Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Методическая копилка

Грамматический тест

Бендерский Яков Михайлович,
преподаватель русского языка и литературы
Израиль

Поговорим сегодня о применении тестов и различных интеллектуально – логических игр на уроках русского языка. Тема для серьезного разговора, повод к размышлению. Невспаханная целина языкового материала для самых отчаянных экспериментаторов. Благодатнейшее поле приятной работы, следует только бросить вовремя семена, где позднее соберет обильный урожай учитель.

Важно, чтобы предложенные вопросы соответствовали изученному материалу и возрасту, чтобы вписывались в общую методику учителя, чтобы были жданными гостями, чтобы подталкивали учителя к новым разработкам и решениям.

Сверхважно, чтобы вопросы были захватывающими, неожиданными, от которых и на перемене не уйти, дух не перевести, но обязательно решаемыми.

Это может быть и небольшая контрольная работа, и лингвистическая викторина, и объемная занимательная олимпиада, и различные тесты, которые определяли бы как уровень интеллекта, так и уровень базовых знаний и умений.

Подготовленный нами тест именно из этой области.

Грамматический тест предназначен для учащихся, завершивших курс школьной программы по русскому языку и готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения.

В отличие от многочисленных контрольных и даже олимпиадных заданий, проверяющих лишь уровень грамотности, наш тест – невинный перевертыш, то есть образец такого теста, который, с одной стороны, отслеживает уровень вашей грамотности (грамматическая составляющая), а с другой - дает их в необычной форме, заставляя вас отвечать не только на грамматические вопросы (логическая составляющая). Для решения многих задач, конечно, необходимо точное знание правил, но этого явно недостаточно.

Здесь автор помимо шаблонных заданий по русскому языку, распространенных повсеместно, применил и психометрические, и игровые мотивы, но не снизил уровень требований. Такой тест поможет абиетурентам подготовиться к экзаменам, а также даст возможность оценить собственный уровень умственного развития. Тест раскроет сильные и слабые стороны вашей подготовки к экзаменам. Он включает самые разные разделы грамматики: словообразование, морфология, лексика, правописание существительных, прилагательных, числительных; сложные слова, фразеологические обороты, добавлено несколько заданий по синтаксису простого и сложного предложений.

Грамматический тест является своеобразным учебным аналогом сложного психометрического теста, принятого во многих странах при поступлении в вузы и колледжи.

Для того, чтобы рассчитать свой коэффициент (айк – ю), нужно знать, что весь тест рассчитан на 200 баллов. Таким образом, если в тесте 28 вопросов, значит один вопрос стоит 7 баллов. Если же вопрос подразделяется на подвопросы А и Б, то каждый из них, соответственно, стоит 3, 5 балла. Если вопрос включает 5 – 7 - 10 примеров, то стоимость одной ошибки оценивается в 0,7 - 1 – 1,4 балла.

Средний уровень обычного теста 120 баллов. Участник, набравший от 130 – 150 баллов, показал высокий уровень интеллекта, а тот, который набрал ниже 120 – низкий. Следует отметить ученика, ставшего абсолютным чемпионом. Время исполнения теста должно быть строго фиксированным. Например, 30 – 40 минут. Не выполнившие весь тест во время, обязаны сдать его незаконченным.

Удачи Вам!

1. Разберите слова по шагам. Шаг – ход, при котором отбрасывается суффикс или приставка, но сохраняется значение слова.

Например: засорить ся за сорить – сор ить – сор (3 шага)

(А)

Разгорячиться -

Соизмеримый -

(Б)

Теперь наоборот соберите слово по шагам, используя минимум ходов.

Смотр - предусмотрительный.

Род - прародительница

2. Вставьте гласные. Выпишите слово, которое отличается от других по правилу, которое вы применили.

Расст...лается, распор...жается, предпол...гает, заж...гает, прор...стает.

3. Вставьте пропущенные приставки:

(про- пра- ) . . . родина, . . . рисовка, . . . работка;

(пре- при- ) бес . . . страстный . . . вратник, не . . . одолимая . . . града;

(пре- при- ) . . . зреть опасность, . . . зреть сиротку;

(обез- обес- ) . . . . цвеченный, . . . . главленный, . . . .жиренный.

4. Впишите соединительную гласную в сложные слова. Определите, какое из данных слов лишнее?

Земл...трясение, ави...билет, пят...книжие, мете...сводка, акр...батика. 

5. Вставьте Ъ или Ь знак. Подберите к данному слову такое слово, с которым оно чаще всего встречается.

Отдать на (вымирание, с...едение, счаст...е, лишения) – на съедение . 

С распростертыми (руками, об...ятиями, крыл...ями, волосами).

Неот...емлемое (волнение, пред...явление, право, подобие).

От...явленный (ворюга, глупец, д...явол, негодяй) .

6. Напишите слитно или через дефис сложные существительные.

(Контр) адмирал , (сверх) проводник , (психо) терапевт, (экс) чемпион.

7. Образуйте прилагательные с суффиксами -н-, -ск- и подберите точное определение к данным существительным.

Комик – комич н ая, комиче ск ая (опера, сцена); комическая опера, комичная сцена.

Лирик - ( отрывок, тон ).

Трагик - ( стиль, взгляд ).

Поэт - ( пейзаж, замысел ).

Драма - ( случай, жест ).

8. Вставьте пропущенные н – нн в прилагательные. Определите, какое из слов лишнее в каждой строке?

Дискусио...ый, телевизио...ый, авиацио...ый, телефо...ый.

Гуси...ая, сви...ая, ути...ая, кури...ая.

Песч...ый, серебря...ый, румя...ый, полотня...ый.

9 . Вставьте пропущенные н – нн в прилагательные и причастия.

Нечая...ая радость, нереше...ая задача, некипяче...ая вода, негаше...ая известь, незагруже...ая машина, непогаше...ый костёр.

10. Напишите слитно, раздельно или через дефис прилагательные.

(Западно) европейские страны , (пыльно) серебристая пальма ,

(старо) славянский язык , (сказочно) богатый американец ,

(эстрадно) цирковое училище .

11. На каком языке говорят в разных странах?

В Германии – на немец к ом, Испании – испан ск ом...

Во Франции , Финляндии , Словакии , Швеции , Канаде. 

12 . Образуйте сравнительную степень от данных прилагательных, если это возможно. Крутой – круче, милый – милее, деревянный – нет...

Могучий , плоский , плохой , гадкий , снежный , кроткий .

13. Замените данные выражения прилагательными с частицей не.

Сейф, который не горит – несгораемый.

Времена, которое никто не помнит .

Время, которое нельзя забыть .

14. Замените словосочетания сложным словом – существительным или прилагательным. Пожать руку – рукопожатие, добрая душа – добродушный.

Доброе сердце , милое сердце , биение сердца , болеет сердцем за всё.

15. Напишите числительные словами.

В 1593 году тюльпаны попали в Голландию из Турции.

К 168 видам диких тюльпанов сейчас добавилось ещё 485 культурных сортов. 

16. Правильно напишите сложное числительное. Например: 2 – властие (двоевластие); 2 - годник (второгодник); 2 - рогий (двурогий).

1 - майский , 1 – летний , 3 – классник , 3 – угольник .

17. Напишите правильно не с глалолами :

. . волить, . . вольничать, . . долюбить , . . долюбливать , . . дооценить.

18. Вместо глаголов неопределённой формы поставьте глаголы в форме настоящего времени.

И (бунтовать) , и (клокотать) , (хлестать) , (свистеть) , и (реветь) .

Дым (стелиться) над рейдом, (бороться) с волнами.

19 . Правильно напишите наречия. Объясните данные фразеологизмы.

Обращаться (за) панибрата, разбить (в) дребезги, держать (в) проголодь, сделать что-то (в) отместку, попасть кому-то (на) зубок .

20. От данных корней с помощью приставок образуйте наречия.

Например: с помощью приставок не-, в- по- и корня «пад» - невпопад.

Приставки в-, не- и корень «запа» - наречие .

Приставки не-, в- и корень «даль» - наречие .

Приставки ис-, под- и корень «тих» - наречие . 

21. Впишите пропущенные не – ни. Поставьте их слитно или раздельно.

Нельзя было ( . . ) почувствовать великолепия природы: ( . . ) чем ( . .) нарушаемая тишина, ( . . ) тронутость, ( . . ) кем ( . . ) пуганный зверь. Правда, ( . . ) увидишь здесь ( . . ) когда багряных красок, но ( . . ) может ( . . ) запомниться тебе ( . . ) уловимые для ( . . ) опытного глаза тона осеннего пейзажа.

22. Из данных в беспорядке слов составьте предложение.

Гул, в, самых, долгого, шёл, течение, слухов, тяжёлый, невероятных, столице, всей, времени, по.

23. Замените глаголы причастиями, расставьте запятые.

«А ведь эта ржавая земля (перемешать) со щебнем и есть Земля Обетованная. Пепел (пасть) на пустыню становится сизым. Целый день только ковриги гор (усеять) круглыми голышами».

24. Вставьте пропущенные глаголы, сохранив смысл.

«Вы, когда на спину переворачиваетесь, сразу начинаете так , что уже совершенно невозможно. Вместо того, чтобы отвернуться к стене и ещё часа на два, он, как на пружине, приподнялся и посмотрел на Андрея. Стоило маленькому ушастому доценту войти в аудиторию, как Никиту начинало смертельно в сон. Он ничего не мог с собой поделать, носом и в черноту. Сидевший перед ним мужик глаза и в оцепенение.

25. Подберите к каждому слову первого ряда нужное определение из второго ряда.

1 ряд. Наряд, заработок, возраст, поклон, вопрос, вкус .

2 ряд. Тонкий, лёгкий, изящный, деликатный, изысканный, нежный . 

•  Подберите к каждому глаголу (1 ряд) нужное по смыслу слово (2 ряд).

Не забудьте проверить: полученное выражение станет фразеологизмом.

(1 ряд) Сбить, сбиться, выбить, забить, набить, отбиться .

(2 ряд) От рук, с толку, голову, с ног, руку, из колеи .

27 . Расставьте знаки препинания в простом предложении.

« И всё зто огромная и пышная вершина клёна светлая гряда аллеи подвенечная белизна яблонь синева неба всё поражало своей густотой зеленью и новизной. Дойдя до этого места Митя комкал письмо и уткнувшись лицом в мокрую солому бешено стискивая зубы захлёбывался от рыданий».

28 . Расставьте знаки препинания в сложном предложении.

«Вы идёте ничего не предполагая поднимаете глаза и вдруг на миг вам становится ясно с миром с правилами мира произошли небывалые перемены. Трамвай только что скрывшийся с ваших глаз снова несётся перед вами сечёт по краю бульвара как нож по торту. Соломенная шляпка повисшая на голубой ленте через чью-то руку вы сию минуту видели её она привлекла ваше внимание но вы не удосужились оглянуться возвращается к вам проплывает поперёк глаз».

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение