Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница
Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок и др.Гостевая книгаОбратная связь
Перечни минимального  оснащения кабинетов Министерства Образования РФ
Перечень учебного  оборудования РАО по кабинетам
Иллюстрированный  каталог учебного оборудования по кабинетам
Учебно-Материальная База  Общеобразовательного Учреждения
Обзор учебной продукции
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Ю.Т. Потупаленко
учитель-методист,
зам. директора
по учебно-воспитательной работе
в начальных классах.

svyz@gala.net

Почему я разработал Универсальные Методические Карточки (УМКа)

Всем известно…

Каждый родитель стремится, чтобы его ребёнок рос нормальным человеком, не задумываясь, что такое норма.

Норма – это то, что принято большинством. Она перекрывает путь к творчеству, загоняя человека в заранее установленные рамки. Это болото, в котором погибают, не успев родиться, гении и творцы. Потому что заранее предписано кто? что? когда? и как? должен делать.
Бабушка должна печь пироги, дедушка должен ходить с палочкой и вечно ворчать, начальник должен с умным выражением лица сидеть за столом, и делать вид, что очень занят.

Ребёнок, не успев родиться, уже многое должен. Он должен родиться определённого веса и роста. В определённые сроки у него должны начать резаться зубы. Первое слово он должен сказать - мама. В шесть лет он должен пойти в школу, где должен хорошо учиться, т.е. угадывать ответы, заранее заготовленные учителем.
Обратите внимание, как дети отгадывают загадки. Прослушав загадку, первая реакция: “ А, знаю?”. В том случае, если ответ известен.
Даже многие взрослые, в загадке “Без окон, без дверей, полная горница людей”, не допускают другого ответа, кроме как “Огурец”. О том, что это может быть арбуз, дыня, тыква, помидор и т.д. не может быть и речи. Ответ известен с детства.

Если на протяжении всего обучения угадывание и запоминание проходило нормально, то ученик должен стать студентом. После окончания высшего учебного заведения, должен устроиться на работу, жениться и ждать пенсии. После выхода на пенсию должен умереть. Вот и весь сценарий жизни нормального человека. Был такой человек или не был – разницы никакой. Как только вам вздумается отойти от штампа, вы автоматически попадаете в разряд ненормальных.

Историю меняют личности, мир изменяют ненормальные, те которые могут себе позволить представить, создать то, чего на свете не бывает. Но быть личностью тяжело. Талант обречён на одиночество.

У любой медали две стороны. Пока ребёнок не в состоянии сделать сам выбор, за него решают родители. Будет он, таким как все, и жизнь его в будущем потечёт по нормальному сценарию, покачиваясь на волнах серой массы, или это будет творец, бунтарь, обречённый на одиночество, так как всегда будет находиться впереди этой массы, которая стремится к удобному покою.

Воспитание и образование предполагает создание биологических одинаково мыслящих роботов, которые всё знают. Но эти знания опираются на хорошую память.

Чем больше ребёнок помнит, тем он считается умнее. Извините, но это больше похоже не на обучение, а на дрессуру. Необходимо запомнить сколько раз в определённой ситуации пролаять, и сразу получишь сахар (высшую оценку) и все тебя любят и тепло, и сытно.

Мыслящий ребёнок неудобен, он постоянно рассуждает, задаёт вопросы. Поставленную задачу он может решить таким образом, что взрослый и не сможет определить верность решения, так как этот способ решения ему не знаком. Поэтому роль взрослого должна измениться, он должен перестать быть судьёй и принять на себя роль соавтора в детском творчестве. Он становится стимулятором творчества. Это взрослый человек, который развивает вместе с детьми в себе навыки творчества и воображения, задавая вопрос: “А что если?”. Участвует в различных видах деятельности, как равноправный участник процесса.

Ребенок приходит в школу, и мы принимаемся за его обучение. Вкладывая в голову малыша различные знания, мы отгоняем от себя мысль: а что он будет с ними делать? Когда юноша или девушка покидает стены школы, отгонять этот вопрос уже некуда. Но здесь нам повезло - это не наша проблема. И ходит уже не мальчик, но еще не муж с головой набитой знаниями, а что с ними..? а куда их..? а зачем они..?

Мы получаем маленькие ЭВМ, которые, смогут решать различные задачи, основываясь на базе данных, которая в них заложена. Поэтому мы стремимся заложить в память больше данных, для решения более разнообразных задач. Но человеческая память имеет свойство забывать, а значит, задачи, которые легко решаются сегодня, завтра могут быть не решены.

Напрашивается вывод, что нужно учить другому мышлению - мышлению творческому, которое основывается на творческом воображении.

Воображение это акт, а не вещь. Творческая жилка воображения есть у всех и у ученого, и у инженера. Для научных открытий она так же важна, как для создания произведений искусства.

Сегодня воображение в школе находится на положении бедного родственника.

Разум един. Творческие возможности его должны развиваться всесторонне. Творчество - синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум - это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он способен принимать ни от кого не зависящие решения, он отрицает то, что ему навязывают. Процесс творчества всегда веселый, игровой, даже тогда, когда речь идет о математике.

Творчески мыслить могут все, при условии, что человек живет не в обществе, и учиться не в школе репрессивного типа. Возможна система, которая прививает и развивает творческое начало.

Всем известно, что игра формирует характер ребёнка, способствует развитию его интеллекта, расширяет кругозор и заставляет детей пока ещё в игровой ситуации искать решения, находить пути достижения цели. Поскольку дети, в отличие от взрослых, не стесняются жить в своих фантазиях и выдавать их за реальность, игры дают им возможность примерять на себя различные роли.

В связи с этим для обучения применяется множество наглядных пособий, которые, с одной стороны призваны приблизить учебную деятельность к игровой, а с другой стороны предлагают готовые решения, развивая психологическую инертность у ребёнка. Получая готовые пособия, ребёнок принимает те ассоциации, которые ему навязываются авторами.

Чтобы при обучении ребёнок мог опираться на собственные представления, соотносить их с находками своих товарищей, а значит обогащать свой опыт в совместной деятельности, необходимы пособия, которые ребёнок будет создавать сам.

Сегодня промышленность предлагает множество наглядных пособий и раздаточного материала, которые помогают решать разнообразные задачи. Но все они статичны. Решив поставленную задачу, эти пособия за ненадобностью откладываются в сторону. Для думающих учителей и родителей я разработал Универсальные Методические КАрточки (УМКА).

УМКА - эти карточки имеют готовый шаблон, который заполняют сами дети под руководством взрослого в зависимости от поставленных задач. Они могут применяться на любом уроке, во внеклассной работе, не требуют специального игрового поля. С ними можно не расставаться даже на прогулке.

Сначала о том, как они устроены. Размер и форма заимствованы у обыкновенных игральных карт. Просуществовав тысячи лет, они меняли рисунок, но размер и назначение элементов оставались неизменными. Взяв размер карты, в верхнем левом и нижнем углах располагаем знаки для лёгкости поиска в наборе. В верхнем правом углу располагаем образ, который будет соотноситься со знаком. В центре знак, который будет использован для игр. Сразу под знаком строка для примечаний. Все элементы карточки раскрашиваются цветами соответственно поставленной задаче. Если мы работаем с цифрами, то можно чётные раскрасить одним цветом, а нечётные другим. Если работаем с буквами можно разными цветами раскрашивать гласные, сонорные, глухие, звонкие и т.д.

Это шаблон для изучения буквы “А”

Центральную букву и угловые заштриховываем красным цветом, если мы решили, что все гласные будут красные.
Над буквой располагается облачко, в которое можно поместить свой вариант рисунка - предмета, название которого начинается с “А”: автомобиль, акула, аэроплан, автобус, аквариум и т.д. Ребёнку предлагается вспомнить слова, которые начинаются с “А”. После того как перечислено множество предметов, предлагаем нарисовать один из них по выбору.

Под центральной буквой имеется строка, которая может быть использована: для образца письменных букв и их соединений, для записи звуковой схемы, для записи транскрипции или самого слова. А также вариантов звуков, которые может обозначать эта буква и т.д., на усмотрение взрослого. Каждая карточка заполняется по мере изучения букв или другого учебного материала.

Знаки, которые могут быть использованы на карточке:
- буквы алфавита изучаемого языка (Русский, английский, французский, немецкий и т.д.)
- цифры от 1 до 9 включая 0 и математические знаки
- химические элементы
- всё, что еще посчитаете необходимым.

Адаптировано под разрешение монитора 800*600 (16 бит)
E-mail: portal@ucheba.com
Разработка и дизайн Ангурец Сергей sergey@angurec.com
Последнее изменение