В.И. Овсянников
Директор Межвузовского центра ДО МГОПУ
им. М.А. Шолохова, д.ист.н., профессор,
академик МАОО, заслуженный работник
высшей школы.
Интеллектуальный потенциал и будущее России
Уважаемые коллеги!
Хотелось бы приветствовать всех тех,
кто стоял у истоков современного этапа
дистанционного образования в России;
тех, кто присоединился потом к процессу
создания системы дистанционного образования и, наконец, тех, кто
сегодня активно стремиться включиться
в этот процесс.
Дистанционное
образование в России в его современных
формах вступает во второе десятилетие своего развития. Всем нам
памятны Коллегии Госкомвуза РФ 1993 и 1995
гг., и их исторические решения о создании и
развитии единой системы
дистанционного образования в России,
оформившиеся в специально
разработанной Концепции
Я говорю о
современных формах ДО неслучайно. Дело
в том, что народное образование царской
России уже с XIX в. развивало ДО в форме
заочного обучения, в Советском Союзе
оно было доведено до совершенства и
была создана единственная в мире
уникальная государственная система заочного образования,
обеспечивавшая примерно 45%
потребностей народного хозяйства.
Г. Вильсон -
будущий премьер-министр Англии в
начале 60-х годов познакомился с системой заочного обучения в СССР и
призвал создать нечто подобное в
Англии. Его призыв был встречен в "штыки"
академической общественностью. Однако,
став премьер-министром, он добился открытия специализированного
вуза по подготовке кадров на
расстоянии и без отрыва от их основной
деятельности. Сегодня Открытый
университет Великобритании известен
во всем мире. Теперь уже по его образу и
подобию созданы и создаются в
различных странах мира учебные заведения открытого
дистанционного типа.
В эти же годы
наша система заочного образования
вступила в острейший кризис. В эпоху
"перестройки" молодая
демократическая общественность, слабо
разбирающаяся в тонкостях педагогического ремесла, фактически
объявила ей войну. Создалась
парадоксальная ситуация: во всех
сторон были слышны призывы "побить
камнями" отжившую свой век "заочку"
и распространить дистанционные формы
образования по типу Британского
открытого университета. Теперь же
отечественные консерваторы, усмотрев в
ДО аналог заочному обучении, возмутились нововведениям, посчитав их
неоправданным дублированием того, что
уже подвергнуто резкой критике в
системе образования.
В результате
оно окончательно деградировало, но ДО
не выросло до уровня государственной образовательной системы и
развивалось спонтанно по инициативе
энтузиастов в отдельных вузах страны без легитимной основы
и вынуждено было опираться на
нормативно-правовую и учебно-методическую базу всеми
дружно побитого заочного образования.
Таким образом, оказалось, что даже в
этих ограниченных пределах его
существование возможно. Правы оказались те, кто еще в 1993-1995 гг. призывали не
к уничтожению заочного образования и
замене его зарубежными моделями ДО, а к
модернизации отечественной заочной
системы ("системо-развивающий"
подход) посредством технологий ДО,
получивших распространение и
признание в мире, реалии практической
деятельности привели специалистов к
пониманию, что заочное и дистанционное
образование - "близнецы-братья",
зарубежные же модели ДО отличает от
нашей "заочки" высокая
педагогическая технологичность, и
применение современных ИКТ (средств
обучения), что, в свою очередь, требует
соответствующего совершенствования (преобразования)
образовательного процесса под новые
технологии.
Второе
десятилетие своего развития
современное отечественное ДО
встречает как образование, признанное и де-факто и де-юре.
Государственная Дума РФ приняла Закон
о поправках к законодательству об
образовании в части легитимизации
понятия дистанционного образования, а
Минобразования РФ приняло первые
нормативные документы. Теория ДО,
усилиями ряда ученых, выросла до уровня
мирового значения и позволяет говорить
о нем не как о простой технологии передачи информации, а как об
образовательной дидактической системе,
что крайне существенно в условиях формирования
нового постиндустриального явления в
образовании: E-learning. Те же, кто
продолжает путаться в
технократических иллюзиях, уверен:
будучи в основной своей массе специалистами высокого
класса, со временем разберутся в своих
построениях и придут к правильному
пониманию проблемы.
Чего же
пожелать нам, коллеги, во втором
десятилетии развития дистанционного
образования в России? Видимо, того, чего не
хватало в 90-е годы: поддержки
Правительства. Все остальное, как показала жизнь,
специалисты преодолеют сами.
Британский опыт, опыт других зарубежных стран, особенно со слабо
развитой экономикой, свидетельствует,
что развитие нетрадиционных (дистанционных) форм
образования далеко выходит за
академические рамки и является вопросам политическим. Только
политическая воля руководителей
государства и сильная политика
Правительства способны в полной мере
реализовать перспективные проекты
модернизации образовании, отвечающие на
вызов информационного общества.
Обращение опубликовано в журнале "Открытое образование", 2004, №3
|