Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Методическая копилка

Выявление знаний и умений учащихся по обслуживающему труду

Опубликовано в научно-методическом журнале
“Школа и производство” №5 2003 год стр. 59-67

 

ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ

В своей практической работе учителю важно учитывать, что одним из основных компонентов обучения является контроль качества усвоения учащимися знаний и умений. Главное его назначение состоит в том, чтобы установить степень достижения учащимися обязательного уровня технологической подготовки, получить объективную информацию о характере познавательной деятельности школьников, трудностях и типичных ошибках в их работе, определить обусловившие их причины, выявить эффективность организации, методов и средств обучения.

В школьной практике используют следующие виды контроля: текущий — по теме или части темы, изученной на занятии: рубежный — по большому объему информации (теме или разделу); итоговый — по всему предмету или большей его части, а также различные его способы: устный опрос, контрольные работы и задания, тестирование. В связи с ограниченностью времени, выделенного на контроль, тесты и контрольные задания являются наиболее эффективными способами проверки и оценки знаний учащихся.

Ниже представлены контрольные задания двух уровней усвоения знаний учащимися 5-6го класса по разделу “Технология обработки ткани” и 5-7го — по разделу “Кулинария”. В соответствии с методикой В.П.Беспалько при разработке заданий первого уровня усвоения применялись: контрольные вопросы альтернативного характера, требующие ответа типа “да — нет”; задания на различение или избирательные (выборочные), в которых дается несколько вариантов ответов (правильные, неправильные, неточные, неполные и т.п.); задания классификации, в которых необходимо установить соответствие между двумя видами явлений. Для построения контрольных карточек второго уровня использовались задания, в которых пропущены слово или часть фразы, конструктивные задания, требующие от учащегося формулировки того или иного понятия, правила, а также типовые задания, условия которых позволяют применить известное правило или алгоритм решения.

Представленные задания могут быть использованы на любом этапе обучения, при текущем, рубежном и итоговом контроле. Распределение заданий по разделам и темам позволяет учителю применять их перед изучением школьниками нового материала, а также на этапах закрепления, повторения и обобщения знаний. При рубежном и итоговом контроле учитель может сгруппировать задания из разных разделов, тем и различных уровней. Подбор заданий при этом может производиться как для всего класса, так и для отдельных учащихся в зависимости от их индивидуальных способностей и уровня обученности.

Результаты итогового контроля учитель может использовать и для диагностирования притязаний школьников. Зная уровень обученности учащегося, педагог проверяет его соответствие уровню сложности выбранных для выполнения заданий. Результаты выполнения заданий также позволяют учителю отслеживать индивидуальный рост знаний учащихся. Изучая обученность школьников, учитель может сделать вывод и о ходе общего развития ребенка и выбрать меры педагогического воздействия, активизирующие процесс формирования знаний и умений.

Разработанные задания можно использовать и при диагностировании знаний учащихся перед началом работы над творческими проектами, в процессе их выполнения и по завершении проектирования. Результаты диагностики позволяют учителю вносить необходимую коррекцию в организацию и руководство проектной деятельностью учащихся. Последовательное проведение контроля усвоения знаний учащимися на разных этапах обучения создает условия для активизации учебной деятельности школьников и повышения качества их технологической подготовки, что в итоге будет способствовать сознательному включению выпускников в самостоятельную жизнь.

Приступая к преподаванию технологии в 5м классе, учителю важно знать уровень техникотехнологических умений, приобретенных учащимися в 1-4м классах.

Например, чтобы выявить умения учениц выполнять раскрой материалов по готовым лекалам, можно предложить им обвести лекало на ткани и вырезать деталь по контуру. При этом учитель проверяет точность обводки, скорость работы и умение экономно расходовать ткань.

Приемы владения измерительными инструментами выявят задания на построение геометрических фигур по заданным размерам и вопрос типа: сколько карточек размером 7 х 7 см можно сделать из листа бумаги размером 21х11 см?


Для выявления умений организовать рабочее место, соблюдать безопасные приемы труда при работе с колющими и режущими инструментами (ножницами, иглой), выполнять ручные швы, составлять орнаментальные композиции учащимся предлагаются следующие задания:

1. Отмерить нитку, вдеть ее в иглу, завязать узелок.

2. Предложенный рисунок выполнить известными ручными швами.

3. Назвать швы, изображенные на плакате.

4. Дорисовать растительный орнамент.

5. Составить орнамент из заданных элементов.

Чтобы определить умение планировать свою работу, учитель может предложить школьникам составить план выполнения несложного изделия и изготовить его по образцу.

Могут быть предложены и другие аналогичные задания. Учитель зачитывает их по мере выполнения работы учащимися, предлагает им карточки-задания или делает записи на доске.

Подобную работу можно проводить и по итогам изучения отдельных тем.

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение