие учреждения в нём находятся, как туда можно обратиться, каким транспортом они могут воспользоваться, внимательнее присмотрелись к тому, что их окружает.

Другой проект назывался «Паново в объективе фотоаппарата». В рамках этого проекта каждая экспедиция проводила фотосессию по предложенным темам и выполняла заочное задание. Заочное задание состояло в том, что ребятам нужно было найти в семейных альбомах старые фотографии с изображением микрорайона или его жителей. Темы для самостоятельного фотографирования были определены по возрастам: младший отряд – «Зелёный мир Паново» (природа, растительность микрорайона); средний отряд – «Яркие краски Паново» (интересные, любимые, красивые места микрорайона, что отличает его от других районов города); старший отряд – «Тёмные краски Паново» (неустроенные, грязные, некрасивые места микрорайона, как не должно быть).

Важным моментом проекта было включение в деятельность родителей, которые помогали ребятам при выполнении заочного задания.

Третий проект «Азбука Паново» также проводился по двум направлениям. Заочное задание «Фольклор Паново» предполагало сбор стихов, частушек, песен о микрорайоне Паново, сочинённых родителями, знакомыми, самими детьми и составление своеобразного словаря Паново – названия домов, магазинов, отдельных мест среди жителей микрорайона. Задание оказалось достаточно сложным, но некоторые родителей вместе с детьми переделали песни, сочинили стихи, например, такие:

Пусть в нашем Паново всегда будет праздник,

Пусть будет красиво в район большом,

Ведь каждый из нас каждый раз понимает,

Что мы навсегда в этом доме живём!

Другое задание - составление списка слов, связанных с микрорайоном Паново на каждую букву алфавита, например, буква «П» - Полиграфкомбинат, «Планета» (магазин) и т.д. Ребята писали названия улиц, магазинов, предприятий, учреждений, находящихся в микрорайоне и пр. Через проект удалось посмотреть, что знают ребята о своём районе и что узнали нового за время лагерной смены.

В рамках проект «История Паново» ребята встречались с Огородниковым В.А., педагогом Центра «Паново» и Хруниной Л.А., которые рассказали о той местности, где сейчас находится современный микрорайон Паново. По итогам беседы старший и средний отряды составляли «Карту старого Паново», а ребята младшего отряда рисовали на тему: «Путешествие из Паново в Паново».

Проект «История Паново» предполагал также работу с различными источниками информации (пресса, материалы Интернет), и на их основе составление событийной истории Паново по разделам:

•  культурная жизнь микрорайона

•  политическая жизнь микрорайона

•  спортивная жизнь микрорайона

•  духовная жизнь микрорайона.

Последний проект назывался «Паново в лицах». На встречу с ребятами была приглашена жительница микрорайона Вольхина Е.В., потомок А.В. Суворова, труженик тыла. По итогам встречи экспедиции составили творческие отчёты с фотографиями, рисунками, кратким пересказом беседы.

Подводя итоги лагерной смены 2006 года, можно сказать, что через организацию летнего отдыха, учреждение вышло на новое направление работы – описание микрорайона, создание своеобразной летописи руками детей, родителей и педагогов Центра. Собранные за смену материалы (фотографии, описания, карты, рисунки и пр.) положили начало интересной перспективной деятельности, которую можно и нужно продолжать в рамках учебного года, привлекая к этой работе большее количество детей, другие учреждения (школы, библиотеки). Но начатая работа интересна не столько своей новизной, сколько воспитательным потенциалом, направленным на развитие у ребёнка ощущения сопричастности к окружающему миру, умения ценить и беречь то место, где живёт он сам, его близкие и друзья. Именно с этого начинается любовь к Родине: мой двор, мой район, мой город, моя страна.

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение