Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Оглавление сборника >аннотация

Тесты повышенной информационной емкости по биологии
для учащихся старших классов

Иванова Александра Ивановна,
Михайленко Вера Яковлевна
гимназия № 48, г. Новокузнецк

Тестирование прочно вошло в практику работы школы. Однако тесты, в которых нужно выбрать верные ответы из 4-5 предложенных, имеют ряд недостатков: 1) 75-80 % их содержания является балластом, не имеющим информативной и познавательной ценности (не важно, отнес ученик картофель к Розановым или Астровым, если он не назвал Пасленовых); 2) каждый пункт проверяет знание всего одного понятия; создать тесты на все понятия курса нереально, поэтому педагог ограничивается фрагментарным контролем отдельных понятий; 3) такие тесты ориентированы на репродукцию знаний, а не на логическое мышление.

Нами используются тесты повышенной информационной емкости . Они представляют собой связный текст, разбитый на пункты, в котором с высокой степенью детализации изложен материал, подлежащий контролю. В каждом пункте приводится не одно, а несколько понятий. Большинство являются верными, и только в отдельных случаях допускаются ошибки. Чтобы найти их, отвечающему приходится задумываться над каждым приводимым фактом. Благодаря этому ошибочные утверждения перестают быть балластом. Включая их в тесты, педагог привлекает внимание к типичным ошибкам своего предмета. Здесь можно давать и логические цепочки. Рассматривая предложенный ход доказательств, учащиеся ищут логические погрешности, что развивает мышление и внимание.

Приведем фрагмент теста «Ткани растений». Около пункта, содержащего ошибку, стоит знак «=». В скобках указано количество понятий, проверяемых данным пунктом. Весь тест состоит из 20 пунктов и проверяет знание 85 понятий.

Ткани растений

  • Тканью называется группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции. (3) =
  • Покровная ткань, отграничивая организм от среды, предохраняет растение от нерегулируемого поступления воды в растение и из растения, от проникновения внутрь микроорганизмов, пыли и химических веществ. (7)
  • У травянистых растений покровная ткань покрывает все его органы и их части, включая листья, стебли, корни, цветы и плоды. (6)
  • У деревянистых растений в некоторых органах эпидермис может отсутствовать. (6)
  • Клетки эпидермиса лежат на некотором расстоянии друг от друга; через межклеточные пространства осуществляется транспорт кислорода и углекислого газа. (5) =
  • Паренхима состоит из вытянутых клеток, длина которых иногда достигает одного миллиметра.(2) =
  • Из паренхимной ткани слагаются сердцевина дерева, сердцевинные лучи, мякоть листа, пробка. (4)

Ниже приведен тот же фрагмент, составленный по традиционной системе. В качестве балласта он содержит еще 80 или 100 строчек - предлагаемых вариантов. Долго и нединамично.

1. Тканью называется:

  1. группа клеток, сходных по строению;
  2. группа клеток, выполняющая одинаковые функции;
  3. группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции;
  4. система клеток и межклеточного вещества, в состав которой входит несколько видов клеток, имеющих сходное строение и выполняющих сходные функции.

2. Покровная ткань выполняет следующие функции:

  1. отграничивает организм от окружающей среды;
  2. предохраняет от нерегулируемого проникновения воды в растение и из растения;
  3. защищает организм от микроорганизмов, пыли и химических веществ;
  4. выполняет все эти функции одновременно.

3. У травянистых растений покровная ткань покрывает:

  1. только листья и стебли;
  2. только корни и листья;
  3. только листья и плоды;
  4. все органы.

Формы работы с тестами

Графический диктант

Опрос. Данная форма контроля является коллективной. Педагог зачитывает всему классу первое утверждение и делает короткую паузу. Мысленно проанализировав содержание утверждения, каждый ученик ставит на полоске бумаги «в клеточку» условный знак, имеющий заранее оговоренный, одинаковый для всех, размер. Если ученик сочтет утверждение верным, он рисует прямую черту длиной две «клеточки», если в утверждении содержится ошибка, рисует треугольник вершиной вверх . Ширина и высота треугольника равны двум «клеточкам». После короткой паузы педагог зачитывает второе утверждение, и ученики ставят следующий знак. Все знаки пишутся в строчку без перерыва. Получается кривая, образец которой дан на рисунке.

Поскольку темп опроса задает педагог, на работу уходит не более 5 минут; это позволяет использовать графический диктант на каждом уроке. Тест можно предлагать и в виде индивидуальных карточек, однако при этом время опроса увеличивается в 2-5 раз, качество же ответов улучшается не всегда.

Проверка работ. Стандартизация размера условных знаков значительно ускоряет процесс проверки. Педагог имеет дешифратор - правильную последовательность условных знаков, в которой все треугольники направлены вершиной вниз . Приложив дешифратор к ответу ученика, учитель сразу видит нарушение симметрии знаков, как это показано на рисунке, и отмечает данное место «галочкой».

Оценка знаний. Для карточек, состоящих из 20 утверждений, мы обычно пользуемся следующей шкалой: 0 – 1 ошибка - «5», 2 – 3 ошибки – «4», 4 – 6 ошибок – «3», 7 и более ошибок – «2». При осуществлении более «жесткого» или «мягкого» контроля предлагаемые нормативные рамки каждый педагог может сузить или расширить. Важно, чтобы для всех учащихся они были одинаковыми.

Другие формы контроля

С помощью тестов данного типа легко варьировать сложность задания и, следовательно, учитывать особенности и проблемы конкретного ученика.

Вариант 1. Внимательно прочтите (выслушайте) и проанализируйте каждое утверждение. Запишите номера утверждений, содержащих ошибки.

Ответ ученика выглядит следующим образом: 1, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 14, 16, 17, 20.

Для быстрой проверки ответов преподаватель делает дешифратор, куда выписывает номера пунктов, содержащих ошибки. Детальную расшифровку ошибок он создает, если сам нуждается в ней.

Вариант 2 . Выпишите номера утверждений, содержащих ошибки. Проверьте себя: их количество равняется 11. Здесь вводится элемент самоконтроля. «11» - контрольное число, позволяющее ученику примерно ориентироваться в правильности ответа. Эта форма опроса используется, если дети сами заинтересованы в уточнении знаний (при подготовке к олимпиаде, к поступлению в вуз).

Вариант 3. Выпишите номера утверждений, содержащих ошибки. Проверьте себя: сумма выписанных номеров должна равняться 136. Цели те же, что и предыдущего варианта, только подсказка не столь очевидна.

Вариант 4. Выпишите не только номера пунктов, содержащих ошибки, но и сами ошибки. Задание является важным, потому что в одном и том же пункте содержатся и неверные, и верные сведения.

Вариант 5 . Выпишите номера утверждений, содержащих ошибки, и дайте правильные ответы. Этот вариант требует сравнительно больших затрат времени ученика и педагога, но дает определенный дидактический выигрыш.

Вариант 6 - компьютерный. На основе тех же карточек создаются компьютерные программы.

Варианты тестов

Тесты первого типа описаны выше. Это – карточки, содержащие 20 пунктов. В принципе, количество пунктов может быть любым.

Тесты второго типа удобно использовать при изучении классификации.

В графическом диктанте каждое родовое понятие обозначается отдельным условным знаком. Длина всех знаков одинакова - две «клеточки»; высота и форма варьируют. Например, при изучении принадлежности растений к тому или иному семейству Бобовые обозначаются прямой линией, Пасленовые – дугой высотой в 1 клетку, Розоцветные – треугольником высотой в 2 клетки. Их значения выписываются на доске. Использование большого количества условных знаков нерационально, т. к. дети с трудом удерживают их в памяти.

Если один и тот же признак присущ сразу двум или трем группам объектов, то в графическом диктанте используется принцип изотопии: оба знака пишутся на одном месте друг над другом (но не подряд друг за другом!). Необходимость в таком способе отображения материала может возникнуть, например, при сравнении взглядов Линнея, Ламарка и Дарвина, при изучении признаков Надцарств (Прокариот и Эукариот), Царств (Растений, Животных, Грибов) и др.

Можно выписывать номера, под которыми приведены названия растений, относящихся к тому или иному семейству. Если признак характерен для нескольких объектов, соответствующие цифры повторяются.

Ответ выглядит следующим образом: Бобовые: 1, 4, 5, 8, 10, 13, 18, 19

Пасленовые: 2, 3, 9, 11, 17

Розоцветные: 6, 7, 12, 14, 15, 16

Способы работы с тестами

 Предлагаемые тесты можно использовать как для контроля знаний, так и для обучения. Формы работы могут быть индивидуальными и коллективными. 

Коллективная работа

Контроль знаний. При графическом диктанте педагог зачитывает утверждение. Учащиеся его анализируют и ставят на полоске бумаги «в клеточку» соответствующий условный знак или номер утверждения. Преимущества: наличие всего одного экземпляра теста и возможность регуляции длительности опроса: педагог меняет темп чтения в зависимости от сложности карточек и требований, которые он предъявляет к уровню овладения материалом.

Обучение. Если новый материал не сложен, педагог раздает всем учащимся тесты на уроке и предлагает самостоятельно изучить содержание параграфа по учебнику, находя все верные и неверные утверждения. Аналогичную работу можно давать в качестве домашнего задания. 

Индивидуальная работа

Контроль: вызванный ученик работает с карточкой за первой партой.

Обучение

1) ученики, имеющие пробелы в знаниях, работают с карточками по учебнику в классе или дома; это экономит время педагога и тренирует способность детей к самостоятельной работе;

2) сильные учащиеся при подготовке к экзамену, к поступлению в вуз или к олимпиаде работают с наборами карточек или с компьютерным вариантом в любой удобной для себя форме - как в школе, так и дома.  

Результаты апробации тестов

Многолетний опыт работы с тестами повышенной информационной емкости показал, что эти тесты, не отрицая и не заменяя собой других форм работы, могут служить хорошим к ним дополнением:

  • - они не столь объемны, как традиционные, поскольку не содержат балластного материала;
  • - педагог освобождается от необходимости придумывать многочисленные варианты неверных ответов;
  • - сокращается время тестирования (например, при использовании графического диктанта учащимся для ответа требуется 3 – 6 минут, педагогу для проверки 30 работ 2 – 4 минуты);
  • - в каждый пункт теста можно ввести не одно, а много понятий, за счет чего информационная емкость карточки повышается;
  • - у учащихся вырабатывается четкость мышления, умение вдумываться в смысл каждого слова, каждой высказанной мысли;
  • - у них тренируется логическое мышление, поскольку почти всегда верный ответ можно не только вспомнить, но и «вычислить» логически. Последнее не менее ценно, чем первое.
  • - Количество вариантов тестов можно без особых затруднений увеличить двумя способами: 1) изменить последовательность пунктов карточки и создать для каждого варианта отдельный дешифратор; 2) не меняя общей последовательности, каждый новый вариант начинать со сдвига на определенное количество пунктов (например, со второго, четвертого и т.п.). Тогда можно пользоваться одним и тем же дешифратором, передвигая его на нужное количество знаков.

Опасения о возможности случайного угадывания ответов несостоятельны. При суммации отдельных событий их вероятности перемножаются. Значит, если вероятность угадывания одного ответа равна 0,5, то двух – 0,25, трех – 0,125, всех двадцати – 0,5 20 , т. е. ничтожно малой величине.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение