Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница
Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок и др.Гостевая книгаОбратная связь
Перечни минимального  оснащения кабинетов Министерства Образования РФ
Перечень учебного  оборудования РАО по кабинетам
Иллюстрированный  каталог учебного оборудования по кабинетам
Учебно-Материальная База  Общеобразовательного Учреждения
Обзор учебной продукции
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

 

Учебно-Материальная База - Медиатека

Авторы | Информатика | Истории | Математика | Медиатека | География | Химии | Биология | Естествознания | Физика |ИЗО | Иностранный | Мастерские | Русский | Начальные

2.13. Медиатека
2.13.1. Санитарно гигиенические требования

2.13.1.1. Естественное и искусственное освещение медиатеки должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".

2.13.1.2. Основной поток естественного света должен быть слева. Не допускается направление основного светового потока естественного света справа, сзади и спереди работающего с книгой или на ПЭВМ.

2.13.1.3. Площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 1/4 площади пола помещения. Искусственное освещение может быть общим, зонным, локальным и комбинированным. Светильники должны иметь матовые защитные экраны.

2.13.1.4. В осветительных установках медиатеки должна быть использована система общего освещения, выполненная потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, равномерно размещенными по потолку рядами параллельно светопроемам, чтобы не было отражения светильников на экране ПЭВМ.

2.13.1.5. Освещенность поверхности рабочих столов при искусственном освещении люминесцентными лампами должна быть не менее 400-500лк.

2.13.1.6. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2Х40.

2.13.1.7. Помещения медиатеки должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией для того, чтобы обеспечить температуру воздуха в медиатеке в пределах 17-20 С, а относительную влажность 40-60%. Расчет воздухообмена следует проводить по теплоизбыткам от машин, людей, солнечной радиации и искусственного освещения.

2.13.1.8. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

2.13.1.9. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

2.13.1.10. Стены медиатеки должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.

Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола-0,3-0,5.

2.13.1.11. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

2.13.1.12. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

2.13.1.13. Помещения должны быть размещены в отдалении от игровых площадок, спортивного зала, музыкальных помещений, мастерских и др., то есть от тех помещений, в которых может быть повышенный уровень шума.

2.13.2. Требования к помещениям медиатеки

2.13.2.1. Площадь медиатеки по назначению можно разделить на отдельные функциональные элементы - рабочие зоны, которые объединяются в одну систему обслуживания потребителей (обучающихся и учителей).

2.13.2.2. Медиатека должна включать следующие зоны: книжный фонд, абонемент и служба информации, места для индивидуальных занятий с книгой; видеотека, фонотека, компьютерная зона; места для различных видов самообразовательной и творческой деятельности школьников, учителей и групп населения; для работы телекоммуникационной справочной службы или службы информации.

2.13.2.3. Зона N 1 включает абонемент и службу информации. Абонемент должен быть расположен у входа в медиатеку.

2.13.2.4. Служба информации должна быть обеспечена картотеками и библиографическими пособиями, компьютерным каталогом, базами данных.

2.13.2.5. Зона N 2 должна включать места для индивидуальной самостоятельной деятельности с книгой и периодическими изданиями.

В этой зоне должен быть организован доступ к книжным стеллажам; расположены шкафы с периодическими изданиями.

2.13.2.6. Зона N 3 должна представлять собой место для групповых занятий. Это площадь или отдельное помещение для видеопросмотров для прослушивания и просмотра комплекса средств информации (видеозаписей, видеофильмов, фоно; магнито и СD - записей; диафильмов, диапозитивов (слайдов), компьютерных программ и веб-ресурсов, СD-RОМ.

2.13.2.7. К зоне N 3 должны примыкать и выделенные места для индивидуальной работы с видеоинформацией. Это может быть отдельное помещение или отдельные рабочие места, в том числе, и для создания самодельных средств разного типа: не только видео и магнитозаписей, но и слайдфильмов по различным предметам и др. для этого необходимо соответствующее оборудование и аппаратура. При ограниченном количестве помещений видеотека может быть обеспечена передвижными ширмами-перегородками.

2.13.2.8. Зона N 4 (располагается рядом с зоной N 2) ориентирована на хранение книг и разнообразных средств информации. Для хранения учебников должно быть предусмотрено дополнительное помещение, которое располагается рядом с книжным фондом. Фонды видеоматериалов, фоно-, магнито- и СD-записей, диафильмов и диапозитивов (слайдов), дискетотека располагаются вблизи мест для групповых и индивидуальных занятий с данными средствами.

2.13.2.9. В школьной медиатеке возможно выделение места для зоны отдыха (зона N 5) с несколькими мягкими креслами или банкетками, журнальным столиком.

2.13.2.10. Для организации медиатеки допускается объединение помещений школы в блоки по их функциональным признакам.

2.13.2.11. При ориентации школы на предметы гуманитарного цикла рекомендуется совместить в блок медиатеку, кабинеты литературы, русского и иностранного языков, истории.

2.13.2.12. При ориентации школы на предметы художественно-эстетического цикла рекомендуется совместить медиатеку, кабинеты литературы, музыки, изобразительного искусства, танцкласс, школьный музей и пр.

2.13.2.13. Планировка рабочих "зон" должна обеспечивать наикратчайшие связи между ними. Необходимо избегать того, чтобы несколько помещений медиатеки, объединенные в блок, были связаны коридорами (то есть были расположены по обе стороны коридора).

2.13.2.14. Расположение рабочего места сотрудника (сотрудников) медиатеки и рабочих мест обучающихся должно быть таковым, чтобы легко было осуществлять контроль и оказывать помощь в использовании средств информации.

2.13.2.15. Рекомендуется разместить медиатеку на втором или третьем этаже для обеспечения прямого доступа к средствам информации не только обучающихся, учителей, но и групп населения (родителей, молодежи района).

2.13.2.16. Рекомендуется поставить помещение медиатеки на охранную сигнализацию, оборудовать окна решетками.

2.13.3. Требования к комплекту мебели для медиатеки

2.13.3.1. В медиатеке должна быть специализированная мебель:

- стеллажи и секционные комбинированные шкафы для хранения книжного фонда, газет и журналов, а также нетрадиционных для библиотек средств: видеокассет, диафильмов, магнитных и фонозаписей, слайдов в коробках, компьютерных дискет, СD и СD-КОМ дисков и пр.;

- витрины (открытые или закрытые) с размещением книг, фоно-. магнито- и видеозаписей, СD- и изоматериалов, компьютерных программ, СD-RОМ-дисков;

- стеллажи-перегородки или передвижные ширмы-перегородки;

- стол-кафедра;

- стол-барьер для выдачи книг и нетрадиционных средств информации со специальными вставками или укладками для фоно-, магнитных, СD и видеозаписей, компьютерных программ и СD-RОМ-дискет;

- столы для пользователей;

- столы со встроенным магнитофоном, диапроектором индивидуального пользования;

- столы для размещения ПЭВМ и учебных материалов;

- шкаф для читательских формуляров с поворотным устройством.

2.13.3.2. В медиатеке школы должны быть вспомогательные приспособления, обеспечивающие использование многообразного фонда средств информации:

- подставки для видеомагнитофонов и телевизора, экран, устройство для зашторивания, вставная полочная витрина, столик-стремянка, переносная выставка, передвижной столик, тележки для перемещения технических средств.

2.13.4. Требования к организации рабочих мест в медиатеке

2.13.4.1. В медиатеке должны быть предусмотрены индивидуальные места для работы с компьютером, включающие одноместный стол с ПЭВМ, подъемно-поворотный стул.

2.13.4.2. Для групповых занятий рекомендуется использовать трапецевидные столы, которые можно быстро перегруппировать для различных видов работ со средствами информации.

2.13.4.3. Рабочее место технического сотрудника медиатеки должно предусматривать стол со столом-приставкой для компьютера, принтера, модема с телефонным аппаратом (или оптиковолоконная связь).

2.13.4.4. Рабочее место пользователя для самостоятельных занятий со средствами информации должно предусматривать "встроенное" оборудование: магнитофон с наушниками, диапроектор.

2.13.5. Требования к оснащению медиатеки техническими средствами

2.13.5.1. Для каталогизации фонда, создания информационных баз данных для обучающихся и учителей, обеспечения справочных функций (выдача, использование и возврат литературы, компьютерных дискет, компакт-дисков и др.), а также для распределения машинного времени и ресурсов между пользователями в медиатеке должен быть компьютер библиотечно-библиографического учета.

2.13.5.2. Для проведения работ по размножению документального, раздаточного и тестового материала к урокам рекомендуется иметь в медиатеке копировально-множительную технику настольной модели.

2.13.5.3. Для индивидуальных и групповых занятий с фоно-, магнито- и СD-записями в медиатеке должна быть аппаратура с наушниками для звукозаписей.

2.13.5.4. Для просмотра диафильмов и диапозитивов в медиатеке должны быть диапроекторы и графопроекторы.

2.13.5.5. Для обеспечения работы с видеоинформацией, осуществления видеозаписей в медиатеке должны быть:

- видеомагнитофон;

- телевизор;

- видеокассеты;

- видеокамера;

- кабельное соединение с предметными кабинетами.

2.13.5.6. Для подключения пользователей (учителей и обучающихся) к школьной сети с домашних компьютеров, а также для чтения ими СD-RОМ (компакт)-дисков в условиях самой медиатеки в ней рекомендуется расположить центральный сервер.

2.13.5.7. Для обеспечения возможности получения пользователями доступа к информации по предметным областям в медиатеке должны быть расположены (от 2-х до 6-ти) рабочих компьютеров, соединенных в локальную сеть.

2.13.5.8. Для обеспечения возможности пользователям выполнять распечатку информации с любого компьютера в медиатеке должен быть сетевой лазерный принтер для текста и черно-белых иллюстраций) или цветной струйный принтер (для графики и цветных иллюстраций).

2.13.5.9. Для обеспечения возможности пользователям работать со сложной графической информацией (географические карты, чертежи и др.) в медиатеке рекомендуется иметь графическую "станцию" (компьютер) со сканером и локальным принтером.

2.13.5.10. Для изготовления, монтирования и вывода в систему локального кабельного школьного телевидения образовательных видеороликов и школьных видеофильмов к графической станции в медиатеке рекомендуется иметь интерфейсное устройство и программное обеспечение.

2.13.5.11. Для связи с информационной системой Интернет, доступа к веб-ресурсам, в медиатеке должен быть расположен компьютер (телекоммуникационная рабочая станция) с модемом и телефоном (или оптиковолоконная связь).

2.13.5.12. Для возможности использования информации, имеющейся в медиатеке, в процессе учебных занятий в классах все рабочие компьютеры и сервер, которые располагаются в медиатеке, рекомендуется объединить в локальную сеть, с учетом возможности постепенного подключения классов, оснащенных компьютерами.

2.13.6. Требования к оснащению медиатеки средствами информации

2.13.6.1. В школьной медиатеке должны быть собраны справочная и энциклопедическая литература, художественные произведения, учебники и учебные пособия по всем предметам.

2.13.6.2. В школьной медиатеке должны быть газеты, журналы, карты, книги различных жанров.

2.13.6.3. В медиатеке должны быть собраны звукозаписи (фонозаписи, магнитозаписи и СD-диски) нескольких видов: исполнение художественных и музыкальных произведений, голоса писателей, выступления ученых, политических деятелей и деятелей искусства и др.)

2.13.6.5. В медиатеке должны быть диафильмы, диапозитивы, изопродукция различных видов: документальные, научно-популярные, учебные, сказки и истории для детей.

2.13.6.6. Медиатека должна формировать фонд видеозаписей и компьютерного программного обеспечения (в том числе и СD-RОМ-дисков).

2.13.6.7. Медиатека создает каталог ссылок на веб-ресурсы и формирует банк данных копий файлов, необходимых для учебного процесса.

2.13.6.8. В медиатеке должны быть инвентарная книга или информация в компьютере с перечислением в ней всего имеющегося оборудования, мебели, приспособлений с указанием их инвентарного номера.

2.13.7. Требования к размещению и хранению информационных средств в школьной медиатеке

2.13.7.1. Книги, газеты и журналы должны храниться на стеллажах. В закрытых фондах - это металлические стеллажи, а в открытых - деревянные.

2.13.7.2. Хранение иных средств информации должно осуществляться в специальных закрытых шкафах с различными внутренними упаковками, где видеокассеты, компьютерные дискеты и СD-RОМ-диски уложены в лотки, которые располагаются на полках по определенной классификации, используемой в школьных библиотеках, либо по учебным предметам, жанрам, проблематике видеофильмов.

2.13.7.3. Хранение грампластинок, магнитных записей и СD-дисков должно осуществляться на стеллажах с жесткими разделителями, но чаще - в закрытых шкафах. Магнитные записи в кассетах и СD-диски должны помещаться в коробки или лотки, хранящиеся в шкафах. Они должны быть распределены по темам и пронумерованы, как и видеозаписи.

2.13.7.4. Экранные пособия - диафильмы и диапозитивы - должны храниться в лотках, специальных укладках шкафов. Все коробки должны быть пронумерованы, диафильмы и диапозитивы расставлены в определенной последовательности по темам. Диафильмы также можно хранить в каталожном шкафу с ячейками. Наличие любого средства информации в школьной медиатеке должно быть отражено в ее каталоге, а также дублировано в картотеках с аннотациями.

2.13.7.5. Каталог ссылок на ресурсы Интернет и банк данных копий файлов хранится на сервере учебного заведения.

Педагогико-эргономические требования к средствам обучения

Адаптировано под разрешение монитора 800*600 (16 бит)
E-mail: portal@ucheba.com
Разработка и дизайн Ангурец Сергей sergey@angurec.com
Последнее изменение