Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Зиговочная машина зиг машина.

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

к разделу тематические планы  

Программа по дополнительному образованию детей
«Учусь общаться»

Автор программы:

Борискина А.А., к.п.н.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО №1158, педагог-психолог

Направленность: психолого-педагогическая

Срок реализации 3 года

Возраст

  • 1 год (основная школа, 5-7 классы) - 10-13 лет
  • 2 год (основная школа , 8 – 9 классы) – 14 – 15 лет
  • 3 год (старшая школа, 10 – 11 классы) – 15 – 17 лет

Пояснительная записка

Актуальность . Программа «Учусь общаться» рассчитана на учащихся основной и старшей школы, на подростков и юношество. Сенситивный период для развития основного психического новообразования подросткового возраста – умение понимать чувства и переживания других людей. В этот период у ребёнка возникает острая потребность в интимном общении с кем-то вне семейного круга. Подросток учиться отвечать за свои поступки и слова, за хранение чужих секретов, тайн. Ведущая деятельность подросткового возраста – общение со сверстниками, поэтому необходимо научить подростков продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

В юношеском возрасте ребят и девушек начинают волновать проблемы дружбы, приятельских отношений, влюбленности. Неудачи в общении могут привести к дискомфорту, депрессивным состояниям. Общение с противоположным полом – это новообразование данного возраста, от того, как научаться юноши и девушки выстраивать свои взаимоотношений друг с другом зависит их будущее.

Новизна . Программа хоть и имеет психолого-педагогическую направленность, нестандартна тем, что в её основу положен не только курс по психологии общения (с учетом возрастных особенностей учащихся), но и метапредметная связь с гуманитарным циклом (русский язык, развитие речи, литература), поскольку для общения важно не только понимать психологические особенности людей, но уметь правильно, грамотно говорить. Культура общения воспитывается в человеке. И чем раньше детям привьют эту культуре, тем раньше они смогут обрести счастье в общении со сверстниками, родителями, учителями.

 

Цель: формирование у подростков и юношества культуры общения.

Задачи:

•  Дать учащимся базовые теоретические знания по психологии общения.

•  Помочь овладеть практическими навыками межличностной коммуникации в различных жизненных ситуациях.

•  Воспитывать культуру общения в школе и за её пределами.

 

Учебно-тематический план первого года обучения

I блок. Характеристика общения (7 ч.)

Тема

Т

П

Всего

1

1.1

Введение. Функции общения. Упражнение «Знакомство».

30

30

1

2

1.2

О культуре общения. Упражнение «Это здорово».

30

30

1

3

1.3

Понятие «общение».

Тренинг «Круг и я».

30

30

1

4

1.4

Виды общения.

Тренинг «Встреча».

30

30

1

5

1.5

Потребность в общении. Упражнение «Чем мы похожи?»

30

30

1

6

1.6

Общение как ценность. Упражнение «Быть внимательным».

30

30

1

7

1.7

Способы общения. Упражнение «Аплодисменты».

30

30

1

II блок. Средства общения (6 ч.)

8

2.1

Речь и вербальные средства общения. Упражнение «Построится по росту».

30

30

1

9

2.2.

Невербальные средства общения

Тренинг «Китайский осел»

30

30

1

10

2.3.

Жесты. Упражнение «Что моя вещь знает обо мне?».

30

30

1

11

2.4

Мимика.

Тренинг «Сказка в шесть кадров»

30

30

1

12

2.5

Поза. Упражнение «Построится по росту».

30

30

1

13

2.6

Походка. Упражнение «Ходьба плюс».

30

30

1

III блок. Эффективность общения

14

3.1

Умение быть вежливым. Упражнение «Это здорово».

30

30

1

15

3.2

Умение слушать и слышать. Упражнение «Быть внимательным».

30

30

1

16

3.3

Психологическая безопасность : умей сказать «нет!»

30

30

1

17

3.4.

Психологическая безопасность : умей распознать истинные мотивы собеседника

30

30

1

18

3.5

Манеры (стили общения)

30

30

1

19

3.6

Не такой как все: умение принимать людей такими какие, они есть.

30

30

1

20

3.7

Эссе на тему: «Подвиг общения»

30

30

1

IV блок. Межличностные отношения и взаимопонимание

21

4.1

Межличностные отношения в школе и вне школы.

Тренинг по поведению в команде.

30

30

1

22

4.2

Установление межличностных отношений со сверстниками. Упражнение «Передай».

30

30

1

23

4.3

Установление межличностных отношений с теми, кто младше.

30

30

1

24

4.4

Установление межличностных отношений со старшими. Тренинг самопрезентации.

30

30

1

25

4.5

Круглый стол на тему: «Радость общения».

30

30

1

26

4.6

Подведение итогов

30

30

1

Всего 26 часов в год (1 час в неделю)

Учебно-тематический план второго года обучения

I блок. Характеристика общения (7 ч.)

Тема

Т

П

Всего

1

1.1

Речевая деятельность

30

30

1

2

1.2

Чтение как вид речевой деятельности

30

30

1

3

1.3

Слушание как вид речевой деятельности

30

30

1

4

1.4

Говорение как вид речевой деятельности

30

30

1

5

1.5

Виды общения, обратная связь

30

30

1

6

1.6.

Тренинг по использованию навыков активного слушания

30

30

1

7.

1.7

Выбор партнёра по общению

30

30

1

II блок. Средства общения (3 ч.)

8

2.1

Речь и вербальные средства общения.

30

30

1

9

2.2

Невербальные средства общения

 

30

30

1

10

2.3

Тренинг разрешения конфликтов в общении

30

30

1

III блок. Эффективность общения (10 ч.)

11

3.1

Свойства личности, влияющие на эффективность общения: экстравертированность – интровертированность

30

30

1

12

3.2

Свойства личности, влияющие на эффективность общения: эмпайтиность

30

30

1

13

3.3

Свойства личности, влияющие на эффективность общения: властность (как себя вести когда Вами командуют)

30

30

1

14

3.4

Психологическая безопасность : Умение сказать «нет!»

30

30

1

15

3.5

Свойства личности, влияющие на эффективность общения: конфликтность и агрессивность (самообладание как противостояние агрессии)

30

30

1

16

3.6

Психологическая безопасность : Манипуляция – распознание и противостояние

30

30

1

17

3.7

Свойства личности, влияющие на эффективность общения: толерантность

30

30

1

18

3.8

Свойства личности, влияющие на эффективность общения: застенчивость и её преодоление

30

30

1

19

3.9

Формы воздействия (влияния) на партнеров общения

30

30

1

20

3.10

Коммуникативная культура

30

30

1

IV блок. Межличностные отношения и взаимопонимание (6 ч.)

21

4.1

Сущность взаимопонимания и этапы его установления

30

30

1

22

4.2

Тренинг по ролевому поведению

30

30

1

23

4.3

Я среди людей (толерантность, уважение к другим).

30

30

1

24

4.4

Ролевое поведение (разбор различных ролевых моделей, их функций)

30

30

1

25

4.5

Круглый стол на тему: «Радость общения».

30

30

1

26

4.6

Подведение итогов

30

30

1

Всего 26 часов в год (1 час в неделю)

Учебно-тематический план третьего года обучения

I блок. Характеристика общения (5 ч.)

Тема

Т

П

Всего

1

1.1

Понятие «Общение»

30

30

1

2

1.2

С кем мы общаемся. В каком случае следует говорить об общении?

30

30

1

3

1.3

Потребность и ценность общения

30

30

1

4

1.4

Способы и виды общения

30

30

1

5

1.5

Партнеры по общению

30

30

1

II блок. Средства общения (5 ч.)

6

2.1

Как люди воспринимают друг друга (введение в транзактный анализ)

30

30

1

7

2.2

Уверенность в общение (обсуждение книги Д. Карнеги)

30

30

1

8

2.3

Естественность в общении

30

30

1

9

2.4

Умение входить в роль другого человека и слушать собеседника

30

30

1

10

2.5

Методы подстройки

30

30

1

III блок. Эффективность общения (8)

11

3.1

Восприятие партнера по общение и возникновение первого впечатления о нём

30

30

1

12

3.2

Изучение и понимание партнера по общению.

Тренинг собеседования

30

30

1

13

3.3

Обеспечение понимания себя другими

30

30

1

14

3.4

Сближение позиций и поддержание взаимопонимания

30

30

1

15

3.5

Что нужно знать о мужском и женском стиле общения

30

30

1

16

3.6

Психологическая безопасность: особенности общения через Интернет

30

30

1

17

3.7

Значимость общения для мужчины и женщины

30

30

1

18

3.8

Тренинг самопрезентации

30

30

1

IV блок. Межличностные отношения и взаимопонимание (8 ч.)

19

4.1

Отношения знакомства

30

30

1

20

4.2

Приятельские отношения. Симпатия и антипатия

30

30

1

21

4.3

Введение в психологию малой группы (сотрудничество). Вхождение в новую группу.

30

30

1

22

4.4

Тренинг по поведению в команде

30

30

1

23

4.5

Привязанность и дружба

30

30

1

24

4.6

Любовь

30

30

1

25

4.7

Круглый стол на тему: «Радость общения».

30

30

1

26

4.8

Подведение итогов

30

30

1

Всего 26 часов в год (1 час в неделю) 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение