Методическая
копилка
Г.П. Пархоменко
учитель биологии школы № 236
г. Москвы
Экспериментальная программа
непрерывного курса экологии
(6–11 классы)
Пояснительная записка
В связи с возрастающей
потребностью современного общества в
специалистах, изучающих экологическое
состояние окружающей среды, возникла
необходимость в создании программы
непрерывного курса экологии, начинающегося
с шестого класса. Особенностью данного
курса является тесная взаимосвязь всех его
разделов. Изучение экологии начинается в
шестом классе с рассмотрения общих
экологических проблем и закономерностей,
знакомства с жизнью и взаимосвязями
компонентов природных экосистем. Учитывая
возрастные особенности учащихся средней
школы, в курсе экологии шестого, седьмого и
восьмого классов изучаются
взаимоотношения живых компонентом
природных экосистем и влияние
хозяйственной деятельности человека на
животный и растительный мир нашей планеты.
Курс экологии девятого класса тесно связан
с предыдущими разделами, и внимание
учащихся акцентируется на взаимосвязи
экологического состояния окружающей среды
и здоровья человека, рассматриваются
проблемы наследственных заболеваний, их
связь с нарушением экологического баланса
планеты. Курс экологии в старших классах
является скорее мировоззренческим, чем
биологическим, учащиеся знакомятся с
развитием взаимоотношений общества и
природы на примере различных цивилизаций,
рассматривают возникающие экологические
кризисы как возможные причины гибели
древних цивилизаций.
Цель программы: воспитание
экологической культуры личности и общества
как мировоззренческой основы выживания и
развития современной цивилизации.
Программа предусматривает
поэтапное изучение учащимися основ
биологической и социальной экологии. На
первом этапе (6 класс) учащиеся знакомятся с
различными типами экосистем и
взаимоотношениями внутри них. На следующем
этапе изучения экологии (7 класс) полученные
знания станут основой для понимания
закономерностей и механизмов развития
экосистем и взаимоотношений внутри них. В 8
классе учащиеся знакомятся с веществом и
источниками энергии, материальной основой
экосистем, историей освоения и сохранения
природных ресурсов. Курс экологии в 9 классе
предполагает изучение причин истощения
ресурсов и деградации окружающей среды. В 10
и 11 классах изучается курс социальной
экологии, рассматривающий развитие
взаимоотношений природы и общества в
различных цивилизациях и экологический
кризис как возможную причину их гибели.
Примечание: данная программа
дает право каждому учителю корректировать
ее, исходя из расписания и имеющегося
наглядного материала.
Содержание программы “Введение в
экологию”
(6–7 классы, 68 часов)
Знакомство с понятием “экосистемы”
и их различными типами на примере водных
экосистем, экосистем суши и смешанного типа.
6 класс
(34 часа)
Введение
(6 часов)
Экология как наука о
взаимоотношениях природных компонентов, ее
значение. Цели, задачи и методы
исследования экологических процессов в
природе. Экологические понятия и термины:
биосфера, экосистема, биотоп, сообщество,
популяция, живые и неживые компоненты,
экологические факторы. Знакомство с
деятельностью ученых-экологов. Во
внеурочное время желательно провести
экскурсии в Главный Ботанический сад,
зоопарк, музей почвоведения (ТСХА),
Ботанический сад МГУ, музей им. Тимирязева,
а также другие музеи соответствующей
тематики по выбору учителя.
Знакомство с экосистемами
(26 часов + 2 резервных часа)
Экосистемы суши (биомы)
(10 часов)
Экосистемы хвойных,
широколиственных и смешанных лесов.
Тропические и субтропические леса, их
особенности. Структура леса (вертикальная и
горизонтальная ярусность), действие
факторов среды в лесных экосистемах.
Травянистые экосистемы, их типы (степи,
саванны, прерии, пампасы, тундра) и
особенности; влияние экологических
факторов в степных экосистемах. Экосистемы
пустыни, жизнь и взаимоотношения
обитателей пустынь в экстремальных
условиях. Арктические пустыни, их
особенности.
Водные экосистемы
(16 часов)
Экологические факторы,
лимитирующие жизнь обитателей водных
экосистем (соленость, глубина
проникновения солнечных лучей, количество
растворенного кислорода и минеральных
веществ, доступность питательных элементов,
температура воды). Морские экосистемы, их
значение. Основные зоны океана: прибрежная
зона, ее типы и особенности; прибрежные
заболоченные территории; коралловые рифы;
экосистемы открытого океана, планктонные
организмы, обитатели пелагиали и дна океана,
особенности жизни на больших глубинах.
Пресноводные озера и водохранилища.
Пресноводные водотоки и реки. Внутренние
заболоченные территории, их особенности и
значение. Взаимосвязь наземных и водных
экосистем. Эстуарии (прибрежные области,
где пресные воды рек, ручьев и
поверхностного стока смешиваются с
солеными морскими водами), как особый тип
экосистемы.
В процессе изучения темы
предусматривается просмотр видеофильмов
из цикла “Дикая природа — борьба за жизнь”,
выполнение практических работ на
пришкольном участке, оформление докладов
по изученным биотопам.
Практические работы:
1. Составление характеристики
предложенной экосистемы (биома).
2. Составление сравнительных
характеристик различных экосистем (биомов).
3. Определение местообитания
различных организмов по их внешнему виду.
7 класс
(34 часа)
Общее знакомство с видом и
популяцией
(8 часов)
Определение вида, критерии вида,
многообразие видов животных и растений.
Среда обитания растений и животных.
Популяция, ее основные характеристики (численность,
динамика численности, возрастная и половая
структура). Внутривидовые и межвидовые
взаимоотношения (конкуренция, хищничество,
паразитизм, симбиоз). Трофические (пищевые)
связи в популяциях.
Практические работы:
1. Составление характеристики
популяции по предложенному материалу.
2. Составление цепей и сетей
питания.
Популяции различных экосистем
(22 часа)
Экосистемы суши
Популяции лесных, травянистых и
пустынных экосистем.
Водные экосистемы
Популяции морских и пресных
водоемов, обитатели коралловых рифов,
прибрежных территорий, болот и эстуарий.
Приспособленность организмов к среде
обитания, внутрипопуляционные и
межпопуляционные связи.
Человек и среда
(2 часа + 2 часа на обобщение)
Влияние хозяйственной
деятельности человека на многообразие
популяций и видов, причины снижения
видового разнообразия растений, животных и
микроорганизмов.
8 класс
(34 часа)
Природные ресурсы
(4 часа)
История освоения и сохранения
природных ресурсов в России (обзор).
Творческие работы на тему “Что
нас ждет в будущем”.
Вещество и энергия как природные
ресурсы
(6 часов)
Вещество и энергия: виды, формы и
качество. Физические и химические
изменения вещества и закон сохранения
вещества. Законы сохранения и превращения
энергии (первый и второй законы
термодинамики). Открытые и закрытые
экосистемы. Круговороты веществ и
изменения энергии в природных экосистемах.
Законы сохранения вещества и энергии и
проблемы природопользования.
Взаимосвязь биотических и
абиотических факторов среды
(8 часов)
Реакция живых организмов на
воздействие абиотических факторов среды.
Реакция популяций и экосистем на изменения
окружающей среды. Глобальные изменения
окружающей среды, экологические сукцессии.
Экосистемные характеристики сообществ на
разных стадиях биологического развития.
Антропогенные воздействия на
экосистемы
(8 часов)
Природные ископаемые, ресурсы и
отходы — различие понятий. Биосфера и
техносфера — вечное противоречие.
Загрязнение окружающей среды, типы
загрязнений (химические загрязнения,
бытовые отходы, шумовые и визуальные
загрязнения, электромагнитные и
радиационные загрязнения). Деградация
природных сообществ под воздействием
загрязнений (разрушение экосистем,
истощение видового разнообразия животных и
растений в результате уничтожения среды
обитания).
Охрана природных ресурсов
(7 часов + 1 час на обобщение)
Законы Барри Коммонера, их связь
с отношением человека к природе. Виды
природных ресурсов. Причины деградации и
охрана почвы, воды и воздуха. Нефть, уголь и
газ как источники энергии, причины их
истощения, альтернативные источники
энергии.
9 класс
Окружающая среда и здоровье
(34 часа)
Введение
(3 часа)
Здоровье человека и действующие
на него факторы. Причины ухудшения здоровья
в современных условиях. Новые разделы
экологии (медицинская экология,
биотехнология, радиоэкология,
видеоэкология, аудиоэкология, бионика).
Наследственные факторы здоровья
(5 часов)
Понятие наследственности и
действующих на нее факторов.
Наследственные и врожденные заболевания,
их особенности. Загрязнение окружающей
среды как возможная причина роста
наследственных заболеваний. Экологически
чистые вода, продукты питания и другие
товары (одежда, технические масла,
материалы, используемые для строительства
и промышленного производства) как основа
здоровья человека, проблема их
производства и сохранения. Возможные пути
лечения и предупреждения наследственных и
врожденных заболеваний.
Биотехнология
(9 часов)
Краткая история биотехнологии,
разделы биотехнологии, сферы исследования,
достижения и проблемы (биотехнология в
сельском хозяйстве, промышленном
производстве, медицине). Генная и клеточная
инженерия, клонирование — проблемы и
перспективы.
Городская среда — как источник
экологических проблем
(17 часов)
Загрязнение окружающей среды в
городских условиях. Типичные и нетипичные
источники загрязнений.
Видеоэкология
(3 часа)
Агрессивные видеополя, их
влияние на психику человека. Сравнительная
характеристика природной и городской
визуальной среды, возможные способы
решения проблемы агрессивных видеополей.
При изучении темы используется
видеофильм.
Краткий обзор других типов
загрязнений окружающей среды в городе
(7 часов + 1 час на обобщение)
Город как источник шумовых,
радиоактивных, электромагнитных
загрязнений; влияние их на здоровье,
профессиональные заболевания, загрязнение
бытовыми отходами. Городской транспорт как
основной источник загрязнения окружающей
среды. Возможные пути решения проблем
улучшения окружающей среды в городских
условиях.
10 класс
Общество и окружающая среда
(история взаимоотношений и охрана
природы)
(34 часа)
Основы социоестественной истории
(СЕИ)
(8 часов)
Возникновение социоестественной
истории как ответа на необходимость
решения экологических проблем.
Пространство и время с экологической точки
зрения. Этапы СЕИ, важнейшие аксиомы и
правила. Ландшафт и этнос: физический и
духовный ландшафт, влияние условий среды на
устойчивость этнических систем,
количественная оценка возможности
изменения условий под действием
антропогенных факторов. Человек — природа
— социум (соотношение на разных этапах
развития человечества). Кризис цивилизации,
социально-экологическая стабильность и
социально-экологический кризис. Морально-этические
нормы экологических взаимоотношений,
законы Барри Коммонера.
Социальная экология
(26 часов)
Человечество в экосистеме Земли
(4 часа)
Человек — биосоциальный вид. Два
взгляда на окружающий мир. История развития
экологических связей человека с точки
зрения эволюционистов: древние гоминиды,
человек разумный. Современные отношения
общества и природы, биосфера и техносфера.
Социально-экологические взаимосвязи, их
возникновение и развитие.
Диалектика отношений человека и
окружающей среды
(15 часов)
Единство и борьба
противоположностей (биосфера и техносфера).
История развития и гибели цивилизаций (Древний
мир, Древняя Греция и Древний Рим,
Средневековье), экологические катастрофы
как возможная причина гибели древних
цивилизаций. Цивилизации Древнего Египта и
Древнего Китая — пример разумных
взаимоотношений человека и окружающей
среды. Эпоха Реформации и эпоха Просвещения,
отражение взаимоотношений общества и
природы в искусстве и фольклоре.
Современный экологический кризис как
результат потребительского отношения к
окружающей среде.
В процессе изучения темы
предусмотрены написание и защита рефератов.
Нравственное природопользование
(7 часов)
Глобальные экологические
проблемы (изменение климата, перенаселение,
разрушение озонового слоя, загрязнение
окружающей среды, деградация ресурсов,
истощение видового многообразия животных и
растений). Понятие нравственности;
нравственное природопользование, признаки
и принципы нравственного
природопользования.
Модель устойчивого развития: ее
положительные и отрицательные стороны.
11 класс
(34 часа)
Экологические проблемы
демографии (7 часов)
Потенциальные возможности роста
численности человека как биологического
вида. Социально-экологические аспекты
роста численности человека. Биологические
и социальные основы брачных отношений в
человеческом обществе. Демографический
взрыв — пути решения проблемы. Смертность и
рождаемость. Уменьшение смертности как
возможная причина роста численности.
Уменьшение рождаемости как один из путей
решения демографической проблемы,
возможные способы снижения рождаемости.
Мегаполисы: город как социальная система.
Демографические проблемы города (эмиграция
или вымирание коренного населения и замена
его иммигрантами). Перспективы развития
цивилизации.
Ресурсы: их использование и
охрана
(20 часов)
Пищевые ресурсы
(5 часов)
Агроэкосистемы, производство
продовольствия. Основные
продовольственные проблемы. Способы
увеличения мирового производства
продовольствия. Устойчивое
сельскохозяйственное производство.
Пастбища, их использование и охрана.
Земельные ресурсы: леса, парки,
территории дикой природы
(5 часов)
Типы лесов, их распространение и
значение, обезлесение и кризис древесного
источника энергии. Общественные земли и
лесные ресурсы в России. Управление и
охрана лесов. Парки: их использование и
деградация. Охрана дикой природы.
Ресурсы растительного и
животного мира
(5 часов)
Причины истощения видового
разнообразия планеты и исчезновения видов
животных и растений, необходимость охраны
видов диких животных и растений. Охрана
видового разнообразия. Управление дикой
природой.
Энергетические ресурсы: солнце,
ветер, вода и биомасса
(5 часов)
Использование прямой солнечной
энергии для выработки тепла и света.
Использование вторичной солнечной энергии
(энергии падающей и текущей воды,
геотермальной энергии, энергии ветра и
биомассы). Альтернативные источники
энергии. Энергетическая стратегия России.
Мировоззрение и окружающая среда
(3 часа)
Потребительское мировоззрение;
законы Барри Коммонера. Мировоззрение,
способствующее правильному отношению к
природной среде. Необходимость участия
каждого в деле охраны природы.
Экологический мониторинг
(4 часа)
Мониторинг: понятие и виды (базовый,
биологический, глобальный, импактный,
региональный, мониторинг окружающей среды).
Прямой и косвенный мониторинг.
Биоиндикаторы, направления исследования
биоиндикаторов.
Поурочное планирование непрерывного курса
экологии (6
- 8 классы) (9-11
классы)
Задания по непрерывному
курсу экологии
Список рекомендуемой литературы
Алексеев В.А.
300 вопросов и ответов по экологии.
Ярославль: “Академия развития”, 1998.
Алексеев С.В.
и др. Практикум
по экологии. М.: АО МДС, 1996.
Ашмихина Т.Я.
Школьный экологический мониторинг. М.:
Агар, 2000.
Богатырева Н.А.,
Леоненко Н.И.
Химия Земли и экология. М., 1997.
Васильева Ю.В.
Страницы отечественного образования. М.:
МНЭПУ, 1996.
Величковский Б.Т.,
Суравегина И.Т.
Здоровье и окружающая среда. М.: НПЦ, “Экология
и образование”, 1992.
Голованов А.И.
Введение в природообустройство.
Гупин П.Д.,
Востокова Е.А.
Ландшафтная экология.
Дежкин В.В.
Беседы об экологии. М.: МНЭПУ, 1998.
Демина Т.А.
Экология, природопользование, охрана
окружающей среды. М.: Аспект Пресс, 1996.
Дневник
юного исследователя. М., 1990.
Зверев И.С.
Введение в экологические системы;
Землеведение и экология. М.: Того, 1995.
Духовное
наследие Глинской пустыни / Историко-патриотическое
общество “Наследники Александра Невского”.
М.: Самшит, 1999.
Киреев Н.Г.,
Киреева Н.В.
Экономика и окружающая среда. М.: Агар, 1999.
Корецкая Т.И.
Окно в мир. М.: Лазурь, 1996.
Медоуз Д.,
Медоуз Д. За
пределами роста. М.: Прогресс, 1994.
Миллер Тайлер.
Жизнь в окружающей среде. в 3 частях. М.:
Прогресс, Пангея, 1993.
Одум Ю.
Основы экологии. М.: Мир, 1972.
Петрова Т.А.
и др.
Математическое моделирование в экологии.
М.: МНЭПУ, 1997.
Пронина Н.Б.
Экологические стрессы. М., 2000.
Пуртова Е.Е.,
Смирнова Е.В.
Проблемы твердых бытовых отходов. М., 2000.
Сиротин В.И.
Рациональное природопользование и охрана
природы. М.: Мнемозина, 1995.
Смирнов А.Д.
Очистка природных и сточных вод. М., 1989.
Схиархимандрит
Иоанн (Маслов).
Симфония; Святитель Тихон Задонский.
Тарасова Н.П.,
Кузнецов В.А.
Вода в природе и техногенных системах. М.,
2000.
Чельцов-Бебутов А.М.
Экология птиц. М.: Московский университет,
1982.
Экзарьян В.Н.
Охрана окружающей среды. М., 1969.
Статья напечатана в журнале
"Образование в современной школе", 2002, №8
|