Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Информационные технологии в школе

Т.В. Рыжова,
исполнительный директор
Средневолжского открытого
университета
Тел.: (8422) 41-14-15.

p781@simbir.ru

Роль дистанционной технологии обучения в построении
оптимальной модели непрерывного профессионального
образования учащихся школ

В процессе реформирования системы образования в стране наступил очень важный этап переход общеобразовательных учреждений на 12-летнее обучение.

В решении Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 26.01.1999г. "О структуре 12-летней средней общеобразовательной школы" говорится, что увеличение сроков обучения будет способствовать ценностной мотивации выбора профессии в соответствии со способностями и наклонностями и более качественной подготовке к обучению в вузе. Современная школа должна помочь учащимся почувствовать себя увереннее на рынке труда, дать возможность для более основательного обучения, социализации, для приобретения профессии в стенах школы. Третья ступень должна строиться по принципу профильной дифференциации и соответствовать принятому в мировой практике понятию предуниверсария.
Этот вопрос обсуждался и на Всероссийском совещании учителей в январе 2000 года.

В октябре 1999 г. в Сочи прошла III Всероссийская научно-практическая конференция "Довузовское образование - проблемы и перспективы", на которой обсуждались правовые, методологические и педагогические проблемы взаимодействия системы непрерывного образования по типу "школа-вуз" и отмечалось, что существующая сегодня система среднего образования не всегда может обеспечить общественно необходимый уровень образования выпускников средних общеобразовательных школ и преемственность образовательных программ среднего полного и высшего профессионального образования. Было подчеркнуто, что адаптивность системы непрерывного образования должна осуществляться через:

  • полную преемственность образовательных программ среднего полного и высшего образования;
  • оперативное обновление содержания образования и профориентационную работу с учетом меняющейся структуры рынка труда;
  • обновление технологии образования с учетом изменяющихся требований общества1.

Для создания такой адаптивной системы образования необходимо решить целый комплекс педагогических, дидактических, организационно-правовых и других задач, т.е. требуется разработка инновационных образовательных проектов.
В течение трех лет Средневолжский открытый университет (АНО СОУ) совместно с Институтом дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, педагогическими коллективами школ и органами управления образования на территории Ульяновской области работает над созданием и внедрением такой образовательной программы, которая позволила бы решить проблему преемственности программ начального, основного общего и среднего (полного) общего образования и программ среднего профессионального образования по экономико-правовым специальностям МЭСИ.
Такая образовательная программа, названная нами программой непрерывного профессионального образования учащихся средних школ, обеспечивает преемственность по модели-схеме.

Модель-схема преемственности образовательных программ при непрерывном профессиональном образовании

Для реализации данной модели-схемы потребовалось разработать и осмыслить совместно с педагогическими коллективами школ новую образовательную политику, базирующуюся на новой модели общеобразовательного учреждения и новой структуре образовательного процесса, которые формируют единое информационно-образовательное пространство "школа-вуз".
Как показал наш опыт, при внедрении в педагогическую практику программы непрерывного профессионального образования необходимо соблюдать следующий алгоритм перехода:

  1. Определяются стратегические и тактические направления развития образовательной политики школы, для чего требуется:
    разработать структуру и содержание образования, формирующих необходимую информационно-образовательную среду, в рамках которой будет функционировать программа непрерывного профессионального образования учащихся;
    определить модель школы, которая позволила бы эффективно реализовать процесс непрерывного профессионального образования учащихся;
    на основе нового содержания образования и структуры образовательного процесса сформировать программу непрерывного профессионального образования.
  2. В соответствии с изменением образовательной программы модернизируется учебный план.
  3. Разрабатывается программа поэтапного перехода школы к реализации системы непрерывного профессионального образования учащихся.

Рассмотрим подробно этапы данного алгоритма.
При разработке образовательной политики школы особое внимание уделяется переходу школы в режим развития. Целью такого перехода является:

  • обеспечение оптимальной возможности для получения учащимися широкого образования на основе включения в учебный план дисциплин гуманитарного блока образовательных программ высших учебных заведений;
  • осуществление общеобразовательной допрофессиональной подготовки учащихся в высшие учебные заведения на основе углубленного изучения основных дисциплин путем интеграции программ школы и подготовительных курсов вузов;
  • получение учащимися профессиональной подготовки и частично среднего профессионального образования;
  • реализация принципа непрерывности образования;
  • реализация профессиональной ориентации и получение учащимися начальной профессиональной подготовки по выбранной специальности;
  • внедрение новых образовательных технологий, повышающих мотивацию обучения.

Стратегическим направлением развития школы является постепенный переход через поэтапное внедрение программ непрерывного профессионального образования к другой модели школы.

Ниже на примере ряда школ Ульяновской области, сотрудничающих с МЭСИ и Средневолжским открытым университетом, представлены этапы формирования модели общеобразовательного учреждения, которая обеспечивает эффективное управление учебным процессом с целью активизировать его и повысить мотивацию учебной деятельности учащегося.

По мере формирования новой модели школы и конкретизации структуры и содержания образования формируется сама образовательная программа непрерывного профессионального образования и выбираются образовательные технологии.

Этапы реорганизации школ при внедрении системы непрерывного профессионального образования
1-й этап
Организация в школе лицейских классов на Ш ступени с нормативным сроком обучения 2 года (10-11 классы).
В учебный план лицейских классов вводятся предметы углубленного изучения и программа дополнительного образования профессиональной подготовки МЭСИ (по дистанционной кейс-технологии).
2-й этап
Организация в школе лицейских классов на Ш ступени с нормативным сроком обучения 3 года (10-12 классы).
В учебный план лицейских классов дополнительно вводятся дисциплины гуманитарного и естественно-научного циклов (с частичным использованием дистанционной кейс-технологии) и программы дополнительного образования на основе учебных планов специальностей среднего и высшего профессионального образования МЭСИ (по дистанционной кейс-технологии).
3-й этап
Организация гуманитарно-экономического лицея на базе лицейских классов с нормативным сроком обучения 3 года.
Учебный план лицея соответствует учебному плану лицейских классов с нормативным сроком обучения 3 года.
4-й этап
Включение в состав экономико-правового лицея школы (1-9 классы) или организация на базе школы и лицея учебно-образовательного комплекса.
В учебном плане в полном объеме реализуется принцип непрерывного образования, когда в программу I и II ступени включаются предметы экономико-правового профиля для подготовки учащихся к поступлению в лицей.

Как мы видим, сам процесс поэтапного изменения структуры и содержания образовательной программы представляет собой интеграцию базисной составляющей образовательной программы среднего (полного) общего образования со специальными (профильными) программами углубленного изучения отдельных предметов, дополнительными программами по предметам гуманитарного цикла среднего и высшего профессионального образования и дополнительными образовательными программами.

Специальный (профильный) компонент программы непрерывного профессионального образования органично включает в себя базисные программы по основным предметам вступительных экзаменов в вуз с программами подготовительных курсов вузов по этим предметам.

Особенно сложной по структуре и содержанию является образовательная программа III ступени обучения, которая рассчитана как на 2, так и на 3 года. На этой ступени учащиеся получают не только усиленную общеобразовательную подготовку, но и параллельно обучаются в экономико-правовом колледже МЭСИ.
На рисунке 2 показаны составляющие программы непрерывного профессионального образования. Содержание вариативных частей школьной программы и программ дополнительного профессионального образования соответствует образовательному стандарту среднего профессионального образования, что позволяет допустить выпускника 12 класса после получения аттестата зрелости к государственному экзамену в экономико-правовой колледж МЭСИ для получения диплома по выбранной специальности.

В соответствии с новой структурой образовательной программы модернизируется учебный план.
Особенностями специального (профильного) компонента учебного плана являются:

  • введение в учебный план начальной школы экономики и основ информатики для реализации развивающей программы и подготовки учащихся к освоению программ непрерывного профессионального образования;
  • введение в классах II ступени дополнительных часов за счет вариативной части учебного плана для углубленного изучения основных дисциплин общеобразовательного цикла, необходимых для освоения программы общеобразовательной допрофессиональной подготовки в вуз и реализации мягкой профилизации;
  • разделение учебного плана III ступени на два варианта обучения: 10-11 и 10-12 классы.

За счет обязательного сохранения дисциплин и часов на их изучение в инвариантной части учебного плана и полного пересмотра в соответствии с новым содержанием вариативной части школьного учебного плана, предусматривающего, в том числе, выделение часов на изучение программы профессионального образования и достигается целостность образовательной программы.
Реализация такой образовательной программы и структуры учебных планов возможна только с применением дистанционной технологии обучения. Это обусловлено, прежде всего, тем, что дистанционное обучение как новая развивающаяся форма организации учебного процесса, ориентированная главным образом на самостоятельную работу учащихся, позволяет, во-первых, сократить количество аудиторных часов, а, во-вторых, построить новую модель взаимоотношений обучающихся и обучающих, что в свою очередь, приводит к повышению мотивации обучения, к активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Соответственно и образовательный процесс, как средство достижения целей образовательной политики, строится на применении дистанционной технологии обучения. А именно:

  • Преподавание по дополнительным дисциплинам гуманитарного цикла, включающим в себя стандарты среднего и высшего профессионального образования, ведется учителями школы, сертифицированными в МЭСИ, под руководством главных тьюторов-преподавателей вузов с использованием элементов дистанционной технологии. Оценки, полученные учащимися по данным дисциплинам, в дальнейшем будут перенесены в диплом.
  • Дополнительные программы профессионального образования, предусмотренные учебным планом, ведутся полностью по дистанционной технологии опытными тьюторами, прошедшими сертификацию в МЭСИ и являющимися разработчиками программ по данным дисциплинам.

Как показывают результаты ежегодного мониторинга, в школах, перешедших на работу по новым учебным планам, у учащихся повысилась мотивация к обучению и творческая активность. Это связано с тем, что в образовательном процессе, построенном на применении дистанционной технологии, при сохранении всех основных форм учебных занятий (лекций, семинаров, консультаций, лабораторных и курсовых работ, зачетов, экзаменов), обучающий и обучаемый в основном контактируют только при проведении консультаций и лабораторных работ, поскольку лекции даются учащимся в текстовом виде в учебно-практических пособиях (УПП). В УПП же включены вопросы для самоконтроля. Текстовая же лекция имеет следующие преимущества. У учащегося есть возможность многократного обращения к непонятным при чтении местам, чередования чтения с обдумыванием, анализом. Кроме того, в тексте легче увидеть общую структуру содержания. Вопросы, остающиеся у слушателя после уяснения содержания текстового материала, как правило, более глубоки по постановке, принципиальны по сути, содержательны по форме, поскольку возникают в результате серьезной проработки материала и его осмысления.

Благодаря использованию учебно-практических пособий создается новая модель взаимоотношений преподавателя и учащихся, основанная на методе фасилитации, предполагающем помощь, организацию и стимулирование со стороны преподавателя процесса саморазвития личности.

Взаимодействие учащихся с преподавателем строится на основе рассмотрения наиболее значимых и сложных вопросов, в ходе консультаций. К консультации учащийся уже накопил свои вопросы, которые возникли у него в ходе усвоения лекционного материала и выполнения тестов для самоконтроля, поэтому функцией преподавателя становится индивидуальная консультация учащегося, преподаватель становится организатором, а учащийся - инициатором процесса обучения. Кроме этого, весьма важным в формировании и развитии активной творческой личности является раннее приобщение к активной индивидуальной научно-исследовательской работе. К ней учащиеся приобщаются при написании курсовых работ.
В заключение хочется отметить, что экспериментальная отработка оптимальной модели непрерывного профессионального образования еще далеко не закончена. На сегодняшний день Средневолжским открытым университетом отработан правовой аспект функционирования модели, вопросы согласования общеобразовательных и профессиональных программ на уровне содержания и формы образования. В стадии отработки находятся вопросы согласования методов и средств образования на всех ступенях образовательного процесса. Но так как непрерывность процесса образования должна обеспечивать непрерывность интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, то каждый этап перерастания общеобразовательной школы в лицей с 3-годичным обучением на III ступени ставит всё новые вопросы, ответы на которые далеко не однозначны.


Статья напечатана в журнале "Открытое образование"


E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение