Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Методическая копилка

М.Н. Чернова
учитель истории
лицея 1560 г.Москвы

“Внутренняя политика России в годы царствования Александра III”
(Урок истории в 10 классе)

Тип урока
Урок изучения нового материала призван углубить знания учащихся по данному вопросу; продолжить выработку у школьников умения анализировать события, явления, деятельность персоналий, сопоставлять и строить самостоятельные умозаключения, аргументировать свои выводы; приводить имеющиеся в исторической литературе оценки исторических событий.

Вопросы для рассмотрения
Александр III: личные и деловые качества, оценки историков; основные направления внутренней политики, причины изменения внутриполитического курса; экономическая политика; проявление консервативной тенденции, деятели александровской эпохи.

Оформление
К данному уроку готовим зрительный ряд, наглядно создающий образ эпохи: вокруг портрета Александра III, расположенного в центре доски (стенда), с одной стороны размещены иллюстрации — “Храм Христа Спасителя в Москве”, “Первые трамваи”, “Здание Городской Думы в Москве”, “Здание Верхних торговых рядов в Москве”. Для московских школьников зрительное восприятие этих изображений как бы приближает ушедшую эпоху к современности, позволяет прикоснуться к ней, почувствовать связь времен и поколений. По другую сторону портрета Александра III — изображения государственных деятелей изучаемого периода: К.П. Победоносцева, Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте, И.А. Вышнеградского. По обеим сторонам доски вертикально размещаем репродукции картин русских художников (Шишкина, Поленова, Левитана, Репина, Куинджи), воссоздающих образы и лики России — той, которую они видели и чувствовали, той, которой правил Александр III. Второй вертикальный ряд на доске — портреты известных деятелей культуры этого времени.

Ход урока
Урок начинается с указания на то, что проведенные в 60–70-е гг. реформы имели прогрессивный характер. Логическим их продолжением могло стать утверждение царем умеренных конституционных предложений министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова. Но 1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен народовольцами. После потрясшего страну цареубийства на российский престол вступил сын погибшего императора — Александра III. (Учитель обращает внимание ребят на портрет Александра.)

Что же являл собой этот исторический деятель?

Александр III

  • родился в 1845 году, являлся вторым сыном Александра II;
  • правил с 1881 по 1894 год;
  • как и его отец, вступил на престол в возрасте 36 лет;
  • известен в истории как “Миротворец” (за годы его правления Россия ни разу не воевала);
  • во время поездок по России останавливался в домах незнатных людей, поражал всех своей простотой и знанием народной жизни, удивлял “мужицким” складом характера;
  • не уступил давлению либеральной части общества и настоял на повешении убийц своего отца, а через несколько дней отменил навсегда публичную смертную казнь в России;
  • уважая проведенные реформы, укреплял самодержавие;

Император

  • в правление которого в Москве был освящен храм Христа Спасителя; открыт Исторический музей, успешно развивались просвещение и наука, творили известные художники, писатели, музыканты (учитель указывает на иллюстрации);
  • на жизнь которого была предпринята попытка покушения (террористическая группа Александра Ульянова и др.);
  • на годы царствования которого приходится деятельность ярких представителей реформаторской мысли России.

Посмотрим на Александра III глазами его современников и историков XIX–XX веков.

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с отзывами, помещенными на рабочем листе № 1. Ученики поочередно оглашают одно из высказываний, представляющих в совокупности широкий спектр суждений и оценок.

Рабочий лист № 1

Современники об Александре III

“Все описывают государя Александра III человеком с необычайно простыми манерами и вкусами… Леди Черчилль пишет, что при русском дворе существуют странные обычаи, трудно соглашающиеся с идеей о самодержавно-деспотическом правителе. Вид царя, стоящего во время ужина и разговаривающего с молодым офицером, остающимся сидеть за столом, просто пугает нас”. (Морнинг Пост, 1880-е годы)

“Во время поездки Александра III по России как-то раз царский поезд неожиданно остановился на маленьком разъезде. Один из собравшихся поглазеть мужиков увидел Александра, снял шапку и прошептал: “Вот это так — царь!” И тут же добавил обычную деревенскую матерщину от глубокого волнения. Жандарм хотел его арестовать, но царь подозвал перепуганного мужика и дал тому 25-рублевку (где было изображение царя) со словами: “Вот тебе мой портрет на память””. (Ходячий анекдот-быль)

“Император Александр III был совершенно обыкновенного ума, пожалуй, ниже среднего ума, ниже средних способностей, ниже среднего образования; по наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний”. (С.Ю. Витте)

“Об императоре Александре III все знали, что, не желая никаких военных лавров, император никогда не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России1”. (С.Ю. Витте)

“Александр III не был сильным человеком, как многие думают. Этот большой, толстый мужчина не был, правда, “слабоумным монархом” или “коронованным дураком”, как его величает в своих мемуарах В.П. Ламздорф, но он также не был тем проницательным и умным государем, каким его стараются изобразить1”. (С.Ю. Витте)

“Александр III повел русский государственный корабль иным курсом, чем Его отец. Он не считал, что реформы 60–70-х годов — безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по Его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России”. (С.С. Ольденбург)

Историки о личности и правлении Александра III

“Этот тяжелый на подъем царь не желал зла своей империи и не хотел играть с ней просто потому, что не понимал ее положения, да и вообще не любил сложных умственных комбинаций, каких требует игра политическая не менее, чем карточная. Правительство прямо издевалось над обществом, говорило ему: “Вы требовали новых реформ — у вас отнимут и старые””. (В.О. Ключевский)

“Александр III был неглуп. Но у него был тот ленивый и нескладный ум, который сам по себе бесплоден. Для командира полка такой ум достаточен, но для императора нужно что-то иное”. (Г.И. Чулков)

“Говоря о царствовании Александра III, уместно говорить не о “контрреформах”, а о корректировке государственного курса. Дело не в том, что император хотел механически вернуться назад, а в том, что политика 60-х годов слишком “забежала вперед””. (А. Боханов)

“Ограниченный, грубый и невежественный, Александр III был человеком крайне реакционных и шовинистических воззрений. Однако в области экономической политики вынужден был считаться с ростом капиталистических элементов в стране”. (Большая Советская Энциклопедия)

“Александра III не надо было изображать недалеким и тупым, это была яркая личность. Перед нами человек, органично вписавшийся в обстоятельства своего времени. Он правил государством удивительно легко и естественно, вполне сознавая при этом всю ответственность монарха. Наиболее сильная сторона его личности — честность и порядочность”. (А. Боханов)

“При Александре III Россия переживает существенный экономический подъем, что было вплотную связано с усилением позиций частного сектора и проникновением в Россию западных идей о свободе предпринимательства. Это был замечательный период в развитии российского общества”. (Д. Шиммельпеннинк)

“Мероприятия 1880–начала 90-х годов были попыткой вернуться в прошлое, восстановить многие из дореформенных принципов”. (А. Полунов)

“Обладая мужеством и волей, Александр III стремился поставить препоны на пути разрушительного революционного потока”. (Н. Кеворкова)

Как мы увидели, в исторической литературе и в мемуарах современников имеют место различные, подчас противоположные оценки и суждения. Формулируется задача урока: углубить имеющиеся знания, составить наиболее полное представление об этом монархе и установить, в чем состояла преемственность его политического курса, в чем отступление от нее; определить уникальность этого исторического периода, который по утвердившейся в исторической науке периодизации являет собой третий этап внутренней политики России второй половины XIX века.

На доске одновременно с объяснением записываем три этапа внутренней политики России второй половины XIX века:

I этап — 50-е–начало 60-х гг.

II этап — 60–70-е гг.

III этап — 80–90-е гг.

Ученики вспоминают, что первый этап связан с подготовкой и осуществлением крестьянской реформы; второй — с продолжением реформ. Учитель указывает на то, что третий этап связан с изменением правительственного курса.

Итак, Александр III, как и все мы, во многих своих поступках, мотивах, действиях проявлял черты, качества и привычки, сформированные еще в детстве.

Воспитанием наследника руководил генерал Б.А. Перовский, историю читал С.М. Соловьев, законоведение — К.П. Победоносцев, экономические знания передавал Н.Х. Бунге. Эти занятия не прошли бесследно: уже будучи взрослым человеком, Александр III питал слабость к военным наукам; увлекаясь историей, собрал и передал Историческому музею свою коллекцию; перенял у Соловьева мысль, которой всегда и придерживался, о необходимости для России сильной центральной власти. Что касается экономики, то Александр назначал на ключевые экономические должности только профессионалов.

Учитель предлагает учащимся объединиться в микрогруппы для работы с фрагментами параграфа и последующего коллективного обсуждения. Первой группе школьников поручено определить и перечислить безусловно позитивные мероприятия Александра III. Второй группе — мероприятия, которые негативно сказывались на развитии страны. Необходимо объяснить свой выбор. Третьей группе — экспертам — предстоит сопоставить результаты работы и подвести итоги.

Подобное задание формирует понимание неоднозначности и многофакторности истории, позволяет избежать односторонности суждений в оценке прошлого.

В дополнение к ответам микрогрупп учитель может рассказать, что наибольшее влияние на царя оказывал его учитель, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, который отличался консервативными взглядами и стал (в восприятии современников и представлении потомков) своеобразным символом эпохи.

В те годы дальние, глухие,

В сердцах царили сон и мгла,

Победоносцев над Россией

Простер совиные крыла.

(А. Блок)

Один из учеников оглашает заранее подготовленную краткую биографическую справку о К.П. Победоносцеве.

В сообщении учащегося о К.П. Победоносцеве (1827–1907) отмечается, что речь идет о личности яркой и противоречивой, в его деятельности сопротивление переменам сочеталось с бескорыстным служением отечеству и российской монархии. Ни один высший сановник не награждался столь нелестными эпитетами, как он: “гений тьмы”, “Великий Инквизитор”, “дикий кошмар русской истории”, “нелепая галлюцинация”…

Карьера Константина Петровича, выходца из образованной (его отец — профессор словесности Московского университета), но не аристократической семьи, началась с заведования кафедрой гражданского права в Московском университете (по окончании училища правоведения). Воззрения Победоносцева в те годы отличались либерализмом: так, в конце 50-х годов он выступал за реформу судебной системы, за гласность судопроизводства. Однако под впечатлением развязанного народовольцами террора Победоносцев, как и многие образованные люди того времени, переходит на консервативные позиции, отстаивая божественное происхождение царской власти и незыблемость самодержавных основ в России. В 1880 г. К.П. Победоносцев возглавил Синод, ранее был введен в Государственный Совет. Этот человек со “стеклянным взором колдуна” (по выражению А. Блока) отстаивал перед Александром III необходимость экономических преобразований (укрепление курса рубля, поддержку отечественного предпринимательства, железнодорожное строительство), однако в отношении политических реформ был непреклонен, являясь их последовательным противником и считая, что они будут губительны для страны. Идею народовластия Победоносцев считал “великой ложью” своего времени и выступал против внедрения элементов западной цивилизации. Современники не простили ему поругания идеалов “Великих реформ”: мысли Победоносцева объявили реакционными и надолго предали забвению.

Но лучше всего об идеях Победоносцева расскажет документ, с которым ребятам предлагается поработать.

Вперед


E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение