Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Экономные номера мини отель Киев.

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Оглавление сборника >Аннотация

Адаптированная программа по русскому языку в 5 классе по системе Л.В. Занкова

Евсюкова Елена Владимировна
заместитель директора
МОУ - лицей № 10, г. Белгород

Пояснительная записка.

В ходе многочисленного экспериментального исследования проблемы обучения и развития учащихся под руководством Л.В. Занкова была разработана система начального обучения, центральная идея которой – направленность на общее развитие ребенка.

В связи с тем, что школьники, обучающиеся по занковской системе, к концу начального обучения отличаются от детей по показателям общего развития и усвоения знаний, возникает вопрос об учете особенностей этих школьников при осуществлении преемственности в работе с ними в среднем звене школы.

Ученики, окончившие занковские классы, характеризуются сформированностью деятельности наблюдения, которая проявляется в способности учащегося выделять большее число признаков у объекта наблюдения, в способности истолковывать увиденное в свете имеющегося опыта, выражать увиденное в форме обобщенного суждения, в способности проявлять деятельность наблюдения. Учащиеся стремятся к самостоятельному обоснованию предпринимаемых ими шагов по классификации предъявляемых предметов, высказывают предположения, рассуждают вслух, что свидетельствует об активности и критичности их мысли.

В среднем звене необходимо сохранить все приобретенные за период начального обучения особенности учащихся и дать простор для их дальнейшего развития.

Основные дидактические особенности построения обучения .

1. Установка учителя на задачу общего развития учащихся. Задача общего развития – основа успешного овладения учащимися программным материалом.

2. Богатое содержание образования. Недолжно произойти недооценки тех сведений, тех познаний, которые учащиеся получили в начальных классах. Эти знания должны войти в фонд дальнейшего развития личности. Учащимся необходимо представить широкую картину мира на основу ценностей литературы, науки, искусства.

3. Построение обучения на основе дидактических принципов Л.В. Занкова : обучение на высоком уровне трудности, высокий удельный вес теоретических знаний, быстрый темп изучения программного материала, осознание школьниками учения, обще развитие всех учащихся.

4. Совокупность дидактических принципов, сформулированных Л.В. Занковым , определяет подход к отбору содержания, что, в свою очередь, обусловливает выбор методов обучения, направленных на общее развитие учащихся. Такие методы исключают последовательное проведение учащихся по этапам получения знаний информативным, затем репродуктивным, частично поисковым, затем только творческим путем. Учащиеся должны изначально включиться в исследовательскую деятельность – во всех случаях, глее есть возможность осуществлять самостоятельное наблюдение, анализ материала и его осмысление.

5. Внесение определенных изменений в организационные формы обучения. Урок, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребенка, характеру взаимоотношений учителя с учащимися, приобретает черты нестандартности, яркости, мобильности. По удельному весу высказываний, конкретных действий на первый план выходят ученики, учитель становится как бы дирижером, усиливается его роль по организации подлинно творческой поисковой деятельности. Домашнее задание носит разнообразный, часто индивидуальный характер, что снижает возможность возникновения перегрузки учащихся.

6. Характерный подход к выявлению результативности обучения. Результаты обучения оцениваются, прежде всего, по показателям продвижения учащихся в общем развитии.

7. Характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса. В учебном процессе должна быть создана доверительная атмосфера.

В объяснительной записке к общеобразовательным программам сказано, что 5 класс является промежуточным звеном между начальным звеном и систематическим курсом, ориентирован на отработку и закрепление тех основных умений и навыков, которые составляют фундамент дальнейшего успешного продвижения учащихся в усвоении русского языка. Система же, разработанная Л.В. Занковым , предусматривает систематическое изучение русского языка с 1 класса. Широкая научно обоснованная система языковых явлений служит средством достижения общей для всех предметов цели – оптимального общего развития каждого ребенка. Языковая система является квинтэссенцией культуры народа – носителя языка. В ней органично в тесной взаимосвязи сосуществует содержательная сторона и средства ее выражения, поэтому родной язык является благодатной почвой для интеллектуального, эмоционального и нравственно-волевого становления человека. Чтобы эти потенциальные возможности стали действительностью, обучение языку должно нацеливаться на создание детьми взаимосвязи, применительно к конкретным его разделам: развитию речи, грамматике, орфографии.

Раздел «Развитие речи» - сквозной в программе 5 класса, что соответствует развертыванию занковской программы в начальной школе.

Развитие письменной речи школьников осуществляется в результате выполнения грамматико-орфографических заданий и работы над сочинениями, Сочинения в занковской системе – уникальное средство становления личности, поэтому им придается особое значение. Темы одноаспектные (репродуктивные) чередуются с темами творческими, многоаспектными, требующими литературно-образного воплощения замысла. Работа над темами первой группы является своеобразными упражнениями в специальных навыках (в составлении плана, в строгом отборе материала, в соблюдении логики изложения). Сочинения творческой тематики развивает самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышления над фактами, явлениями. Основные условия работы над сочинениями: от совершенно самостоятельных, спонтанно написанных учащимися работ, без какой-либо подготовки – к составлению плана, к сознательному предварительному сбору материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинений разных жанров.

Важным принципом построения программы является высокий уровень теоретических знаний, когда каждый отрезок учебного материала изучается во взаимосвязи с прежде изученным, когда все понятия даются в правильной формулировке, повторение пройденного материала характеризуется тем, что при структурировании нового и пройденного материала актуализуются объективно существующие взаимосвязи между разными разделами языка и внутри каждого раздела. Очень важно, чтобы закономерно существующие связи в языке не преподносились ученикам в готовом виде, а стали бы предметом их анализа.

Малопродуктивно начинать 5 класс с повторения изученного в начальных классах. Гораздо продуктивнее привлекать ранее изученное при усвоении нового материала.

ПРОГРАММА

5 КЛАСС

На основе учебного пособия для 5 класса для общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией доктора педагогических наук М.М. Разумовской, доктора филологических наук П.А. Леканта .

I . Язык – важнейшее средство общения (2 часа).

Для чего нужен язык.

Что мы знаем о языке.

Понятие «лингвистика», лингвистический анализ текста.

II . Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Что изучает раздел «Синтаксис и пунктуация». Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании; грамматические средства связи слов в словосочетании, виды словосочетаний (именные, глагольные); тип связи в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний.

Попутное повторение: безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, падежные окончания существительных и прилагательных, правописание предлогов и приставок, правописание Ь после шипящих в конце слов.

Предложение. Простое предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. Логическое ударение. Главные члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения. Способы выражения сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

Согласованные и несогласованные определения. Виды обстоятельств. Предложения с однородными членами предложения.

Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Синтаксический разбор простых предложений.

Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи предложениями с косвенной речью. Диалог. Тире перед репликами диалога.

III . Фонетика. Графика и орфография.

Звуки речи: гласные и согласные. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные.

Обозначение звуков на письме. Алфавит. Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков в слове.

Попутное повторение правописания безударных гласных в корнях слов, парных согласных на конце и в середине слова, непроизносимых согласных.

Звуковое сочетание букв Е , Ё, Ю, Я.обозначение мягкости согласных, мягкий знак для обозначения мягкости согласных звуков. Попутное повторение разделительных Ъ и Ь.

IV . Лексика. Словообразование. Правописание.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Способы пополнения словарного запаса русского языка: словообразование и заимствование.

Способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в словах. Чередование О и А в корнях –Л ОЖ- , -ЛАГ-; -РОС-, РАСТ-, -РАЩ-;

-СКО Ч- , СКАК-; -МОК-, -МАК-; -РОВ-, РОВН,- -РАВН-; -КРОП-,

- КРАП-; -ГО Р- , -ГАР-; -ЗОР-, -ЗАР-; -КЛОН-, -КЛАН-.

Чередование Е – И.

Чередование ИМ – А.

Буквы О - Ё после шипящих в корнях слов, в суффиксах и окончаниях. Правописание приставок; буквы З –С на конце приставок.

Буквы И – Ы после Ц.

V. Морфология .

Имя существительное .

Образование существительных. Правописание суффиксов – щ ик -, -чик-,

- е к - , - ик -. Правописание НЕ с существительными.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях картин, книг и т. д., выделение этих названий кавычками.

Род имен существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Число имен существительных.

Три склонения имен существительных; изменение существительных по падежам.

Синтаксическая роль имен существительных.

Имя прилагательное.

Качественные, относительные, притяжательные прилагательные.

Образование имен прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Неупотребление Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящий. Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных. Изменение имен прилагательных породам, числам и падежам, а кратких прилагательных по родам и числам.

Глагол.

Глагол как часть речи. Образование глаголов. Инфинитив. Правописание -Т СЯ и –ТЬСЯ. Наклонение глаголов. Образование сослагательного и повелительного наклонений глагола. Времена глаголов. Спряжение. Лицо и число глаголов. Безличные глаголы.

VI . Развитие речи.

Понятие о тексте и его частях. Тема (широкая и узкая), основная мысль текста ,; простой план. Общее понятие о повествовании, описании, рассуждении. Разговорный, научный и художественный стили речи. Подробное и сжатое изложение текстов повествовательного характера с элементами описания и рассуждения.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение