Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Самая известная вода России. Архыз вода. Здоровье животных в воде.

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Оглавление сборника > Полный текст

Разработка урока литера-туры в 9 классе по теме
«Особенности любовной лирики А. А. Ахматовой»

 

Назарова Светлана Валентиновна

Название: разработка урока по теме «Особенности любовной лирики А. А. Ахматовой»

Автор: Назарова Светлана Валентиновна

Номер школы: средняя общеобразовательная школа № 25 г. Балаково Саратовской области

Дисциплина: литература

Класс преподавания: девятый

 

Урок предваряет домашнее задание, задача которого – самостоятельное исследование предложенных учителем стихотворений поэтессы.

Предваряющее домашнее задание : читая любовную лирику Ахматовой, заполните таблицу, включающую следующие графы: «Звуки», «Цвета», «Образ героя», «Образ героини: деталь; состояние, которое она характеризует».

 

На первом, организационном этапе урока на эмоциональном уровне происходит установление личностного контакта учителя с учениками, определяются учебные задачи, формулируется основной вопрос.

Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Садитесь.

«Здравствуйте» - какое обычное слово. Как мы его произносим? Чаще всего, на ходу, «пробегая друг друга глазами». «Здрасьте» - и в путь, к великим делам.

У Ахматовой все было не так. Взгляд внимательный, глубокий, остановка на тебе, взглядывание. «Здравствуйте», - с полупоклоном. Не просто вежливость, а уважение авансом незнакомому человеку.

В ней все было удивительно – как двигалась, как говорила. Все освещалось каким-то высоким смыслом.

Звучит отрывок стих Цветаевой «Ахматовой. 3.»

Еще один огромный взмах —

И спят ресницы.

О, тело милое! О, прах

Легчайшей птицы!

 

Что делала в тумане дней?

Ждала и пела...

Так много вздоха было в ней,

Так мало — тела.

 

Не человечески мила

Ее дремота.

От ангела и от орла

В ней было Что-то.

 

Как тонко сказала о ней Цветаева: «ждала и пела». Ждала любви, счастья, мужа, сына… Ждала и пела. Пела любовь.

Тема нашего урока – Любовная лирика Анны Ахматовой . Запишите в тетрадь .

Словарная работа .

Она – Анна. И потому не могла не писать о любви.

На доске : Имя Анна библейского происхождения и означает «благодать».

Благодать – наитие свыше; милость, благодеяние, благотворение, любовь. (В.И.Даль)

Слово учителя.

Кто-то из почитателей таланта поэтессы сказал, что на протяжении едва ли не всей жизни Ахматова писала «неожиданные» стихи . ( Табличка с данным словосочетанием крепится на доску в качестве заголовка .)

Как же так? Ведь пели любовь Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Фет. И вдруг – «неожиданные» стихи, т.е. новые.

В чем же новизна любовной лирики Ахматовой? – это главный вопрос , на который мы должны будем ответить сегодня на уроке, вслушиваясь в голос поэтессы, вчитываясь в строки ее стихов.

Наблюдения записываем в тетрадь.

В качестве эпиграфа мною взяты строки из стих. «Читатель».

Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет!
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.

А. Ахматова

 

Следующий этап – этап формирования новых знаний об особенностях лирики А. А. Ахматовой.

Задачи этого этапа урока достигаются посредством:

  • анализа стихотворных текстов;
  • анализа творческих работ детей;
  • работы с таблицей, отражающей самостоятельные исследования учащихся;
  • демонстрации наглядности, возникающей в процессе объяснения материала, отражающей наиболее значимые элементы урока.

В ходе объяснения нового материала используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемный;
  • частично-поисковый.

Аналитическая беседа.

- На ваш взгляд, имеет ли отношение эпиграф к теме урока?

(В любовной лирике Ахматова тоже «настежь распахнута» перед читателем. Это одна из особенностей ее лирики – открытость, непосредственность . ( Таблички со всеми последующими особенностями крепятся учителем на доску. ))

Учитель.

В любовной лирике – и русской, и европейской – женщина обыкновенно была лишь предметом чувств влюбленного в нее мужчины. В стихах Ахматовой она заговорила сама. «Я научила женщин говорить» ,- с гордостью писала поэтесса. Надежда, встреча, измена, боль, разрыв – обо всем этом рассказывает женщина, как бы наблюдая себя со стороны.

На фоне музыки П.И.Чайковского («Октябрь. Осенняя песня.») в исполнении учителя звучит стих. «Песня последней встречи».

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

Попробуем понять, почему это небольшое произведение сделало Ахматову известной.

- Взгляните на название. Что в нем кажется вам интересным?

(Ахматова сама нашла нужное для своей поэзии слово: ее стихи не столько о любви, сколько о «нелюбви» , о переплетении крайностей, противоположностей. Это еще одна особенность ее любовной лирики.)

- Как создается в стихотворении образ героини?

(Состояние глубокого потрясения, напряженного переживания передается через психологизм детали . – Еще одна особенность.)

- Какие детали, характеризующие состояние героини, вы сумели найти в других ее стихотворениях? ( Работа по таблице .)

- Изменяется ли состояние героини на протяжении стихотворения?

- Случаен ли мотив осени?

- Ахматова всегда очень точна в интонационном рисунке . (Еще одна особенность!) Для нее важен любой знак препинания. Помня об этом, обратите неполное предложение « И я тоже » в полное, исходя из контекста.

(«И я тоже обманута судьбой». В этой точке – тоже поэзия. Уберите ее – и все изменится: фраза станет банальной, а женщина потеряет свою привлекательность.)

- А где в стихотворении Он? Есть его характеристика?

Учитель.

Итак, Она ушла – Он остался. Не вышел. Не проводил. Встреча – «последняя».

О такой же последней встрече другое стихотворение Ахматовой. Послушайте, как читала его сама поэтесса, без украшений, ясно и просто.

Запись. Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью» читает поэтесса.

- Каково состояние героини?

(Она сейчас – напряжена, «бледна»; в момент разлуки – см.: экспрессивная лексика, эмоции на пределе.)

Еще одна особенность – напряженность переживаний .

- А Он? Каково его состояние? Есть ли характер?

(Платонов гениально расшифровал две последние строки: «Вопль любящей женщины заглушается пошлым бесчеловечием любимого; убивая, он заботится о ее здоровье: «Не стой на ветру». )

- Каким вы увидели героя любовной лирики Ахматовой, выполняя домашнее задание? ( Работа по таблице .)

- Почему, читая стихи Ахматовой, многое нужно дорисовывать, домысливать?

(Им свойственны:

  • недосказанность;
  • фрагментарность (будто отрывки из писем).)

В состоянии любви обостряются слух и зрение, напрягаются все чувства. Взгляд останавливается на том, мимо чего в обычном состоянии проходишь. Вот почему стих Ахматовой так предметен : «клены», «ступени», «перила», «ворота».

Но мир поэзии – это не только предметы, это игра света и тени, цветовая палитра, целый спектр звуков.

- К каким выводам вы пришли, анализируя цветовой спектр любовной лирики Ахматовой? ( Работа по таблице .)

- Эмоциональное восприятие лирики поэтессы нашло отражение в работах иллюстраторов, ваших одноклассников. Интересно, почему именно такую цветовую гамму вы выбрали? ( Ответы детей .)

- Какими звуками наполнен мир поэзии Ахматовой? ( Работа по таблице .)

Отмеченные особенности лирики Ахматовой проявились в ее классическом стихотворении – триптихе «Смятение».

Звучит стих. «Смятение» в исполнении подготовленной заранее ученицы.

- Мы обращаемся ко 2-му стихотворению триптиха «Не любишь, не хочешь смотреть?». Что в его первой строке: сила, экспрессия или жалоба, причитание?

- Сродни ли друг другу Он и Она? Или вновь различны?

- Откуда появляется туман во второй строфе? Что происходит с предметами?

- Одинаково ли воспринимается героями тюльпан?

(Сколько чувства в стихотворении, а ведь всего восемь строчек! Стихотворения Ахматовой отличаются лаконизмом .)

 

Каждое из наблюдений завершалось промежуточным выводом и отражалось на доске и в тетради. Потому учащимся несложно сделать основной вывод, являющийся ответом на поставленный в начале урока вопрос.

Вывод.

- Подведите итог: каковы основные особенности любовной лирики Ахматовой? ( По записям в тетради, сделанным в процессе урока .)

Учитель. 50 лет Ахматову упрекали в том, что она пишет о любви. Критики всесильны и всевластны! Скольких мужчин сбили они с пути! Но ничего не смогли сделать с этой величавой женщиной.

Она учила мужчин выслушивать не «лепет влюбленной», а жаркие и гордые слова. Она учила женщин быть достойными любви, быть равными в любви, быть в любви щедрыми и жертвенными.

Звучит стихотворение Цветаевой «Ты солнце в выси мне застишь…»

Ты солнце в выси мне застишь,

Все звезды в твоей горсти!

Ах, если бы — двери настежь!—

Как ветер к тебе войти!

 

И залепетать, и вспыхнуть,

И круто потупить взгляд,

И, всхлипывая, затихнуть,

Как в детстве, когда простят .

Да святится имя твое, Анна Ахматова!

Подведение итогов. Спасибо!

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение