Информационные технологии в школе
Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности.
Учитель русского языка и литературы
Безмен Виктория Витальевна
Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, они активно используются на уроках, а также при подготовке к урокам как учителем, так и учениками.
Но использование ИКТ и во внеурочной учебной деятельности также имеет огромное значение. Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности, которые даёт компьютер.
Подчас, использование компьютерных технологий сводится к представлению результатов исследования – ребёнок создаёт презентацию своей работы. На самом деле, презентация – это самый последний этап работы, и самый сложный из всех.
Как известно, любая исследовательская работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чём он видит проблему. Нужно посмотреть, как эта проблема освещена в современном научном мире. Сложный этап – определение целей и постановка задач исследовательской работы. Наконец, сама работа и вывод о её результатах. Видение перспектив работы в будущем.
Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Традиционно любое исследование начинается с какой-либо проблемы, которая существует в интересующей ребёнка области. Например, в последнее время особенно остро стоят проблемы в области лингвистики. Вопросов, связанных с русским языком множество, и они очень разные, например: «Почему сейчас падает культура речи? Кто в этом виноват?», « Фразеология - это живое или мёртвое языковое явление в настоящий момент? Пользуются ли люди фразеологизмами сейчас, умирают ли старые, возникают ли новые?», «От чего зависит выбор названий малых торговых точек?», «Какова природа названий улиц г. Красноярска?» и многие другие.
Заинтересовавшись проблемой, ученик пытается раздобыть информацию, за ней сейчас принято обращаться в Интернет в первую очередь и в библиотеку - во вторую.
Работа на компьютере начинается со сбора материала, исследования темы, изучаемой учащимся, на страницах Интернета. Всегда к услугам содержательные, всем доступные Интернет-энциклопедии. Адреса наиболее популярных образовательных ресурсов:
На основе изучения того, как освещена данная тема на страницах Интернета, школьник делает обзор литературы, поднимающей интересующую его проблему.
Изучив, как освещён вопрос в современной науке, испытатель начинает свой поиск. И тут опять прибегает к компьютерным технологиям. Например, чтобы получить достоверную информацию об улицах города, есть в Интернете его карта. Чтобы получить информацию о названиях различных торговых точек, есть телефонный справочник и там список названий, информация для работы с фамилиями жителей города Красноярска тоже там.
Для дальнейшего хода исследовательской работы компьютер даёт поистине безграничные возможности. Составление и размножение теста, анкеты – это простейшие формы использования компьютерных технологий, но и без них исследование было бы затруднительны.
Отдельного разговора требует работа в форуме. На страницах Интернета существует форумы, в которых можно обсудить любую тему с другими пользователями. Стоит создать тему, и тут открываются огромные поисковые возможности: проведение опроса в форуме, на его основе изучение общественного мнения. Проводя опрос на форуме, можно попросить указать возраст, профессию, пол и сделать выводы с учётом этих данных.
Можно задать какой-либо вопрос или обратиться с просьбой. К примеру, выясняя, не появляются ли в наше время новые фразеологизмы, попросить оставить сообщения о новообразованиях в области фразеологии. Провести опрос, какие фразеологизмы ныне популярны, какие не используются. Затем обработать собранный материал. Например, ученица 8 класса пишет в своей работе: «Для наблюдения была создана тема в форуме: «Фразеологизмы в компьютерной лексике». Получено множество ответов, в результате наблюдения над которыми были выявлены новые фразеологические образования, например: сервант грохнулся – выход из строя сервера, жечь блины – записывать данные на компакт диски».
Для того, чтобы представить результат исследовательской деятельности, ребята, как правило, создают презентацию своей работы. Хорошо, если ребёнок сознаёт, что работа и её представление – это разные вещи. Следует придерживаться общепринятых правил создания компьютерных презентаций: небольшой объём – 12-15 страниц; единообразие оформления всех страниц; отражение темы, цели, задач и этапов всей работы, результатов и выводов, а также страничка, посвящённая автору и список литературы, Интернет-ресурсы в том числе.
Таким образом, компьютерные технологии используются на всех этапах школьной исследовательской деятельности. Работа с использованием ИКТ увлекательна, она захватывает своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляет удовольствие юным исследователям.
|