Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

ВВОДНЫЙ КУРС
(71+11)

Задачи изучения вводного курса — повторение, систематизация со значительной долей углубления и расширения материала, изученного в начальных классах; обеспечение базы для упрощения, совершенствования и формирования речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков; подготовка к изучению систематического курса русского языка; постепенный перевод школьников на более высокую ступень в овладении умениями учебного труда; освоение технологии учения с использованием новых учебных пособий.

Орфография (8)

Урок 5. Орфограмма. У § 1; С № 11—15; Р.§2.

Основная задача урока — закрепить умение различать звук и букву, научиться распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением (возникает орфограмма) и необходимо применить правило правописания. Начать работу можно с чтения § 1 учебника, однако требовать от детей заучивать и пересказывать параграф не надо. Внимание учащихся привлекается к следующим вопросам: почему важно писать без орфографических ошибок (грамотно)? Что помогает стать грамотным? Всегда ли возникает необходимость прибегать к орфографическим правилам? Ответ на последний вопрос ученики найдут, выполняя упр. 11—13. Вводится в учебную практику знак транскрипции (отражения звука речи) — [ ]. Представим звуковой облик слов [дом], [пар] и т. п. Каждый звук обозначается “своей” буквой — написание определяется произношением. А при написании слов из упр. 12 и 13 возникает задача выбора буквы для обозначения звука (орфографическая задача — написание не определяется произношением). Так вводится понятие орфограммы. Упр. 14 приучает детей делать выводы из практической работы и оформлять их в монологической форме.

Уроки 6, 7. Правописание безударных гласных в корне слова. С № 16—19; 20-22.

Ключевыми словами и словосочетаниями в работе над данной темой являются морфема (термин вводится практически, объединяя известные школьникам термины корень, приставка, суффикс, окончание — см. опорные материалы на с. 9), ударный и безударный звуки речи, орфограмма — безударная гласная, ее опознавательные признаки, орфографическое правило, проверочное слово, проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова. Упр. 16—18 позволяют последовательно отработать цепочку действий, необходимых для опознавания орфограммы-гласной и применения правила написания буквы в этой позиции: найти в слове безударный гласный, определить морфему, в которой он находится, подобрать проверочное слово, в котором в той же морфеме гласный окажется под ударением. В опорных материалах на с. 9 показано, как следует обозначать орфограмму и способ проверки выбора написания при письменном орфографическом разборе. На полях с. 10 показаны способы проверки правописания безударной гласной — это поможет сформулировать правило, известное детям по курсу начальных классов (см. задание в упр. 19). Важный момент в овладении этим правилом — осмысление значения корня при подборе проверочных слов (во избежание использования слов с корнем-омофоном типа: пок...зался — козы , отр...жение — рожь ). В работе над правописанием слов с непроверяемой безударной гласной (см. упр. 19) рассмотрим обозначение данной орфограммы в опорных материалах (с. 10) и предложим учащимся различные задания по словарю (при этом повторяется алфавит и порядок расположения слов в словаре). Обобщению изученных орфограмм служит таблица (упр. 21). На данных уроках вводится в практику школьников два вида разбора — морфемный и орфографический.

Урок 8. Правописание безударных гласных в приставках. Правописание гласных и, а, у после шипящих. С № 23—25; 26-29.

Орфограмма “Гласные в приставках” (кроме пре- — при-, раз-(рас-) — роз-(рос-) подчиняется тому же правилу, что и “Безударная гласная в корне слова”. Ср.: поехал — поезд; собрал — собран; отдыхать — отдых и т. д. — здесь опознавательные признаки орфограммы — безударная позиция гласного, морфема, в которой возникает орфограмма. В сборнике задач и упражнений сделана установка на зрительную память учащихся, на узнавание приставок “в лицо”. Полезно предупредить механическое выделение приставки в слове, когда происходит смешение разных приставок или приставки с частью корня. Ср.: под-осиновик — по-дорожник, смешить — с-мешать, с-лезать — слеза, по-лить — палить и др. Орфограмма “Гласные и, а, у после шипящих” не подчиняется морфемному принципу (не важно, в какой морфеме встретилась), ее опознавательный признак — наличие предшествующего шипящего. Таблица (см. упр. 29) позволит сделать обобщение изученного о рассмотренных орфограммах-гласных.

Уроки 9, 10. Правописание глухих и звонких согласных. Правописание непроизносимых согласных. Правописание удвоенных согласных. С № 30—31; 32—35; 36-37.

Восстановим в памяти детей правила проверки согласных, парных по звонкости/глухости, а также непроизносимых согласных. Отработать шаги, которые необходимы для осознанного применения правила, позволят упр. 30—35. Напомним, в каких позициях согласного возникает орфограмма: в абсолютном конце слова и перед другими согласными, кроме [л], [м], [н], [р], [и], [в]; при стечении более двух согласных (см. запись на полях с. 13 и упр. 32).

Слова с удвоенными согласными требуют либо запоминания (упр. 36), либо морфемного разбора (упр. 37).

Обобщить изученный материал о рассмотренных орфограммах -согласных позволит таблица в упр. 38.

Словарные слова, вынесенные на поля сборника, используются постоянно в разных формах занятий. Любят школьники игры, например: “Кто вспомнит и правильно продиктует или напишет больше словарных слов?”; “Передай слово для написания по цепочке”; “Стань (заслужи право быть назначенным) ассистентом учителя для проверки усвоения словарных слов”. И т. д.

Уроки 11, 12. Диктант и его анализ.

Вы умеете читать небесную книгу?

Слова в обычной книге составляются из букв, а звезды в небе образуют разные созвездия.

Моряки по звездной книге находят дорогу в необъятном море.

По облакам мы узнаем 2 погоду. Вот по синему небу протянулись 6 белые волокна. Они обещают дождливую погоду. В жаркий летний день вдруг появляются на небе белые облачные горы. Это вестники 6 грозы.

И птицы могут о многом рассказать. В чистом небе летают ласточки и предвещают хорошую погоду. Прилет грачей означает наступление весны. Мы читаем небесную книгу, и удивительные вещи открываются нам.

Дополнительные задания.

1. Озаглавьте текст диктанта.

2. Подчеркните то место в тексте, где выражена его главная мысль.

3. Произведите разбор слов в соответствии с указанным над ними цифровым индексом. (Учитель просит детей поставить эти индексы, как это обозначено в исходном тексте.)

Анализ выполнения работы может проводиться как на специально отведенном для этого уроке, так и рассредоточенно на последующих.

В классах с хорошей начальной подготовкой по русскому языку, а также при сокращенной сетке часов могут быть использованы другие варианты начала “Вводного курса”:

1. В него может быть перенесен из “Основного курса” раздел “Фонетика. Графика. Орфография”, а материал, прокомментированный выше, при этом используется по мере необходимости в соответствующих по теме параграфах.

2. При повторении орфографии в начале года могут быть объединены материалы некоторых параграфов из “Вводного” и “Основного курса”.

Второй вариант организационно может быть представлен так: орфограмма — У с. 11, 12, § 1; С № 11-15, 336-344; правописание безударных гласных в корне слова — С № 16—22, 349—356; правописание безударных гласных в приставках - С № 23-25, 527, 528, 532, 533; правописание гласных и, а, у после шипящих — У § 41 (начало); С № 26—29; 357—362; правописание глухих и звонких согласных — У § 37; С № 30, 31, 370—379; правописание непроизносимых согласных — С № 32— 35, 380—385; правописание удвоенных согласных — С № 36, 37, 386.

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение