Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница
Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок и др.Гостевая книгаОбратная связь
Перечни минимального  оснащения кабинетов Министерства Образования РФ
Перечень учебного  оборудования РАО по кабинетам
Иллюстрированный  каталог учебного оборудования по кабинетам
Учебно-Материальная База  Общеобразовательного Учреждения
Обзор учебной продукции
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения

Научно-методический журнал
"Химия: Методика преподавания"
№ 8 / 2004

Учебное оборудование для кабинета химии

Д.П. Шорин-Константинов,
конструктор-разработчик учебного оборудования
компании «Стронг»

Преподавание химии в средних общеобразовательных учебных заведениях требует различное учебное оборудование. Ведь химия, как известно, -  наука теоретико-экспериментальная. Практически каждая тема программы учебной дисциплины предполагает постановку различных демонстрационных опытов, проведение лабораторных работ, практических занятий. В настоящее время такое оборудование производится и в частности нашей фирмой под торговой маркой «EDUSTRONG».

Учебное оборудование, необходимое преподавателю химии для успешной работы, можно разделить на несколько типов, согласно классификации, принятой в современной методике преподавания химии и отраженной  в  перечнях и каталогах учебного оборудования [1]. К ним относятся:

приборы, наборы химической посуды с принадлежностями;

химические реактивы;

натуральные объекты;

модели и макеты;

печатные средства обучения;

экранно-звуковые средства обучения.

В данной статье рассмотрим общие признаки каждого типа. Более подробно вопросы методического использования отдельных видов оборудования будут раскрыты в последующих статьях этой серии.

Надо отметить, что ежегодно на рынке учебного оборудования появляется большое количество новых учебных пособий по химии, незнакомых учителям, а старые приборы и пособия постоянно модернизируются. В сложившейся ситуации важно, чтобы все учебные пособия были снабжены подробными инструкциями по эксплуатации и методическими рекомендациями по использованию.

1. Приборы, наборы химической посуды с принадлежностями

К ним, прежде всего, относятся демонстрационные приборы, которые учитель использует на уроках для постановки демонстрационных опытов. Список демонстрационных приборов по химии включает десятки названий: аппарат Киппа, аппарат для проведения химических реакций, дистиллятор, многофункциональные приборы, как, например, комбинированный прибор для определения состава воздуха с аспиратором и др. С некоторыми аппаратами и приборами учащиеся не могут работать  по правилам техники безопасности. В качестве примера можно привести озонатор и эвдиометр, работающие с высоким напряжением.

 Существуют также демонстрационные приборы, которые имеют лабораторные аналоги. Например, прибор для получения галоидоалканов и прибор для опытов по химии с электрическим током выпускаются как в демонстрационном, так и в лабораторном варианте. Учащиеся сначала наблюдают постановку опыта учителем, а затем воспроизводят его на лабораторных приборах. Наличие в кабинете химии готовых приборов в сборе облегчает работу учителя, ведь он не тратит время на их монтаж.

В дополнение к приборам большое практическое значение имеют комплекты принадлежностей для демонстрационных опытов по химии (КДОХУ), которые  включают в себя не менее 30 наименований химической посуды и принадлежностей. Из химической посуды и деталей, входящих в состав комплекта, учитель может смоделировать различные приборы и установки и провести большое количество опытов. Все детали комплекта соразмерны и подогнаны друг к другу: колбы с пробками, пробки с трубками, трубки со шлангами и т.д.

Существуют и наборы химической посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ по химии (НПХЛ), которые выдаются на каждый стол и, как правило, комплектуются раздаточным лотком.

 Помимо демонстрационных и лабораторных выделяют приборы и принадлежности общего назначения. К ним относятся различные измерительные приборы: весы, термометры, ареометры, а также спиртовки, пробирочные нагреватели, электрические лабораторные плитки, сушильные шкафы и другое оборудование, необходимое для проведения различных опытов, связанных с нагреванием, веществ, опытов с электрическим током и т. д. Большое значение имеет наличие в школьном кабинете химии удобных штативов, которые позволяют монтировать различные приборы и установки.

Заметим, что в настоящее время для изготовления химической посуды наряду с традиционным стеклом используется полипропилен. Этот материал не прозрачен настолько, как стекло, но прочен и выдерживает температуру до ста градусов, а главное, изделия из него существенно дешевле.

2. Наборы химических реактивов

Химические реактивы объединены в наборы в соответствие с тематикой лабораторных работ, предусмотренных примерной школьной  программой, одобренной Министерством образования. Масса каждого реактива в наборе и степень его химической чистоты соответствуют и задачам определенной лабораторной работы и годовой потребности нем для работы с одной параллелью. [2] На сегодняшний день создано и выпускается большое количество различных наборов химических реактивов: «Кислоты», «Щелочи», «Соли для демонстрационных опытов», «Щелочные и щелочно-земельные металлы», «Галогениды», «Органические вещества» и многие другие.

3. Натуральные объекты

К натуральным объектам, необходимым для изучения химии, относят различные коллекции. Коллекции, предусмотренные школьной программой, позволяют познакомить школьников с основными видами полезных ископаемых, наглядно представить продукты различных химических производств – пластмассы,  синтетические волокна, металлы  и сплавы на их основе.

Особенно интересны коллекции, которые позволяют не только рассмотреть внешний вид веществ, но и их химические свойства. Такие коллекции укомплектованы специальными образцами, которые используются для химического анализа.

4. Модели и макеты

Объемные модели помогают представить структуры кристаллических решеток различных веществ и молекул, которые учащимся трудно представить по одним лишь схемам и рисункам в учебнике. Как правило, кабинет химии оснащают кристаллическими решетками алмаза, графита, железа, меди и хлорида натрия.

 Наряду с готовыми моделями изготавливаются и различные наборы для составления моделей молекул (шаро-стержневые или модели молекул по Стюарту).

К этому типу оборудования так же относятся и макеты различных установок, применяемых в химической промышленности: например, макет доменной печи, макет колонны для синтеза аммиака и тому подобное. Такие макеты необходимы, ведь школьники должны представлять основные установки и аппараты, применяемые в химической промышленности.

5. Печатные пособия

Среди печатных пособий, которые используется в средней школе, следует отметить, прежде всего, демонстрационные печатные таблицы. Современные демонстрационные таблицы, выполненные с красочной многоцветной печатью, ламинированные матовой антибликовой пленкой, способны значительно облегчить работу учителя, помочь ему как при изложении нового материала, так и при проверке знаний учащихся. Важно, чтобы изображенные на демонстрационных таблицах рисунки, схемы и формулы были достаточно крупными и четкими, различимыми даже с последней парты.

Целесообразно также оформить стены школьного кабинета портретами ученых-химиков в рамах под стеклом.

Кроме демонстрационных печатных пособий имеются также раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические материалы, сборники тестов и т.д. Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом.

6. Экранно-звуковые средства обучения

Экранно-звуковые средства обучения в последнее время завоевывают у учителей все большую популярность. Сейчас почти не осталось школ, неоснащенных простейшими средствами для демонстрации основных видов экранно-звуковых средств обучения: телевизорами с видеоплеерами, видеопроекторами, графопроекторами и диапроекторами, проекционными экранами. Экранно-звуковые средства обучения представлены видеофильмами, слайд-комплектами и комплектами транспарантов (кодопленок). По своей тематике они раскрывают основные темы курсов неорганической и органической химии. Существенными достоинствами экранно-звуковых средств обучения является их низкая цена и удобство в хранении: они требуют совсем немного места в кабинете или лаборантской.

В заключение обзора учебного оборудования скажем, что для успешного преподавания химии в средней школе желательно, чтобы кабинет был снабжен оборудованием всех вышеперечисленных типов. Именно их грамотное сочетание позволяет представить ученикам достаточно полную, систематизированную картину научных знаний по химии, вызвать у них интерес к изучаемому предмету.

Примечания

[1] В качестве справочного материала при написании статьи был использован Иллюстрированный каталог учебного оборудования для школ (М., Издательство «Варсон», 2004г.) под ред. В.М. Константинова, Т.С. Назаровой, В.Ф. Шилова и др.

[2] Все расходные материалы для кабинета химии рассчитаны на одну параллель

Адаптировано под разрешение монитора 800*600 (16 бит)
E-mail: portal@ucheba.com
Разработка и дизайн Ангурец Сергей sergey@angurec.com
Последнее изменение