Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Методическая копилка

Развитие одаренности: пути построения учебно-воспитательного процесса

(Одаренный ребенок, №3, 2002)

Совмещение у одаренных детей черт своего и последующего возраста создает характерную двойственность и противоречивость их психологического облика. В интеллектуальном и нравственном отношении они превосходят своих одногодок, чего нельзя зачастую сказать об уровне их физического и эмоционального развития — оно находится в пределах возрастной нормы.

Такой дисбаланс часто порождает проблемы в плане социальной приспособленности, повышенной чувствительности к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. Преимущества одаренного ребенка часто оборачиваются против него же самого, становятся причиной его личностных и социальных проблем. Эти проблемы во многом могут обостряться в период школьного обучения. В связи с этим мы считаем, что наиболее приемлемым для развития детской одаренности является личностно-ориентированный подход в образовании.

Принципиальным отличием личностно ориентированного образования от традиционной системы обучения мы считаем изменение содержания существующих и введение качественно новых учебных предметов. Это помогает развивать интегративное мышление, объединять различные образовательные задачи и в нескольких, и в одном предмете, вводить «связки-интеграторы», осуществляя межпредметные связи. Достигается это путем введения в учебный план новых учебных дисциплин интегрального характера («Мир вокруг» и др.), а также человековедческих предметов, позволяющих ученику включить в общую картину мира самого себя и окружающих людей («Грамматика общения», «Развивающие игры и упражнения», «Информационная культура» и др.). Это позволяет обеспечить целостность картины мира, единство учебно-воспитательного процесса, стимулирует ученика к саморазвитию и самосовершенствованию.

Важным условием каждой учебно-развивающей группы является небольшая численность детей — не более 15 человек. Это позволяет на деле осуществить индивидуальный подход и работать с детьми в оптимальном для каждого ребенка режиме. При таком подходе ученики в большей степени личностно вовлекаются в учебно-воспитательный процесс. Ответственность за ход и результаты учебного процесса у них более осознана. Они испытывают большее удовлетворение от межличностного взаимодействия с одноклассниками. В больших по количественному составу классах таких преимуществ не отмечено. К такому же выводу пришла Л.А. Карпенко, обосновав в своих исследованиях влияние размера групп на эффективность обучения в условиях совместной деятельности.

Непременным условием организации занятий с одаренными детьми является регулирование времени, отпущенного на выполнение учебных заданий, интересом детей и уровнем их работоспособности. Это позволяет ребенку работать в более щадящем для него режиме и сохраняет как физическое, так и психическое здоровье.

Работу, направленную на развитие личности, в школе целесообразно строить в особой пространственной структуре класса, который условно поделен на 4 автономные зоны.

Первая зона — учебная. Здесь стоят рабочие столики детей, доски, находится рабочее место учителя. Широко известен так называемый эффект «выученной беспомощности», обнаруженный при изучении людей и животных. Оказывается, если организм в течение длительного времени находился в условиях полного отсутствия личной территории и лишен возможности персонально отвечать за нее, то он становится более беспомощным и во многих других ситуациях, демонстрируя неуверенность, страх, безынициативность при необходимости принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Индивидуальные столы, используемые в нашей авторской школе (экспериментальной площадке, г. Ульяновск), индивидуальные шкафчики для личных вещей — это некие символы личной территории ученика. Дети заботятся о ней. Мы наблюдали, как первоклассники с осуждением относились к рисункам, оставленным на их столах после занятий детей приготовительного класса. Наличие индивидуальной зоны помогает учителю в решении многих проблем, в частности, воспитании дисциплины.

Вторая зона класса — игровое пространство. Чтобы облегчить переход от дошкольного к школьному типу жизнедеятельности и способствовать скорейшей адаптации ребенка в школе, формированию внутренних мотивов учения, нужно уже на первом, начальном этапе создать условия, органично сочетающие игровые и учебные занятия. В этом смысле игровое пространство призвано исполнять роль амортизатора возрастного кризиса.

Третья зона – личностно-ориентированное пространство («круг»), предназначенное как для индивидуальных игр и занятий, так и для более тесного общения на занятиях и вне их.

Четвертая зона — пространство для индивидуальной работы ученика с учителем или его самостоятельной работы. Здесь же обычно проводятся индивидуальные консультации и беседы.

Для эмоциональной разгрузки, проведения музыкальных занятий существует музыкальная комната, где можно послушать музыку, потанцевать, попрыгать, отдохнуть. В перерывах между напряженными занятиями дети могут выпить чашку чая (каждый класс имеет самовар и наборы индивидуальной посуды).

В школе — экспериментальной площадке изменен подход к выполнению домашних заданий. В концепции школы записано, что переутомление и чрезмерно большое домашнее задание убивает интерес к обучению и желание ходить в школу. Основная учебная работа должна проходить в школе. Наши исследования показывают, что если ребенка заставляют выполнить домашнее задание, то на 80-90% он выполняет его формально. Лучшее занятие с ребенком дома — это чтение книг и беседа.

Поскольку в школе не существует обязательного домашнего задания, а отработка навыков нужна и важна, то уроки на дом задаются. Но обычно они задаются только ученику, который хорошо работал в классе и все усвоил, т.е. ученик получает домашнее задание в виде поощрения. Поэтому каждый старается быть активным на занятиях и получить домашнее задание. Оно либо записано на отдельных листочках и вручается ученику, либо он списывает их со стенда со своей фамилией. Кроме того, домашнее задание индивидуализировано и зависит от состояния здоровья ученика, его общих способностей, уровня индивидуального познавательного продвижения на время получения этого задания. Учителя стараются, чтобы именно домашнее задание отличалось практической направленностью и по проблемам было приближено к детским потребностям: письмо другу, записка родителям, поздравительная открытка и др. Самое главное, чтобы ребенок сам понимал, что то, что он делает, принесет ему в жизни большую пользу. Например, чтобы отработать правила написания имени, фамилии, отчества с большой буквы, учитель предложила детям написать фамилию, имя, отчество членов своей семьи, подписать праздничную открытку семье своего друга.

При таком подходе дети не боятся идти в школу, не выполнив домашнего задания: они знают, что их ругать не будут и у них есть возможность выполнить его в другое время. Но обычно дети выполняют все заданное с большим удовольствием.

Существенным плюсом является безотметочное обучение. В экспериментальной школе отказались от использования в качестве оценки сравнения с неким усредненным эталоном, так широко применяемом в традиционной школе, так как это ведет к порождению конкурентности и конфронтации в отношениях между детьми и созданию психологических комплексов. Выход из этого положения — в ориентации школьника на сравнение с ранее достигнутым самим собой, фиксация учителем и им самим индивидуальной динамики продвижения в усвоении тех или иных знаний, выделение сфер максимального продвижения.

В обучающем процессе много игровых, спортивных элементов, психологических приемов. В течение дня дети гуляют утром и днем, занимаются спортом. В школе есть все необходимое для организации учебного процесса. Если ребенок что-то забыл дома, ему не придется бояться упреков — все необходимое можно взять в специальном шкафчике (карандаш, ластик, бумагу, клей, ножницы, авторучку и др.).

Новым в деятельности авторской школы стало непосредственное включение в орбиту педагогического процесса родителей. Обеспечивается оно специальной программой, включающей в жизнедеятельность школы детско-родительские дни, совместные выпуски газет. Это позволяет учителю обеспечивать постоянную связь с родителями. Кроме того, родители практически ежедневно получают письма от учителей с различными просьбами, информацией, пожеланиями, предложениями. Учитель назначает индивидуальные консультации (примерно 15-минутные, не реже 1 раза в месяц). По итогам обучения за четверть ребенку выдается «документ», где отмечены его прогресс и реже регресс в области получения знаний, его проблемы. По этому документу дается письменное разъяснение учителей; если что-то непонятно, можно получить личную консультацию. Родители — основные творцы нашей школы, ее помощники и защитники.

Еще одной отличительной особенностью служит размер школьного здания. Сами дети отмечают размер школы как проблему общения, указывая на явные преимущества «маленькой школы» где «невозможно затеряться — все друг друга знают», «тесные взаимоотношения между учениками и учителями», «особая атмосфера». Большая же школа не дает ощутить «дух школы».

Перечисленные выше организационные условия экспериментальной школы в большей степени способствуют тому, чтобы у детей формировались положительная мотивация учения, познавательные интересы. В адаптационный период лишь один ребенок из экспериментальной группы хотел бы вернуться в детский сад, отмечая при этом, что и в школе ему неплохо. Основной мотив этого желания — «там осталась любимая воспитательница». В контрольном классе таких детей из 31 было 10. В основном это следующие мотивы: «не нравится форма, очень темная», «много народу и шумно», «меня обижают другие дети» и 96% «школьных мотивов».

Приведенная характеристика учебного заведения, в котором проводилась исследовательская работа, позволяет отметить, что личностно-ориентированный подход, реализуемый здесь, способствует продуктивному развитию личности ребенка, его познавательных способностей. Полученные данные по каждому ребенку дают возможность педагогу, опираясь на помощь и поддержку родителей, психологов, находить индивидуальную стратегию работы с каждым учеником. Это само по себе способствует раскрытию личностного потенциала ребенка, развитию его индивидуальности и способностей.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение