Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Урок 6. Предложение как основная синтаксическая единица. Совершенствование умения определять грамматическую основу простых предложений. Знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного (продолжение).


Цель урока: совершенствовать языковые умения и пунктуационные навыки.
Материал для словарно-семантической работы: срез, клеточное строение, утёс.

Основное содержание урока.
I. Проверка домашнего задания. Чтение и коллективный анализ составленных заметок в стенгазету. Обратить внимание на правильность и уместность употребления в текстах неполных предложений.
II. Совершенствование языковых умений и навыков правописания. Анализ использования разных видов предложения в речи, составление учащимися собственных высказываний.
1. Прочитайте отрывки из текстов. К какому стилю речи они относятся? Найдите в них сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Установите смысловые отношения (временные, условные, причинно-следственные) между простыми предложениями в составе сложного. Какие предложения более живые, эмоциональные, а какие — более строгие, деловые? Определите, какому стилю свойственны сложносочинённые, а какому — сложноподчинённые предложения.
Глухо прогремел гром. и подуло свежестью. Казалось, вот-вот брызнет дождь. Но какая-то невидимая сила сковала воздух, уложила пыль, и опять наступила тишина. Тучи растаяли, отодвинулись, и из-за ближайшей рощи выглянуло солнце. Всё засверкало, засияло вокруг. (По Д. Григоровичу).
Если рассмотреть под микроскопом тонкий срез, взятый из любого органа человека, то можно увидеть, что наше тело, подобно животным и растительным организмам, имеет клеточное строение.
До недавнего времени клетку изучали с помощью светового микроскопа, дающего увеличение до двух тысяч раз. Но после того, как был сконструирован электронный микроскоп, позволяющий достигнуть увеличения до миллиона раз, исследователи начали проникать в тончайшие детали чрезвычайно сложного строения клетки. (Из журнала).
Дополнительное задание: объяснить знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного; указать, почему во втором отрывке все слова употреблены в прямом значении.
2. Представьте, что вы хотите при встрече с другом (подругой) рассказать ему (ей) о каком-либо интересном событии из вашей жизни. Составьте небольшое устное высказывание. Какой стиль вы изберете? Какие сложные предложения используете в своём тексте? Запишите их, объясните знаки препинания.
3. Прочитайте тексты; определите их стиль. Укажите, какие предложения используются в текстах. Что обозначают эти предложения (одновременность или последовательность действий)? Какие предложения — союзные или бессоюзные — создают более плавные описания?
Я не помню утра более глубокого и свежего! Солнце едва показалось из-за зелёных вершин...; в ущелье ещё не проникал радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождём. (М. Лермонтов).
Сильный дождь лил недолго. Туча частью вылилась, частью пронеслась, и на мокрую землю падали уже последние прямые, частые, мелкие капли. Солнце опять выглянуло, всё заблестело, а на востоке загнулась над горизонтом невысокая, но яркая, с выступающим цветом, прерывающаяся только в одном конце радуга. (Л. Толстой).
Дополнительное задание: объяснить постановку знаков препинания; выделить грамматическую основу простых предложений (в том числе в составе сложного) первого текста.
4. Представьте, что вам предложили участвовать в выпуске школьного литературного альманаха и попросили подготовить какую-нибудь творческую работу. Опишите в художественном стиле речи наиболее запомнившееся вам явление природы. Учтите, что бессоюзные сложные предложения создают описания более напряжённые, динамичные, взволнованные, а сложносочинённые — более плавные, спокойные.
5. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Замените бессоюзные сложные предложения сложносочинёнными. В каких предложениях —союзных или бессоюзных — противопоставление выражается более ярко? В каких стилях речи употребляются бессоюзные сложные предложения?
1. Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Прислушиваюсь — напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь — никого кругом; прислушиваюсь снова — звуки как будто падают с неба. (По М. Лермонтову). 2. По платью встречай — по уму провожай. Делу время — потехе час. У дружбы нет границ, у знаний нет дна. (Пословицы).
Дополнительное задание: объяснить употребление тире.
Домашнее задание: составить связное высказывание в научном стиле речи на тему “Особенности употребления союзных и бессоюзных предложений”, для иллюстрации теоретических положений подобрать примеры из разных стилей речи.

Урок 7 (развитие связной речи). Виды записей при усвоении и запоминании прочитанного (выписки, план, тезисы).


Цель урока: познакомить учащихся с разными видами записи при усвоении и запоминании прочитанного; формировать умение делать выписки, составлять план и тезисы прочитанного.
Материал для словарно-семантической работы: гражданственность, пассивный, ущемление, ощущение.
Основное содержание урока.
I. Повторение сведений об основных видах речевой деятельности с помощью табл. 3 (см.: Рус. яз. и лит. в сред. учеб. заведениях УССР. - 1988. — № 2. — С. 32) и вопроса: Как используется каждый из видов речевой деятельности в процессе общения и познания?
II. Ознакомление с условиями успешного чтения, с разными видами записи при усвоении и запоминании прочитанного. Учитель подчёркивает, что чтение важнейший путь познания окружающего мира. Чем больше человек читает, тем шире его кругозор, богаче его духовный мир. Правильное чтение предполагает умение извлекать из напечатанного текста максимум того, что в нём содержится. Чтобы как можно лучше воспринять содержание книги, учебника, статьи и т.п., необходимо научиться читать сосредоточенно, внимательно, вдумчиво. Очень важно приучать себя пользоваться словарями, чтобы правильно понимать прочитанное.
Вместе с тем чтение предполагает и работу памяти. Поэтому, прочитав книгу, журнал, следует подумать над тем, каковы основные мысли прочитанного текста, в чём автор хочет убедить читателей, чем обогатило вас чтение и т. д.
Важно также выработать в себе потребность читать систематически, каждый день. Это позволит полнее, глубже и тоньше воспринимать содержание прочитанного.
Прочитанное лучше усваивается и запоминается, если процесс чтения сопровождается определёнными записями. Существует несколько видов записи прочитанного: выписки, план, тезисы, конспект.
III. Формирование умения делать выписки, составлять план и тезисы прочитанного. 1. Отметить особенности каждого вида записи прочитанного. Выписка — дословная запись определённого текста, план - краткий последовательный перечень основных положений текста, тезис .— формулировка основных положений текста. План отличается от тезисов тем, что в нём определённая мысль называется, а в тезисах — формулируется.
2. Работа над оформлением выписок.
3. Составление плана и тезисов статьи:
Гражданственность
В знаменитом стихотворении Некрасова есть фраза: “Отечества достойный сын”. Достойный! Сыновьями рождаются — достойными сыновьями становятся. И, значит, достойным сыном отечества вырастет тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность. Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитываются всей нашей жизнью, но прежде всего они выковываются в результате самовоспитания.
Можешь ли ты уже сейчас, будучи учеником, проявить гражданственность? Да, можешь. Простая ситуация: объявлен субботник или лыжный кросс, во время которого твоя школа будет соревноваться с соседними. Проверь себя: почему ты участвуешь в любом из этих дел и как, с каким настроением? Потому ли, что боишься наказания или, скажем, неодобрения товарищей, или потому, что осознаёшь значение своего участия, живёшь по правилу: “Если не я, то кто же?”.
Вот эта формула “если не я, то кто же?”, может быть, и есть та лакмусовая бумажка, которая поможет определить степень твоей гражданской зрелости. Если ты уклонился от какого-то малоприятного дела под предлогом, что и без тебя обойдутся, значит, в тебе нет ни грана гражданственности.
Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя виноватым. ответственным за то, что общее дело получилось плохо. Он обязательно испытывает ощущение вины от того, что собрание или вечер, или поход никого не волнуют, на вечере скучно, а поход оказался неподготовленным.
Следующий шаг гражданственности — это не пассивное недовольство, отношение не зрителя, не наблюдателя, а деятельное участие. Не ждать, пока кто-то сделает жизнь класса интересной и содержательной, наладит отношения между ребятами, а самому в меру своих сил (часто сверх сил) браться за дело. Не допускать, чтобы в твоём присутствии обижали слабого, дразнили человека, унижали его достоинство.
Гражданственность предполагает, что человек, живущий “для блага ближнего”, не жертвует при этом собой, своими интересами, не чувствует себя лишённым чего-то, ущемленным. Совсем напротив — он просто не может жить по-другому, только такой способ жизни даёт ему острое ощущение счастья. (По И. Овчинниковой).
Домашнее задание: составить план и тезисы самостоятельно подобранной статьи, подготовиться к пересказу её содержания: сделать выписки из статьи, оформить их и использовать в своём выступлении.

Урок 8. Члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.


Цель урока: воспроизвести и закрепить знания учащихся о членах предложения: совершенствовать умения находить их в предложении, правильно употреблять тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки.
Материал для словарно-семантической работы: деятельность, уважение, истощать, волокнистый, положение.
Основное содержание урока.
I. Проверка домашнего задания.
II. Повторение сведений о членах предложения. Воспроизвести знания о главных и второстепенных членах предложения можно с помощью таблиц 13, 14 (см.: Рус. яз. и лит. в сред. учеб. заведениях УССР. — 1988. — № 3.—С. 30—32) или пособия (Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудников А. В. Русский язык: Справочные материалы.—М., 1987.—С. 150—170), а также вопросов и заданий: 1. Назовите главные и второстепенные члены предложения. Чем они различаются? 2. На какие виды делятся сказуемые? 3. Чем чаще всего бывает выражено подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство? Приведите примеры.
Правила употребления тире между подлежащим и сказуемым повторяются по пособию (Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. — М., 1988. — § 63).
III. Совершенствование умения определять члены предложения, ставить тире между подлежащим и сказуемым.
Объяснительный диктант с грамматическим заданием: выделить члены предложения.
1. Самая большая радость в мире—это делать счастье .для других. (М. Дудин). 2. Солдат есть великое звание человека, способность умереть за идею. (Л. Леонов). 3. Возвращение домой — всегда радость. (С. Баруздин). 4. Стремление вперёд — вот цель жизни, (М. Горький). 5. Речка точно море. (М. Горький).
IV. Самостоятельная работа.
1. Списать предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркнуть члены предложения.
1. Люди перестают мыслить когда перестают читать. (Д. Дидро). 2. Никто не может быть счастлив если он не пользуется собственным уважением, (Ж. Руссо). 3. Быть учёным ещё не значит быть обязательно умным. (Ф. Энгельс). 4. Наука самое важное самое прекрасное и нужное в жизни человека. (А. Чехов). 5. Единственный путь ведущий к знанию это деятельность, (Б. Шоу). 6. Уважайте друг друга не забывая что в каждом человеке скрыта мудрая сила строителя и что нужно ей дать волю развиться и расцвести. (М. Горький).
2. Выполнить упр. 339 (1, II) из пособия В. Ф. Грекова и др.
V. Совершенствование умения употреблять в речи предложения с пропусками связки между подлежащим и сказуемым.
1. Анализ примеров употребления конструкций с пропусками связки между подлежащим и сказуемым в разных стилях речи.
1. Разорить муравейник — погубить тысячи и тысячи защитников леса. А лес нужно беречь. Разоряющий муравейник — это враг леса, такой же вредитель, как и те гусеницы, что объедают листья, истощают и губят дерево. (Н. Плавильщиков). 2. Подорожник—приземистое растение, его листья стелются на поверхности земли. В листьях прочные волокнистые жилы.
2. Творческое задание: составить небольшое высказывание в научном (1 вариант) и публицистическом (II вариант) стилях, употребляя конструкции с пропусками связки между подлежащим и сказуемым.
Домашнее задание: повторить теоретические сведения о главных и второстепенных членах предложения (пособие М.Т. Баранова.—С. 158—170), об употреблении тире между подлежащим и сказуемым (пособие М. Т. Баранова. — С. 241 или пособие В.Ф. Грекова.—§ 63), выполнить упр. 339 (III) из пособия В. Ф. Грекова и др.

Урок 9. Знаки препинания в осложнённом простом предложении (при однородных членах, вводных словах и предложениях, обособленных членах предложения).


Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся об употреблении знаков пре-пинания в осложнённом простом предложении; совершенствовать умение ставить знаки препинания при однородных членах предложения, вводных словах и предложениях, обособ-ленных членах предложения.
Материал для словарно-семантической работы: предусмотрительный, героизм, достоин-ство, достояние.

Основное содержание урока.
I. Систематизация правил постановки знаков препинания в осложнённом простом предло-жении по таблицам 17, 18, 20 (см.: Рус. яз. и лит. в сред. учеб. заведениях УССР. — 1988.—№ 3.—С. 35—37, 40). Обратить внимание на разделительную функцию знаков препинания между однородными членами и выделительную — при вводных словах (предложениях) и обособленных членах предложения.
II. Совершенствование пунктуационных навыков.
1. Объяснительный диктант с грамматическим заданием: сделать синтаксический разбор четвёртого предложения.
В старой землянке нашли временное убежище наши солдаты, возвращавшиеся в свою часть из медсанбата. Здесь они укрылись от яростной вражеской бомбёжки.
Вдруг входной проём чем-то закрыло. Солдаты вгляделись и, к удивлению, увиде-ли лису, которая в пасти держала лисёнка, прижавшего от страха уши. Пышнохво-стой красавице, судя по всему, была знакома эта землянка, и она собралась укрыть-ся в ней со своим малышом. Лисица стояла в нерешительности и, видимо, не знала, как поступить.
— Давай к нам, рыжая, не съедим! — ласково сказал пожилой солдат.
Бойцы как по команде потеснились. Лиса словно ждала приглашения и тут же юрк-нула в проход и забилась в угол.
Когда вражеский налёт закончился, вслед за людьми покинула убежище и лисица. Убегая, она на какое-то мгновение приостановилась около сидящих солдат, внима-тельно на них посмотрела. Может, так она благодарила воинов за приют и ласку. (По В. Перову).
2. Выполнение упр. 357, 373, 387 (1) из пособия В. Ф. Грекова.
3. Самостоятельная работа. Списать предложения, расставляя пропущенные знаки препи-нания.
1. Предусмотрительный Левинсон ещё до приезда разведки приехала она ночью выставил усиленное охранение. (А. Фадеев). 2. Героизм проявляется на войне во все периоды но всё же пожалуй наивысший подвиг народного духа связан с наибо-лее трагическим периодом войны. (К. Симонов). 3. Гражданственность включает в себя очень многие человеческие качества но окрашивает их особым образом потому что каждое из этих достоинств будучи свойством отдельного человека становится в то же время общим достоянием частью нашей жизни создаёт активную позицию че-ловека группы людей общества. (И. Овчинникова).
Домашнее задание: подготовить связное высказывание в научном стиле об употреблении знаков препинания в осложнённом простом предложении, используя материал, помещенный в пособии В. Ф. Грекова и др. (§§ 69, 72, 74, 75, 76, 78) или пособии М. Т. Баранова (с. 240—241, 247—251). Выполнить упр. 381 (пособие В.Ф. Грекова).

 

 

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение