Учебно-материальная база общеобразовательного
учреждения
Научно-методический журнал "Химия: Методика преподавания" № 8 / 2004
Учебное оборудование для
кабинета химии
Д.П. Шорин-Константинов,
конструктор-разработчик учебного оборудования компании «Стронг»
Преподавание химии в средних
общеобразовательных учебных заведениях требует различное учебное оборудование.
Ведь химия, как известно, - наука теоретико-экспериментальная. Практически
каждая тема программы учебной дисциплины предполагает постановку различных
демонстрационных опытов, проведение лабораторных работ, практических занятий. В
настоящее время такое оборудование производится и в частности нашей фирмой
под торговой маркой «EDUSTRONG».
Учебное оборудование,
необходимое преподавателю химии для успешной работы, можно разделить на
несколько типов, согласно классификации, принятой в современной методике
преподавания химии и отраженной в перечнях и каталогах учебного оборудования [1].
К ним относятся:
приборы, наборы
химической посуды с принадлежностями;
химические
реактивы;
натуральные
объекты;
модели и
макеты;
печатные
средства обучения;
экранно-звуковые средства обучения.
В данной статье рассмотрим
общие признаки каждого типа. Более подробно вопросы методического использования
отдельных видов оборудования будут раскрыты в последующих статьях этой серии.
Надо отметить, что ежегодно
на рынке учебного оборудования появляется большое количество новых учебных
пособий по химии, незнакомых учителям, а старые приборы и пособия постоянно
модернизируются. В сложившейся ситуации важно, чтобы все учебные пособия были
снабжены подробными инструкциями по эксплуатации и методическими рекомендациями
по использованию.
1. Приборы, наборы химической
посуды с принадлежностями
К ним, прежде всего,
относятся демонстрационные приборы, которые учитель использует на уроках
для постановки демонстрационных опытов. Список
демонстрационных приборов по химии включает десятки названий:
аппарат Киппа, аппарат для проведения химических реакций,
дистиллятор,
многофункциональные приборы, как, например,
комбинированный прибор
для определения состава воздуха с аспиратором и др.
С некоторыми аппаратами и приборами
учащиеся не могут работать по правилам техники безопасности.
В качестве примера можно привести озонатор и эвдиометр,
работающие с высоким напряжением.
Существуют также
демонстрационные приборы, которые имеют лабораторные аналоги. Например,
прибор для получения галоидоалканов и прибор для опытов
по химии с электрическим током выпускаются как в демонстрационном, так и
в лабораторном варианте. Учащиеся сначала наблюдают постановку опыта учителем, а
затем воспроизводят его на лабораторных приборах. Наличие в кабинете химии
готовых приборов в сборе облегчает работу учителя, ведь он не тратит время на их
монтаж.
В дополнение к приборам
большое практическое значение имеют комплекты принадлежностей для
демонстрационных опытов по химии (КДОХУ), которые включают в себя не менее
30 наименований химической посуды и принадлежностей. Из химической посуды и
деталей, входящих в состав комплекта, учитель может смоделировать различные
приборы и установки и провести большое количество опытов. Все детали комплекта
соразмерны и подогнаны друг к другу: колбы с пробками, пробки с трубками, трубки
со шлангами и т.д.
Существуют и наборы
химической посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ по химии
(НПХЛ), которые выдаются на каждый стол и, как правило, комплектуются
раздаточным лотком.
Помимо демонстрационных и
лабораторных выделяют приборы и принадлежности
общего назначения. К ним относятся различные измерительные приборы:
весы, термометры, ареометры, а также спиртовки, пробирочные нагреватели,
электрические лабораторные плитки, сушильные шкафы и другое оборудование,
необходимое для проведения различных опытов, связанных с нагреванием, веществ,
опытов с электрическим током и т. д. Большое значение имеет наличие в школьном
кабинете химии удобных штативов, которые позволяют монтировать различные приборы
и установки.
Заметим, что в настоящее
время для изготовления химической посуды наряду с традиционным стеклом
используется полипропилен. Этот материал не прозрачен настолько, как стекло, но
прочен и выдерживает температуру до ста градусов, а главное, изделия из него
существенно дешевле.
2. Наборы химических
реактивов
Химические реактивы
объединены в наборы в соответствие с тематикой лабораторных работ,
предусмотренных примерной школьной программой, одобренной Министерством
образования. Масса каждого реактива в наборе и степень его химической чистоты
соответствуют и задачам определенной лабораторной работы и годовой потребности
нем для работы с одной параллелью. [2]
На сегодняшний день создано и выпускается большое количество различных наборов
химических реактивов: «Кислоты», «Щелочи», «Соли для демонстрационных опытов»,
«Щелочные и щелочно-земельные металлы»,
«Галогениды», «Органические вещества» и многие другие.
3. Натуральные объекты
К натуральным объектам,
необходимым для изучения химии, относят
различные коллекции. Коллекции, предусмотренные школьной программой, позволяют
познакомить школьников с основными видами полезных ископаемых, наглядно
представить продукты различных химических производств – пластмассы,
синтетические волокна, металлы и сплавы на их основе.
Особенно интересны коллекции,
которые позволяют не только рассмотреть внешний вид веществ, но и их химические
свойства. Такие коллекции укомплектованы специальными образцами, которые
используются для химического анализа.
4. Модели
и макеты
Объемные модели помогают
представить структуры кристаллических решеток различных веществ и молекул,
которые учащимся трудно представить по одним лишь схемам и рисункам в учебнике.
Как правило, кабинет химии оснащают кристаллическими решетками алмаза, графита,
железа, меди и хлорида натрия.
Наряду с готовыми моделями
изготавливаются и различные наборы для составления моделей молекул
(шаро-стержневые или модели молекул по Стюарту).
К
этому типу оборудования так же относятся и макеты различных установок,
применяемых в химической промышленности: например,
макет доменной печи, макет колонны для
синтеза аммиака и тому подобное. Такие макеты
необходимы, ведь школьники должны представлять основные установки и аппараты,
применяемые в химической промышленности.
5. Печатные пособия
Среди печатных пособий,
которые используется в средней школе, следует отметить, прежде всего,
демонстрационные печатные таблицы. Современные демонстрационные таблицы,
выполненные с красочной многоцветной печатью, ламинированные матовой
антибликовой пленкой, способны значительно облегчить работу учителя, помочь ему
как при изложении нового материала, так и при проверке знаний учащихся. Важно,
чтобы изображенные на демонстрационных таблицах рисунки, схемы и формулы были
достаточно крупными и четкими, различимыми даже с последней парты.
Целесообразно также оформить
стены школьного кабинета портретами ученых-химиков в рамах под стеклом.
Кроме демонстрационных
печатных пособий имеются также раздаточные таблицы, карты-инструкции для
практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические
материалы, сборники тестов и т.д. Эти печатные материалы могут значительно
облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке
и в качестве заданий на дом.
6. Экранно-звуковые
средства обучения
Экранно-звуковые средства
обучения в последнее время завоевывают у учителей все большую популярность.
Сейчас почти не осталось школ, неоснащенных простейшими средствами для
демонстрации основных видов экранно-звуковых средств обучения: телевизорами
с видеоплеерами, видеопроекторами, графопроекторами
и диапроекторами, проекционными экранами.
Экранно-звуковые средства обучения представлены видеофильмами, слайд-комплектами
и комплектами транспарантов (кодопленок). По своей тематике они раскрывают
основные темы курсов неорганической и органической химии. Существенными
достоинствами экранно-звуковых средств обучения является их низкая цена и
удобство в хранении: они требуют совсем немного места в кабинете или
лаборантской.
В заключение обзора учебного
оборудования скажем, что для успешного преподавания химии в средней школе
желательно, чтобы кабинет был снабжен оборудованием всех вышеперечисленных
типов. Именно их грамотное сочетание позволяет
представить ученикам достаточно полную, систематизированную картину научных
знаний по химии, вызвать у них интерес к изучаемому предмету.
Примечания
[1] В качестве справочного
материала при написании статьи был использован Иллюстрированный каталог
учебного оборудования для школ (М., Издательство «Варсон», 2004г.) под
ред. В.М. Константинова, Т.С. Назаровой, В.Ф. Шилова и др.
[2]
Все расходные материалы для кабинета химии рассчитаны на одну параллель
|