Информационные технологии в школе
Т.М. Третьяк руководитель Проекта "Обучающие сетевые олимпиады (ОСО)"
Профильное обучение в форме - обучающих
сетевых олимпиад
В статье описывается опыт проведения
предметных дистанционных обучающих
олимпиад и возможность использования этой
формы в профильном обучении.
Одним из направлений деятельности
Окружного ресурсного центра
информационных технологий (ОРЦИТ) является
организация дистанционного обучения,
наиболее приемлемой формой дистанционного
обучения на данном этапе является
обучающие сетевые олимпиады (ОСО).
Благодаря организации и проведения
сетевых проектов разработки методистов,
учителей информатики и ИТ, учителей-предметников
Северо - Западного округа г. Москвы известны
далеко за пределами нашего округа и города.
Основной образовательной задачей
современных школ становится не "заставить
выучить", а "помочь развиться",
сформировать и развить способности
учащихся к самостоятельному поиску, сбору,
анализу и представлению информации. Новый
учебный процесс предполагает внедрение
новых форм работы и предусматривает новые
роли: учителя как консультанта и ученика
как активного исследователя, творчески и
самостоятельно работающего над решением
учебной задачи, широко использующего
информационные технологии и Интернет для
получения необходимой информации. В этом
большую роль на современном этапе играют
обучающие сетевые олимпиады. ОСО - это
совместное творческое сотрудничество
учителя, выступающего в роли консультанта,
и ученика, которые совместно поэтапно
осваивают новые программы с использованием
Интернет-технологий. Материалы ОСО можно
использовать в учебном процессе после
окончания олимпиады, а также при создании
профильных курсов.
История развития сетевых проектов с
использованием Интернет - технологий
началась в округе с 1997 в форме
дистанционных обучающих олимпиад (ДОО).
Продвижение дистанционных обучающих
олимпиад, как формы организации
виртуального взаимодействия педагогов
началось, с небольших самоорганизующихся
методических рассылок для педагогов по
предметам. Адреса электронной почты
выдавались бесплатно, и возникла идея
использовать почту для проведения
тематических содержательных виртуальных
соревнований. Тематика ДОО охватывала все
основные школьные предметы. Постепенно
стало ясно, что для результативной работы
необходимо сформировать команду
руководителей проекта: координатор-руководитель,
координатор-мастер (содержательная часть),
активист-хранитель (оперативный сбор,
регистрация и быстрая стимулирующая
реакция на запросы пользователей).
Дистанционные обучающие олимпиады
приходили по следующим направлениям:
• ДОО - ИНФОРМАТИКА
• ДОО - БИОЛОГИЯ
• ДОО - ГЕОГРАФИЯ
В 1997 года гимназия 1517 совместно с ОМЦ
СЗОУО провела первую дистанционную
обучающую олимпиаду по информатике в
рамках Городской экспериментальной
площадки по программе "Обучение учащихся
10-х - 11-х классов по индивидуальным учебным
планам". Координаторами и руководителями
проекта ДОО - ИНФОРМАТИКА (ДООИ) стали
методист и учитель информатики гимназии 1517
- Сергей Игоревич Галаган, Потопахин
Виталий Валерьевич (г. Хабаровск), Ремнев
Анатолий Александрович (г. Тараз Республика
Казахстан).
Координатором Дистанционной олимпиады по
географии стал Калеников Андрей Викторович,
зам. директора по информатизации гимназии
1551, г. Москва.
Соавтор концепции ДОО, сокоординатор ДОО по
географии 1999, 2000, 2002 и 2003 гг. и биологии 2003 г.
В гимназии 1517 используя индивидуальные
учебные планы в обучении учащихся, в
обязательном порядке включали в них
компонент исследовательско - проектной
деятельности на мультимедийной основе.
Принцип творческой проектной деятельности
стол основой создания виртуального
пространства проекта дистанционной
обучающей олимпиады по информатике и
информационным технологиям (ДООИ). В то
время никто не предполагал, что в
дальнейшем проект ДОО перерастет окружной
уровень и будет известен коллегам Москвы,
России и стран СНГ.
С 1998 года олимпиады обрели
межрегиональный статус, а с 1999 года -
международный.
В проекте этого года ДООИ 2004 приняли
участие команды 5 стран, более 1000 педагогов
и учеников 54 регионов РФ. В среде, где
образование востребовано, но не создано
достаточно условий для организованного
обучения по узко специальной тематике (разно
уровневое программирование, освоение
графического пакета Компас LT),
разработанная нами дистанционная форма
обучения может удовлетворить социальные
запросы педагогов и учащихся в образовании.
Материалы проекта были размещены сайтах: http://dooi2004.narod.ru,
http://dooi-fm.narod.ru.
В рамках ДООИ 2004 было провендено ряд
семинаров для координаторов команд (учителей)
по темам:
• Методология обучения
• Учебник для учителя
• PowerPoint на уроках
Особенно хочется отметить семинары по
теме "Учебник для учителя" и "PowerPoint
на уроках".
Организаторам и ведущими семинара "Учебник
для учителя" была поставлена цель:
создание электронной версии "Учебника
для учителя" в ходе проекта ДООИ-2004 года
авторским коллективом педагогов -
участников данного проекта.
ДОО - КОМПАС впервые была проведена в 2002/2003
учебном году. Основная цель оказать
методическую поддержку профильного
обучения компьютерному черчению в среде
разработанной Российской фирмой АСКОН.
Участие в данной олимпиаде по письмам
участников позволила быстро освоить
программу КОМПАС_3D LT использовать в
процессе обучения. В ней учавствовали 19
команд образовательных учреждения г.
Москвы (829, 186, лицей1560, 830, 831, 1939) и России -
Челябинская обл., г. Озёрск; Великий
Новгород, школа №34; Казахстан, г.Алматы
Технический лицей №165; Казахстан, г.
Лисаковск школа 4; Республика Саха, с. Амга; г.Переславль-Залесский;
г.Шебекино, Белгородской области школа № 4;
г. Тольятти; политехнический лицей-интернат
г.Кумертау, Республика Башкортостан; п.Унъюган,
Тюменская обл. школа №1; Югорск, Ханты-Мансийский
округ школа №3. По отзывам и пожеланиям
коллег-учителей в 2003/2004 уч. году мы
расширели курс лекций и заданий. В
оргкомитет ДОО КОМПАС 2004 было подано 29
заявок от команд образовательных
учреждения г. Москвы, России, Украины,
Казахстана.
По итогам проекта выпущен диск с
методическими материалами координаторов и
лучшими работами участников. Лучшие
методические разработки были
зарегистрированы в ОФАП.
С 2005 года проект называется "Обучающие
сетевые олимпиады" (ОСО) http://www.oso.rcsz.ru
Популярность данного сетевого проекта
основана на целях, поставленных
координаторами и организаторами, и дает
возможность понять насколько необходима
эта форма дистанционного обучения.
Основными целями проекта ОСО является:
• Создание
инновационного пространства по обмену
педагогическим опытом в сети Интернет,
объединяющего педагогов в среднем и
профильном образовании. Становление и
развитие идей толерантности для всех
участников в ходе совместной деятельности
процесса дистанционного образования.
• Содействовать
образовательному процессу, формируемому в
соответствии с положениями концепции
модернизации общего образования и
Федеральной целевой программы "Развитие
единой образовательной информационной
среды" в условиях становления
информационного общества на базе
инновационных форм и методов
педагогической деятельности с
использованием современных компьютерных
технологий и возможностей сетевого
взаимодействия.
При всем различии образовательных
областей выделяются этапы проектов ОСО:
I этап
Регистрация участников.
Ознакомление с
информацией о ходе проведения ОСО.
Представление рабочих секций ОСО:
методическое планирование семинаров,
лекций и практических занятий.
Организационная связь с координаторами
проекта - запись участников по выбранным
направлениям.
II этап
Обучение в секциях ОСО дистанционно по e-mail@
. Координаторами
проекта предоставляется курс лекций, а
также проводятся интерактивные
практические занятия с целью подготовки к
предстоящей самостоятельной работе.
III этап
Олимпиадная и проектная деятельность
участников
IV этап
Подведение итогов обучающей сетевой
олимпиады. Проведение Круглого стола.
Награждение участников.
Проект ОСО-2005 будет проходит по следующим
предметным направлениям:
I. Экономика
II. Информатика и ИКТ
– Модуль Программирование
• Стиль
программиста
• Полигон
нестандартных задач
• Олимпиадное
программирование
– ЛОГО
– Модуль ИКТ
• Компьютерное
черчение. КОМПАС-3D
• Курс Delphi для
начинающего программиста
• Программирование
на С+
• Модель
эксперимента. VBA
• Моделирование
экономических задач. Excel
• ИКТ в
преподавании:
·
Power Point
·
использование Web-технологий
·
Photoshop
Проект ОСО осуществляется в форме
дистанционного образовательного процесса
посредством взаимодействия участников с
информацией, размещаемой на сайтах.
Дополнительно координаторы организуют
групповые и индивидуальные диалоги с
участниками.
В рамках Проекта выпускается журнал (web-версия)
"Инфо-Net". Журнал содержит следующие
рубрики:
– проблемы дистанционного
образования (вопросы и ответы)
– профильное обучение
– педагогические инновации
– советы методиста
– новости олимпиад
– НИР (научно-исследовательские
работы) и проекты
– психология в дистанционном
обучении
– уголок Sys-админа
В ОСО открыт форум, направленный на
систематизацию материалов по формированию
"базы знаний" учителя, обсуждение хода
проекта. Работают форумы по секциям. На них
и на страницах журнала "Инфо-Net"
предполагается рассмотреть с участниками и
всеми заинтересованными лицами темы по
вопросам образования:
• Инновации в образовании
• Готовимся к экзамену
• Методика профильного
образования
• С пользой для учителя
и др.
Проект ОСО оказывают большое влияние на
формирование информационной культуры
педагогов и является одной из предпосылок
включения учителя в систему дистанционного
образования. Оргкомитет ОСО - энтузиасты
своего дела, люди, которые тратят
колоссальное время на проведение и
организацию проекта. В процессе проведения
выработана определенная стратегия и
тактика организации дистанционного
повышения квалификации педагогических
работников. Таким образом, сегодня видится
реальная возможность организации
дистанционного обучения в системе
повышения квалификации учителей в качестве
участия в проекте ОСО. При этом Центрам
дистанционного образования, наряду с
обучающими задачами, должна отводиться
координационная, стимулирующая и
организующая роль.
Рассказав о проведенной работе, важно
отметить, что дистанционное обучение в
форме обучающих сетевых олимпиад (ОСО)
стало - необходимым как для учителей, так и
для учащихся, и может оказать практическую
помощь образовательным учреждениям при
организации и введении профильного
обучения.
Дистанционному олимпиадному движению
нужна поддержка по организации и
проведению ОСО, для этого необходимо
создать координационный центр ОСО, где в
дальнейшем можно будет организовать
профильное дистанционное обучение.
Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто
понимает важность дистанционного обучения
в форме обучающих сетевых олимпиад.
|