Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
перчатки латексные гост

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Методическая копилка

Г.П. Пархоменко
учитель биологии
школы № 236 г. Москвы

Экспериментальная программа непрерывного курса экологии

(6–11 классы)

Пояснительная записка

В связи с возрастающей потребностью современного общества в специалистах, изучающих экологическое состояние окружающей среды, возникла необходимость в создании программы непрерывного курса экологии, начинающегося с шестого класса. Особенностью данного курса является тесная взаимосвязь всех его разделов. Изучение экологии начинается в шестом классе с рассмотрения общих экологических проблем и закономерностей, знакомства с жизнью и взаимосвязями компонентов природных экосистем. Учитывая возрастные особенности учащихся средней школы, в курсе экологии шестого, седьмого и восьмого классов изучаются взаимоотношения живых компонентом природных экосистем и влияние хозяйственной деятельности человека на животный и растительный мир нашей планеты. Курс экологии девятого класса тесно связан с предыдущими разделами, и внимание учащихся акцентируется на взаимосвязи экологического состояния окружающей среды и здоровья человека, рассматриваются проблемы наследственных заболеваний, их связь с нарушением экологического баланса планеты. Курс экологии в старших классах является скорее мировоззренческим, чем биологическим, учащиеся знакомятся с развитием взаимоотношений общества и природы на примере различных цивилизаций, рассматривают возникающие экологические кризисы как возможные причины гибели древних цивилизаций.

Цель программы: воспитание экологической культуры личности и общества как мировоззренческой основы выживания и развития современной цивилизации.

Программа предусматривает поэтапное изучение учащимися основ биологической и социальной экологии. На первом этапе (6 класс) учащиеся знакомятся с различными типами экосистем и взаимоотношениями внутри них. На следующем этапе изучения экологии (7 класс) полученные знания станут основой для понимания закономерностей и механизмов развития экосистем и взаимоотношений внутри них. В 8 классе учащиеся знакомятся с веществом и источниками энергии, материальной основой экосистем, историей освоения и сохранения природных ресурсов. Курс экологии в 9 классе предполагает изучение причин истощения ресурсов и деградации окружающей среды. В 10 и 11 классах изучается курс социальной экологии, рассматривающий развитие взаимоотношений природы и общества в различных цивилизациях и экологический кризис как возможную причину их гибели.

Примечание: данная программа дает право каждому учителю корректировать ее, исходя из расписания и имеющегося наглядного материала.

Содержание программы “Введение в экологию”
(6–7 классы, 68 часов)

Знакомство с понятием “экосистемы” и их различными типами на примере водных экосистем, экосистем суши и смешанного типа.

6 класс (34 часа)

Введение (6 часов)

Экология как наука о взаимоотношениях природных компонентов, ее значение. Цели, задачи и методы исследования экологических процессов в природе. Экологические понятия и термины: биосфера, экосистема, биотоп, сообщество, популяция, живые и неживые компоненты, экологические факторы. Знакомство с деятельностью ученых-экологов. Во внеурочное время желательно провести экскурсии в Главный Ботанический сад, зоопарк, музей почвоведения (ТСХА), Ботанический сад МГУ, музей им. Тимирязева, а также другие музеи соответствующей тематики по выбору учителя.

Знакомство с экосистемами (26 часов + 2 резервных часа)

Экосистемы суши (биомы) (10 часов)

Экосистемы хвойных, широколиственных и смешанных лесов. Тропические и субтропические леса, их особенности. Структура леса (вертикальная и горизонтальная ярусность), действие факторов среды в лесных экосистемах. Травянистые экосистемы, их типы (степи, саванны, прерии, пампасы, тундра) и особенности; влияние экологических факторов в степных экосистемах. Экосистемы пустыни, жизнь и взаимоотношения обитателей пустынь в экстремальных условиях. Арктические пустыни, их особенности.

Водные экосистемы (16 часов)

Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем (соленость, глубина проникновения солнечных лучей, количество растворенного кислорода и минеральных веществ, доступность питательных элементов, температура воды). Морские экосистемы, их значение. Основные зоны океана: прибрежная зона, ее типы и особенности; прибрежные заболоченные территории; коралловые рифы; экосистемы открытого океана, планктонные организмы, обитатели пелагиали и дна океана, особенности жизни на больших глубинах. Пресноводные озера и водохранилища. Пресноводные водотоки и реки. Внутренние заболоченные территории, их особенности и значение. Взаимосвязь наземных и водных экосистем. Эстуарии (прибрежные области, где пресные воды рек, ручьев и поверхностного стока смешиваются с солеными морскими водами), как особый тип экосистемы.

В процессе изучения темы предусматривается просмотр видеофильмов из цикла “Дикая природа — борьба за жизнь”, выполнение практических работ на пришкольном участке, оформление докладов по изученным биотопам.

Практические работы:
1. Составление характеристики предложенной экосистемы (биома).
2. Составление сравнительных характеристик различных экосистем (биомов).
3. Определение местообитания различных организмов по их внешнему виду.

7 класс (34 часа)

Общее знакомство с видом и популяцией (8 часов)

Определение вида, критерии вида, многообразие видов животных и растений. Среда обитания растений и животных. Популяция, ее основные характеристики (численность, динамика численности, возрастная и половая структура). Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Трофические (пищевые) связи в популяциях.

Практические работы:
1. Составление характеристики популяции по предложенному материалу.
2. Составление цепей и сетей питания.

Популяции различных экосистем (22 часа)

Экосистемы суши

Популяции лесных, травянистых и пустынных экосистем.

Водные экосистемы

Популяции морских и пресных водоемов, обитатели коралловых рифов, прибрежных территорий, болот и эстуарий. Приспособленность организмов к среде обитания, внутрипопуляционные и межпопуляционные связи.

Человек и среда (2 часа + 2 часа на обобщение)

Влияние хозяйственной деятельности человека на многообразие популяций и видов, причины снижения видового разнообразия растений, животных и микроорганизмов.

8 класс (34 часа)

Природные ресурсы (4 часа)

История освоения и сохранения природных ресурсов в России (обзор).

Творческие работы на тему “Что нас ждет в будущем”.

Вещество и энергия как природные ресурсы (6 часов)

Вещество и энергия: виды, формы и качество. Физические и химические изменения вещества и закон сохранения вещества. Законы сохранения и превращения энергии (первый и второй законы термодинамики). Открытые и закрытые экосистемы. Круговороты веществ и изменения энергии в природных экосистемах. Законы сохранения вещества и энергии и проблемы природопользования.

Взаимосвязь биотических и абиотических факторов среды (8 часов)

Реакция живых организмов на воздействие абиотических факторов среды. Реакция популяций и экосистем на изменения окружающей среды. Глобальные изменения окружающей среды, экологические сукцессии. Экосистемные характеристики сообществ на разных стадиях биологического развития.

Антропогенные воздействия на экосистемы (8 часов)

Природные ископаемые, ресурсы и отходы — различие понятий. Биосфера и техносфера — вечное противоречие. Загрязнение окружающей среды, типы загрязнений (химические загрязнения, бытовые отходы, шумовые и визуальные загрязнения, электромагнитные и радиационные загрязнения). Деградация природных сообществ под воздействием загрязнений (разрушение экосистем, истощение видового разнообразия животных и растений в результате уничтожения среды обитания).

Охрана природных ресурсов (7 часов + 1 час на обобщение)

Законы Барри Коммонера, их связь с отношением человека к природе. Виды природных ресурсов. Причины деградации и охрана почвы, воды и воздуха. Нефть, уголь и газ как источники энергии, причины их истощения, альтернативные источники энергии.

9 класс
Окружающая среда и здоровье
(34 часа)

Введение (3 часа)

Здоровье человека и действующие на него факторы. Причины ухудшения здоровья в современных условиях. Новые разделы экологии (медицинская экология, биотехнология, радиоэкология, видеоэкология, аудиоэкология, бионика).

Наследственные факторы здоровья (5 часов)

Понятие наследственности и действующих на нее факторов. Наследственные и врожденные заболевания, их особенности. Загрязнение окружающей среды как возможная причина роста наследственных заболеваний. Экологически чистые вода, продукты питания и другие товары (одежда, технические масла, материалы, используемые для строительства и промышленного производства) как основа здоровья человека, проблема их производства и сохранения. Возможные пути лечения и предупреждения наследственных и врожденных заболеваний.

Биотехнология (9 часов)

Краткая история биотехнологии, разделы биотехнологии, сферы исследования, достижения и проблемы (биотехнология в сельском хозяйстве, промышленном производстве, медицине). Генная и клеточная инженерия, клонирование — проблемы и перспективы.

Городская среда — как источник экологических проблем (17 часов)

Загрязнение окружающей среды в городских условиях. Типичные и нетипичные источники загрязнений.

Видеоэкология (3 часа)

Агрессивные видеополя, их влияние на психику человека. Сравнительная характеристика природной и городской визуальной среды, возможные способы решения проблемы агрессивных видеополей.

При изучении темы используется видеофильм.

Краткий обзор других типов загрязнений окружающей среды в городе (7 часов + 1 час на обобщение)

Город как источник шумовых, радиоактивных, электромагнитных загрязнений; влияние их на здоровье, профессиональные заболевания, загрязнение бытовыми отходами. Городской транспорт как основной источник загрязнения окружающей среды. Возможные пути решения проблем улучшения окружающей среды в городских условиях.

10 класс
Общество и окружающая среда
(история взаимоотношений и охрана природы) (34 часа)

Основы социоестественной истории (СЕИ) (8 часов)

Возникновение социоестественной истории как ответа на необходимость решения экологических проблем. Пространство и время с экологической точки зрения. Этапы СЕИ, важнейшие аксиомы и правила. Ландшафт и этнос: физический и духовный ландшафт, влияние условий среды на устойчивость этнических систем, количественная оценка возможности изменения условий под действием антропогенных факторов. Человек — природа — социум (соотношение на разных этапах развития человечества). Кризис цивилизации, социально-экологическая стабильность и социально-экологический кризис. Морально-этические нормы экологических взаимоотношений, законы Барри Коммонера.

Социальная экология (26 часов)

Человечество в экосистеме Земли (4 часа)

Человек — биосоциальный вид. Два взгляда на окружающий мир. История развития экологических связей человека с точки зрения эволюционистов: древние гоминиды, человек разумный. Современные отношения общества и природы, биосфера и техносфера. Социально-экологические взаимосвязи, их возникновение и развитие.

Диалектика отношений человека и окружающей среды (15 часов)

Единство и борьба противоположностей (биосфера и техносфера). История развития и гибели цивилизаций (Древний мир, Древняя Греция и Древний Рим, Средневековье), экологические катастрофы как возможная причина гибели древних цивилизаций. Цивилизации Древнего Египта и Древнего Китая — пример разумных взаимоотношений человека и окружающей среды. Эпоха Реформации и эпоха Просвещения, отражение взаимоотношений общества и природы в искусстве и фольклоре. Современный экологический кризис как результат потребительского отношения к окружающей среде.

В процессе изучения темы предусмотрены написание и защита рефератов.

Нравственное природопользование (7 часов)

Глобальные экологические проблемы (изменение климата, перенаселение, разрушение озонового слоя, загрязнение окружающей среды, деградация ресурсов, истощение видового многообразия животных и растений). Понятие нравственности; нравственное природопользование, признаки и принципы нравственного природопользования.

Модель устойчивого развития: ее положительные и отрицательные стороны.

11 класс (34 часа)

Экологические проблемы демографии (7 часов)

Потенциальные возможности роста численности человека как биологического вида. Социально-экологические аспекты роста численности человека. Биологические и социальные основы брачных отношений в человеческом обществе. Демографический взрыв — пути решения проблемы. Смертность и рождаемость. Уменьшение смертности как возможная причина роста численности. Уменьшение рождаемости как один из путей решения демографической проблемы, возможные способы снижения рождаемости. Мегаполисы: город как социальная система. Демографические проблемы города (эмиграция или вымирание коренного населения и замена его иммигрантами). Перспективы развития цивилизации.

Ресурсы: их использование и охрана (20 часов)

Пищевые ресурсы (5 часов)

Агроэкосистемы, производство продовольствия. Основные продовольственные проблемы. Способы увеличения мирового производства продовольствия. Устойчивое сельскохозяйственное производство. Пастбища, их использование и охрана.

Земельные ресурсы: леса, парки, территории дикой природы (5 часов)

Типы лесов, их распространение и значение, обезлесение и кризис древесного источника энергии. Общественные земли и лесные ресурсы в России. Управление и охрана лесов. Парки: их использование и деградация. Охрана дикой природы.

Ресурсы растительного и животного мира (5 часов)

Причины истощения видового разнообразия планеты и исчезновения видов животных и растений, необходимость охраны видов диких животных и растений. Охрана видового разнообразия. Управление дикой природой.

Энергетические ресурсы: солнце, ветер, вода и биомасса (5 часов)

Использование прямой солнечной энергии для выработки тепла и света. Использование вторичной солнечной энергии (энергии падающей и текущей воды, геотермальной энергии, энергии ветра и биомассы). Альтернативные источники энергии. Энергетическая стратегия России.

Мировоззрение и окружающая среда (3 часа)

Потребительское мировоззрение; законы Барри Коммонера. Мировоззрение, способствующее правильному отношению к природной среде. Необходимость участия каждого в деле охраны природы.

Экологический мониторинг (4 часа)

Мониторинг: понятие и виды (базовый, биологический, глобальный, импактный, региональный, мониторинг окружающей среды). Прямой и косвенный мониторинг. Биоиндикаторы, направления исследования биоиндикаторов.

Поурочное планирование непрерывного курса экологии
(6 - 8 классы) (9-11 классы)

Задания по непрерывному курсу экологии

Список рекомендуемой литературы

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: “Академия развития”, 1998.
Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М.: АО МДС, 1996.
Ашмихина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.: Агар, 2000.
Богатырева Н.А., Леоненко Н.И. Химия Земли и экология. М., 1997.
Васильева Ю.В. Страницы отечественного образования. М.: МНЭПУ, 1996.
Величковский Б.Т., Суравегина И.Т. Здоровье и окружающая среда. М.: НПЦ, “Экология и образование”, 1992.
Голованов А.И. Введение в природообустройство.
Гупин П.Д., Востокова Е.А. Ландшафтная экология.
Дежкин В.В. Беседы об экологии. М.: МНЭПУ, 1998.
Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Аспект Пресс, 1996.
Дневник юного исследователя. М., 1990.
Зверев И.С. Введение в экологические системы; Землеведение и экология. М.: Того, 1995.
Духовное наследие Глинской пустыни / Историко-патриотическое общество “Наследники Александра Невского”. М.: Самшит, 1999.
Киреев Н.Г., Киреева Н.В. Экономика и окружающая среда. М.: Агар, 1999.
Корецкая Т.И. Окно в мир. М.: Лазурь, 1996.
Медоуз Д., Медоуз Д. За пределами роста. М.: Прогресс, 1994.
Миллер Тайлер. Жизнь в окружающей среде. в 3 частях. М.: Прогресс, Пангея, 1993.
Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1972.
Петрова Т.А. и др. Математическое моделирование в экологии. М.: МНЭПУ, 1997.
Пронина Н.Б. Экологические стрессы. М., 2000.
Пуртова Е.Е., Смирнова Е.В. Проблемы твердых бытовых отходов. М., 2000.
Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана природы. М.: Мнемозина, 1995.
Смирнов А.Д. Очистка природных и сточных вод. М., 1989.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония; Святитель Тихон Задонский.
Тарасова Н.П., Кузнецов В.А. Вода в природе и техногенных системах. М., 2000.
Чельцов-Бебутов А.М. Экология птиц. М.: Московский университет, 1982.
Экзарьян В.Н. Охрана окружающей среды. М., 1969.


Статья напечатана в журнале "Образование в современной школе", 2002, №8


E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение