к разделу программы общего образования
Программы для третьего класса
начальной школы
по материалам сайта
http://sputnik.mto.ru/
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (68 часов)
Введение. Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля – наш общий дом (34 часа).
Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус – модель Земли. Меридианы и параллели. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных
водоемов. Охрана воды и водоемов от загрязнения.
Воздух . Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.
Почва – среда жизни организмов. Состав почвы. Плодородие почвы. Охрана почв.
Природные зоны России: ледяная зона, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня (общая характеристика).
Расширение кругозора школьников . Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Растительный мир Земли (11 час).
Распространение растений на Земле, их значение для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений.
Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников . Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Грибы (1 час).
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников . Правиласбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли (11 час).
Животные – часть природы. Роль животных в природе.
Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Особенности жизнедеятельности животных: передвижение, питание, дыхание, выделение. Размножение. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Охрана животного мира.
Расширение кругозора школьников . Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Каким был человек в разные исторические времена (14 час).
Названия русского государства в разные исторические времена.
Портрет славянина в Древней Руси, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.
Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Расширение кругозора школьников . Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне.
Принятие христианства на Руси.
Труд людей в разные исторические времена (20 час).
Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России.
Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление
фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород. Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников . Орудия труда в разные исторические эпохи. Женский и мужской труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из_под земли.
Уроки обобщения . Древняя Русь ( повторение 2 класса);
Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии . В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический, художественный) музей, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты : распространение тепла от его источника; смена сезонов; дня и ночи; роль света и воды в жизни растений; состав почвы.
Практические работы . Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
К концу обучения в третьем классе ученик должен:
1) называть (приводить примеры):
- тела живой и неживой природы;
- планеты Солнечной системы (2—3);
- свойства воздуха, воды;
- состав почвы;
- древние города и их достопримечательности;
- имена отдельных руководителей государства, деятелей,
- просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
2) различать (соотносить):
- год, век, арабские и римские цифры;
- названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
- растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- животных разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные);
- приспособления животных к среде обитания;
- особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
- понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
3) решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
- характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
- составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
- соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
- рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
- работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
к началу страницы
|