Информационные технологии в школе
Т.В. Рыжова, исполнительный директор
Средневолжского открытого университета
Тел.: (8422) 41-14-15.
p781@simbir.ru
Роль дистанционной технологии обучения
в построении оптимальной модели непрерывного профессионального
образования учащихся школ
В процессе реформирования системы образования
в стране наступил очень важный этап переход общеобразовательных
учреждений на 12-летнее обучение.
В решении Коллегии Министерства общего
и профессионального образования РФ от 26.01.1999г. "О
структуре 12-летней средней общеобразовательной школы"
говорится, что увеличение сроков обучения будет способствовать
ценностной мотивации выбора профессии в соответствии со способностями
и наклонностями и более качественной подготовке к обучению
в вузе. Современная школа должна помочь учащимся почувствовать
себя увереннее на рынке труда, дать возможность для более
основательного обучения, социализации, для приобретения профессии
в стенах школы. Третья ступень должна строиться по принципу
профильной дифференциации и соответствовать принятому в мировой
практике понятию предуниверсария.
Этот вопрос обсуждался и на Всероссийском совещании учителей
в январе 2000 года.
В октябре 1999 г. в Сочи прошла III Всероссийская
научно-практическая конференция "Довузовское образование
- проблемы и перспективы", на которой обсуждались правовые,
методологические и педагогические проблемы взаимодействия
системы непрерывного образования по типу "школа-вуз"
и отмечалось, что существующая сегодня система среднего образования
не всегда может обеспечить общественно необходимый уровень
образования выпускников средних общеобразовательных школ и
преемственность образовательных программ среднего полного
и высшего профессионального образования. Было подчеркнуто,
что адаптивность системы непрерывного образования должна осуществляться
через:
- полную преемственность образовательных программ среднего
полного и высшего образования;
- оперативное обновление содержания образования и профориентационную
работу с учетом меняющейся структуры рынка труда;
- обновление технологии образования с учетом изменяющихся
требований общества1.
Для создания такой адаптивной системы
образования необходимо решить целый комплекс педагогических,
дидактических, организационно-правовых и других задач, т.е.
требуется разработка инновационных образовательных проектов.
В течение трех лет Средневолжский открытый
университет (АНО СОУ) совместно с Институтом дистанционного
образования Московского государственного университета экономики,
статистики и информатики, педагогическими коллективами школ
и органами управления образования на территории Ульяновской
области работает над созданием и внедрением такой образовательной
программы, которая позволила бы решить проблему преемственности
программ начального, основного общего и среднего (полного)
общего образования и программ среднего профессионального образования
по экономико-правовым специальностям МЭСИ.
Такая образовательная программа, названная
нами программой непрерывного профессионального образования
учащихся средних школ, обеспечивает преемственность по модели-схеме.
Модель-схема преемственности образовательных программ при непрерывном профессиональном образовании
Для реализации данной модели-схемы потребовалось
разработать и осмыслить совместно с педагогическими коллективами
школ новую образовательную политику, базирующуюся на новой
модели общеобразовательного учреждения и новой структуре образовательного
процесса, которые формируют единое информационно-образовательное
пространство "школа-вуз".
Как показал наш опыт, при внедрении в педагогическую
практику программы непрерывного профессионального образования
необходимо соблюдать следующий алгоритм перехода:
- Определяются стратегические и тактические направления
развития образовательной политики школы, для чего требуется:
разработать структуру и содержание образования, формирующих
необходимую информационно-образовательную среду, в рамках
которой будет функционировать программа непрерывного профессионального
образования учащихся;
определить модель школы, которая позволила бы эффективно
реализовать процесс непрерывного профессионального образования
учащихся;
на основе нового содержания образования и структуры образовательного
процесса сформировать программу непрерывного профессионального
образования.
- В соответствии с изменением образовательной программы
модернизируется учебный план.
- Разрабатывается программа поэтапного перехода школы к
реализации системы непрерывного профессионального образования
учащихся.
Рассмотрим подробно этапы данного
алгоритма.
При разработке образовательной политики
школы особое внимание уделяется переходу школы в режим развития.
Целью такого перехода является:
- обеспечение оптимальной возможности для получения учащимися
широкого образования на основе включения в учебный план
дисциплин гуманитарного блока образовательных программ высших
учебных заведений;
- осуществление общеобразовательной допрофессиональной подготовки
учащихся в высшие учебные заведения на основе углубленного
изучения основных дисциплин путем интеграции программ школы
и подготовительных курсов вузов;
- получение учащимися профессиональной подготовки и частично
среднего профессионального образования;
- реализация принципа непрерывности образования;
- реализация профессиональной ориентации и получение учащимися
начальной профессиональной подготовки по выбранной специальности;
- внедрение новых образовательных технологий, повышающих
мотивацию обучения.
Стратегическим направлением развития школы
является постепенный переход через поэтапное внедрение программ
непрерывного профессионального образования к другой модели
школы.
Ниже на примере ряда школ Ульяновской
области, сотрудничающих с МЭСИ и Средневолжским открытым университетом,
представлены этапы формирования модели общеобразовательного
учреждения, которая обеспечивает эффективное управление учебным
процессом с целью активизировать его и повысить мотивацию
учебной деятельности учащегося.
По мере формирования новой модели школы
и конкретизации структуры и содержания образования формируется
сама образовательная программа непрерывного профессионального
образования и выбираются образовательные технологии.
Этапы реорганизации школ при внедрении
системы непрерывного профессионального образования
1-й этап
Организация в школе лицейских классов на
Ш ступени с нормативным сроком обучения 2 года (10-11 классы).
В учебный план лицейских классов вводятся
предметы углубленного изучения и программа дополнительного
образования профессиональной подготовки МЭСИ (по дистанционной
кейс-технологии).
2-й этап
Организация в школе лицейских классов на
Ш ступени с нормативным сроком обучения 3 года (10-12 классы).
В учебный план лицейских классов дополнительно
вводятся дисциплины гуманитарного и естественно-научного циклов
(с частичным использованием дистанционной кейс-технологии)
и программы дополнительного образования на основе учебных
планов специальностей среднего и высшего профессионального
образования МЭСИ (по дистанционной кейс-технологии).
3-й этап
Организация гуманитарно-экономического
лицея на базе лицейских классов с нормативным сроком обучения
3 года.
Учебный план лицея соответствует учебному
плану лицейских классов с нормативным сроком обучения 3 года.
4-й этап
Включение в состав экономико-правового
лицея школы (1-9 классы) или организация на базе школы и лицея
учебно-образовательного комплекса.
В учебном плане в полном объеме реализуется
принцип непрерывного образования, когда в программу I и II
ступени включаются предметы экономико-правового профиля для
подготовки учащихся к поступлению в лицей.
Как мы видим, сам процесс поэтапного изменения
структуры и содержания образовательной программы представляет
собой интеграцию базисной составляющей образовательной программы
среднего (полного) общего образования со специальными (профильными)
программами углубленного изучения отдельных предметов, дополнительными
программами по предметам гуманитарного цикла среднего и высшего
профессионального образования и дополнительными образовательными
программами.
Специальный (профильный) компонент программы
непрерывного профессионального образования органично включает
в себя базисные программы по основным предметам вступительных
экзаменов в вуз с программами подготовительных курсов вузов
по этим предметам.
Особенно сложной по структуре и содержанию
является образовательная программа III ступени обучения, которая
рассчитана как на 2, так и на 3 года. На этой ступени учащиеся
получают не только усиленную общеобразовательную подготовку,
но и параллельно обучаются в экономико-правовом колледже МЭСИ.
На рисунке 2 показаны составляющие программы непрерывного
профессионального образования. Содержание вариативных частей
школьной программы и программ дополнительного профессионального
образования соответствует образовательному стандарту среднего
профессионального образования, что позволяет допустить выпускника
12 класса после получения аттестата зрелости к государственному
экзамену в экономико-правовой колледж МЭСИ для получения диплома
по выбранной специальности.
В соответствии с новой структурой образовательной
программы модернизируется учебный план.
Особенностями специального (профильного)
компонента учебного плана являются:
- введение в учебный план начальной школы экономики и основ
информатики для реализации развивающей программы и подготовки
учащихся к освоению программ непрерывного профессионального
образования;
- введение в классах II ступени дополнительных часов за
счет вариативной части учебного плана для углубленного изучения
основных дисциплин общеобразовательного цикла, необходимых
для освоения программы общеобразовательной допрофессиональной
подготовки в вуз и реализации мягкой профилизации;
- разделение учебного плана III ступени на два варианта
обучения: 10-11 и 10-12 классы.
За счет обязательного сохранения дисциплин
и часов на их изучение в инвариантной части учебного плана
и полного пересмотра в соответствии с новым содержанием вариативной
части школьного учебного плана, предусматривающего, в том
числе, выделение часов на изучение программы профессионального
образования и достигается целостность образовательной программы.
Реализация такой образовательной программы
и структуры учебных планов возможна только с применением дистанционной
технологии обучения. Это обусловлено, прежде всего, тем, что
дистанционное обучение как новая развивающаяся форма организации
учебного процесса, ориентированная главным образом на самостоятельную
работу учащихся, позволяет, во-первых, сократить количество
аудиторных часов, а, во-вторых, построить новую модель взаимоотношений
обучающихся и обучающих, что в свою очередь, приводит к повышению
мотивации обучения, к активизации и интенсификации деятельности
учащихся.
Соответственно и образовательный процесс,
как средство достижения целей образовательной политики, строится
на применении дистанционной технологии обучения. А именно:
- Преподавание по дополнительным дисциплинам гуманитарного
цикла, включающим в себя стандарты среднего и высшего профессионального
образования, ведется учителями школы, сертифицированными
в МЭСИ, под руководством главных тьюторов-преподавателей
вузов с использованием элементов дистанционной технологии.
Оценки, полученные учащимися по данным дисциплинам, в дальнейшем
будут перенесены в диплом.
- Дополнительные программы профессионального образования,
предусмотренные учебным планом, ведутся полностью по дистанционной
технологии опытными тьюторами, прошедшими сертификацию в
МЭСИ и являющимися разработчиками программ по данным дисциплинам.
Как показывают результаты ежегодного мониторинга,
в школах, перешедших на работу по новым учебным планам, у
учащихся повысилась мотивация к обучению и творческая активность.
Это связано с тем, что в образовательном процессе, построенном
на применении дистанционной технологии, при сохранении всех
основных форм учебных занятий (лекций, семинаров, консультаций,
лабораторных и курсовых работ, зачетов, экзаменов), обучающий
и обучаемый в основном контактируют только при проведении
консультаций и лабораторных работ, поскольку лекции даются
учащимся в текстовом виде в учебно-практических пособиях (УПП).
В УПП же включены вопросы для самоконтроля. Текстовая же лекция
имеет следующие преимущества. У учащегося есть возможность
многократного обращения к непонятным при чтении местам, чередования
чтения с обдумыванием, анализом. Кроме того, в тексте легче
увидеть общую структуру содержания. Вопросы, остающиеся у
слушателя после уяснения содержания текстового материала,
как правило, более глубоки по постановке, принципиальны по
сути, содержательны по форме, поскольку возникают в результате
серьезной проработки материала и его осмысления.
Благодаря использованию учебно-практических
пособий создается новая модель взаимоотношений преподавателя
и учащихся, основанная на методе фасилитации, предполагающем
помощь, организацию и стимулирование со стороны преподавателя
процесса саморазвития личности.
Взаимодействие учащихся с преподавателем
строится на основе рассмотрения наиболее значимых и сложных
вопросов, в ходе консультаций. К консультации учащийся уже
накопил свои вопросы, которые возникли у него в ходе усвоения
лекционного материала и выполнения тестов для самоконтроля,
поэтому функцией преподавателя становится индивидуальная консультация
учащегося, преподаватель становится организатором, а учащийся
- инициатором процесса обучения. Кроме этого, весьма важным
в формировании и развитии активной творческой личности является
раннее приобщение к активной индивидуальной научно-исследовательской
работе. К ней учащиеся приобщаются при написании курсовых
работ.
В заключение хочется отметить, что экспериментальная отработка
оптимальной модели непрерывного профессионального образования
еще далеко не закончена. На сегодняшний день Средневолжским
открытым университетом отработан правовой аспект функционирования
модели, вопросы согласования общеобразовательных и профессиональных
программ на уровне содержания и формы образования. В стадии
отработки находятся вопросы согласования методов и средств
образования на всех ступенях образовательного процесса. Но
так как непрерывность процесса образования должна обеспечивать
непрерывность интеллектуального, культурного и нравственного
развития личности, то каждый этап перерастания общеобразовательной
школы в лицей с 3-годичным обучением на III ступени ставит
всё новые вопросы, ответы на которые далеко не однозначны.
Статья напечатана в журнале "Открытое образование"
|