Информационные технологии в школе
М.С. Турпищева,
к.т. н., директор регионального
представительства
Центра тестирования и курсов
дистанционного обучения ИДО
А.С. Курылев,
к. т. н., профессор,
директор института
дистанционного
образования АГТУ
тел. (851-2) 25-24-27,
Использование дистанционных технологий
для подготовки абитуриентов
к вступительным испытаниям
Быстрое развитие и широкий спектр разнообразных
технических средств позволяет разрабатывать и реализовывать
дистанционную технологию обучения в сфере довузовской подготовки.
Не секрет, что отбор в высшие учебные заведения ставит в неравное
положение выпускников городских и сельских школ. Поэтому развитие
дистанционной формы обучения - одно из направлений решения
социально-экономических проблем населения.
При Астраханском государственном техническом университете
(АГТУ) функционируют курсы дистанционной подготовки учащихся
выпускных классов, военнослужащих срочной службы, инвалидов
и всех желающих повысить уровень знаний и подготовиться к
поступлению в высшие учебные заведения, не посещая подготовительные
курсы.
Особенность подготовки к поступлению в вуз
в том, что на первый план выходит одна из основных стадий
процесса обучения - мотивация. Будущий абитуриент, более,
чем кто-либо другой желает получить знания, сознает необходимость
и целесообразность этого. Применение новейших технологий способно
повысить мотивационные условия для обучающегося.
Методология подготовки абитуриентов в АГТУ
базируется на основных принципах дистанционного обучения:
- адаптивности, когда преподаватель — создатель курса приспосабливает
имеющийся у него материал к уровню знаний и индивидуальным
особенностям слушателя;
- гибкости, когда учитываются возможности использования
наряду с традиционными формами новых технологий: мультимедиа,
телематических систем и т. д.;
- модульности — представлении курса в виде отдельных “кирпичиков”,
которые в совокупности позволяют усвоить необходимый объем
знаний.
Курсы дистанционной подготовки слушателей
к поступлению в вуз по различным предметам в АГТУ имеют различную”
длительность: от 6 до 8 месяцев, соответственно число модулей
меняется от 7 до 9.
Как известно, информационная модель дистанционного
обучения характеризуется тем, что преподаватель в ней является
консультантом и координатором движения слушателя в процессе
обучения.
Он определяет начальный уровень, предлагает
траекторию движения к прогнозируемому результату и может оценить
объем знаний слушателя в любой момент времени. Наилучшим методом
такой оценки является тестирование. Центр тестирования АГТУ
ежегодно работает более чем с двумя тысячами абитуриентов.
Причем число участвующих в государственном тестировании увеличилось
за последние 2 года ежегодно в 1, 5 раза.
Процесс обучения на курсах дистанционной
подготовки начинается с проведения входного тестирования.
Оно осуществляется по тестам нескольких уровней сложности
и позволяет составить индивидуальный план подготовки слушателя
по курсу с акцентами на проблемных темах.
В процессе обучения слушатель участвует в
двух промежуточных тестированиях после трех и пяти месяцев
обучения. Результаты тестирований позволяют внести коррективы
в индивидуальный план подготовки. Государственное централизованное
тестирование, проводимое региональным представительством Центра
тестирования в апреле является рубежным контролем. Так как
его результаты становятся известны не сразу, то обучение продолжается
и после тестирования. При желании слушателя оно может быть
продолжено до вступительных экзаменов в вуз.
Обучение на курсах проводится с использованием
“кейс технологии”. Ведущими преподавателями АГТУ подготовлены
соответствующие учебно-методические пособия и практикумы,
которые получили гриф научно-методического совета департамента
образования Астраханской области и рекомендованы к изданию.
Ведущие преподаватели вуза являются также
тьютерами (консультантами) слушателей курсов. Они не только
анализируют выполнение работы и выдают задания, но и консультируют
слушателей на очных встречах не менее одного раза в месяц.
Обширная территория Астраханской области
затрудняет регулярное непосредственное общение с преподавателем.
Поэтому АГТУ создает в отдаленных от университета районах
совместно с районной администрацией представительства, которые
являются узлами образовательного пространства региона. Эти
представительства образуются на базе районных отделов образования
или школ, оснащенных техническими средствами обучения.
Надо отметить, что слушатели курсов успешно
справляются со всеми контрольными испытаниями. На Рис. 1 и
2 представлены результаты текущих и итогового контроля (государственного
тестирования) знаний во время обучения. Как видно из представленных
графиков, имеется положительная тенденция роста уровня знаний
по предметам.
Ежегодно 25-30% слушателей курсов выдерживает
высокий конкурс и поступает на госбюджетное обучение в АГТУ.
Дистанционное обучение доступно, и при увеличении
числа слушателей стоимость образовательных услуг снижается
и составляет 40% от стоимости традиционных видов обучения.
Затраты на подготовку на дистанционных курсах АГТУ не превысили
60% от затрат на обучение на очных подготовительных курсах.
Сложившуюся технологию обучения кардинально
изменят возможности использования телекоммуникационных сетей
и сети Интернет. Базы WEB-серверов, на которых представлены
обширная информация по предмету, электронные учебники (созданные
на основе мультимедийных и гипертекстовых технологий), средства
активного обучения и контроля на базе JAVA - технологий позволят
проводить лабораторные практикумы, семинары-диалоги. Это потребует
значительных инвестиций в новые сетевые разработки.
Рис. 1.Рост успеваемости слушателей
курсов по результатам контрольных тестирований:
О - начальный уровень; 1 - первое промежуточное
тестирование;
2 — второе промежуточное тестирование; 3
— государственное тестирование; а) по физике, б) по математике.
Рис. 2. Распределение средних баллов
по результатам контрольных тестирований по физике: а) репетиционное
тестирование, б) централизованное тестирование
Статья напечатана в журнале "Открытое образование"
|