Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Методическая копилка

А.В. Федоров
доктор педагогических наук, профессор,
президент Ассоциации кинообразования
и медиапедагогики России
главный редактор журнала "Медиаобразование"

Медиаобразование и медиаграмотность: мнения экспертов.
Актуальность, цели и методика опроса

В начало статьи

Основные цели медиаобразования/медиаграмотности

Следующий вопрос анкеты касался того, какие цели медиаобразования/медиаграмотности эксперты могут выделить в качестве основных.

Конечно же, цели медиаобразования могут меняться в зависимости от конкретной тематики и задач занятий, от возраста аудитории, от той или иной теоретической базы медиаобразования и т.д., однако практика показывает, что так или иначе, в силу тех или иных причин многие медиапедагоги могут довольно четко выделить наиболее важные для них цели. Мы предложили экспертам присвоить каждой из упомянутых ниже одиннадцати основных целей медиаобразования/медиаграмотности (в порядке их важности для конкретного респондента) определенное место (номер) место в таблице (№ 1 - самая важная цель,… № 11 - наименее значимая цель и т.д.). Затем каждому месту (номеру) мы присвоили соответствующее число баллов: 11 баллов за каждое первое место, 10 баллов - за каждое второе и т.д. Подсчет средних экспертных баллов позволил нам определить итоговую значимость для экспертов тех или иных целей медиаобразования. Результаты опроса по данному пункту представлены нами в таблице.

Основные цели медиаобразования/медиаграмотности (media education/media literacy) Среднее число баллов, присвоенных экспертами данной цели
- Развивать способности к критическому мышлению/критической автономии личности 241 (84,27%)
- Развивать способности к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов 197 (68,88%)
- Готовить людей к жизни в демократическом обществе 177 (61,89%)
- Развивать знания социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов 176 (61,54%)
- Обучать декодированию медиатекстов/сообщений 170 (59,44%)
- Развивать коммуникативные способности личности 164 (57,34%)
- Развивать способности к эстетическому восприятию, оценке, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов. 157 (54,90%)
- Обучать человека самовыражаться с помощью медиа 154 (53,85%)
- Обучать человека идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты/тексты. 143 (50,00%)
- Давать знания по теории медиа и медиакультуры [включая такие ключевые понятия, как "агентство медиа" (agency), "категория медиа" (category), "язык медиа" (language), "технология медиа" (technology), "репрезентация медиа" (representation), "аудитория медиа" (audience) и т.д.] 137 (47,90%)
- Давать знания по истории медиа, по истории медиакультуры 108 (37,76%)

Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что в той, или иной степени эксперты считают важными все вышеуказанные цели медиаобразования, выделяя при этом развитие способностей к критическому мышлению/критической автономии личности, к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов и подготовку человека к жизни в демократическом обществе. В то же время аутсайдерами в нашем опросе оказались такие цели, как передача знаний по теории и истории медиа и медиакультуры.

Всего двое экспертов выразили желание дополнить список медиаобразовательных целей. Так российский медиапедагог А. Короченский считает значимой цель развития творческих способностей индивидуумов (в сочетании с развитием критического мышления/автономии личности), а американский медиапедагог Р. Корнел (R. Cornell) добавляет к этому цель подготовки медиапрофессионалов к работе в их конкретной области.

Что касается разницы между ответами российских и зарубежных экспертов, то она проявилась в основном в том, что зарубежные эксперты в большей степени выделили цель подготовки людей к жизни в демократическом обществе, в то время, как российские эксперты несколько большее внимание уделили развитию способности к восприятию (в том числе - эстетическому), оценке, пониманию, анализу медиатекстов. При этом и те, и другие в равной степени вывели на первое по значимости место развитие способности к критическому мышлению/критической автономии личности.

Сравнивая полученные результаты с результатами аналогичного опроса, касающегося целей медиаобразования, предпринятого А.В. Шариковым в 1990 (тогда было опрошено 23 эксперта) [3, 50-51], можно отметить совпадение мнения экспертов по отношению к высокой степени важности развития способностей к критическому мышлению (максимальное число полученных высших баллов). Зато высокий статус цели развития коммуникативных способностей личности, зафиксированный в опросе 1990 года, в нашем случае не получил подтверждения. Конечно же, эксперты также посчитали эту цель важной (6 по значимости место из 11), но не поставили ее на вершину пьедестала. Впрочем данный факт можно отнести и к парадоксам узкого спектра выборки опроса.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение