Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
весы электронные купить

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Оглавление сборника > аннотация

«Кто же он? Стало быть, подлец?» (Образ Чичикова)

Зайцева Юлия Борисовна
г. Северск Томской области

 

… Он все же подлец какой-то странный…
И. Золотусский

Целью данного урока является создание условий для понимания основных черт характера Чичикова как социально-психологического обобщения, а также вневременной сути «чичиковщины».

Задачи:

  • показать показать идейно-композиционную роль образа Чичикова;
  • поэтапно проследить формирование характера Чичикова;
  • дать оценку образу Чичикова как социальному явлению;
  • проследить судьбу «чичиковщины» сегодня.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, портрет Чичикова (худ. Кукрыниксы).

Ход урока:

I .

Какое впечатление Чичиков сумел произвести на
чиновников города
N ? (1гл.) (Умел всем понравится, обладал привлекательной внешностью, способен поддержать любую беседу, обходительнейший человек, имеет изысканные манеры и т.д.)

II .

-- В 11 главе Гоголь ставит вопрос перед читателями:

«Кто ж он? Стало быть, подлец?»

1). -- Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.

Для этого обратимся к 11 главе и поработаем с текстом по плану (инд. задания):

План. (на доске)

  1. Детские годы Чичикова.
  2. Учеба в училище.
  3. Служба в казенной палате.
  4. Участие в строительной комиссии.
  5. Служба на таможне.

6. Изобретение нового способа обогащения.

(1) Детские годы Чичикова.

- Что рассказывает Гоголь о происхождении и
детстве Чичикова?

Какой совет получил он от отца, поступая в учи­ лище?

 (2) Учеба в училище.

- Как воспользовался Чичиков советом отца?

Как прошли его школьные годы? (Он плохой товарищ, все делает ради выгоды, угождать учителям, эпизод с учителем свидетельствует о душевной подлости Чичикова.)

- -Всем!!!!

- Какую цель поставил перед собой Чичиков, вступая в жизнь? (Обогащение, поклонение копейке.)

Вывод: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др.

-- Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры.

(3). Служба в казенной палате.

- С чего началось служебное поприще Чичикова?
-
Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?
- Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?

( Служебная деятельность Чичикова началась с казенной палаты, куда он определился сра­ зу же после окончания училища. «Обхождение» повыт чика было первым и самым трудным препятствием, через которое ему удалось переступить. Как и в исто­ рии со старым учителем, когда Чичиков отказался ему помочь, оно убедило его в том, что успех в жизни мо­ жет быть достигнут тем скорее и легче, чем быстрее освободится человек от принципов морали, чести, по­ рядочности, сковывающих его, что эти принципы ме­ шают и вредят тем, кто твердо решился завоевать себе место под солнцем.)

***Мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

(4.) Участие в строительной комиссии.

- Куда перешел Чичиков из казенной палаты?
- Чего достиг на новом месте?

- Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

(Следующий этап служебной карьеры Чичикова — участие в комиссии по сооружению казенного здания. Оно принесло ему солидные приобретения, значитель­ но превысившие те доходы, которые имел он, занимая «хлебное местечко» в казенной палате. Но неожидан­ но в комиссию был назначен новый начальник, объ­явивший решительную войну взяточничеству и казно­ крадству. Правда, ему так и не удалось навести нуж­ный порядок, потому что вскоре он оказался в руках еще больших мошенников, чем те, которых он разо­ гнал (выразительный штрих Гоголя, который подчер­ кивает, что искоренение общественных зол не зависит от доброй или злой воли начальника). Но Чичикову все же пришлось искать новое место. Катастрофа, раз­ разившаяся над ним, снесла почти до основания пло­ ды его «трудов», но не заставила отступить. )

(5.) Служба на таможне.

- Как складывалась его карьера в качестве таможен ного чиновника?

(Как и раньше, Чичиков начи­нает здесь с того, что втирается в доверие к начальст­ ву, проявив необычайную «расторопность, проницатель ность и прозорливость. В непродолжительное время не было от него житья контрабандистам». Усыпив, таким образом, бдительность окружающих, получив даже но­ вый чин, он снова переходит к мошенническим опера­ циям, и они принесли ему полумиллионное состояние.)

- Почему она закончилась крахом?

(Однако судьба подготовила новый удар: Чичиков не помирился со своим сообщником, и тот написал на него донос. И снова ему пришлось лишиться всего.)

Вывод: Следовательно, этапы служебной карьеры Чичи­ кова — это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неуто­ мимость и упорство, расчетливость, хитрость.

— Как реагировал Чичиков на все свои жизненные
неудачи и провалы?

(После каждой неудачи приходи­ лось начинать все заново, почти с нуля, однако это его не останавливало. Даже после катастрофы на тамож­ не, которая, казалось, могла «если не убить, то охла­ дить и усмирить навсегда человека», в нем не потухла непреодолимая страсть к приобретательству: «Он был в горе, досаде, роптал на весь свет, сердился на не­ справедливость судьбы, негодовал на несправедли­ вость людей и, однако же, не мог отказаться от но­ вых попыток...»)

(6.) Изобретение нового способа обогащения.

- Как возникла у него мысль о при­ обретении «мертвых душ»?

(В поисках новых барышей, будучи ничтожным поверенным, он и открыл возможность выгодных сделок с «мертвыми душами», когда хлопо­ тал о закладе имения разорившегося помещика в казну.)

III . -- «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!»

1). И мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:

- «Кто ж он? Стало быть, подлец?»

- -Посмотрим, как Гоголь отвечает на этот вопрос (чтение текста).

--Автор пытается защитить Чичикова, называя его скорее хозяином, приобретателем, нежели подлецом. Но тут же отмечает что-то отталкивающее в этом характере. Гоголь оценивает героя неоднозначно, двойственно.

Обращение к эпиграфу.

2). Чтение стр.198

Гоголь говорит о том, что если бы он не поместил биографию героя, то многие читатели были бы довольны Чичиковым.

IV .

- Почему 11 главу Гоголь помещает в конце 1-го тома, а не в начале?

(Прошлое героя не связано с сюжетом, поэтому он выносит биографию за рамки сюжета. Биография Чичикова важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

V .

Итог урока.

Образ Чичикова — громадное откры­ тие Гоголя в русской литературе. С развитием обще­ственных отношений старый феодально-крепостниче­ский строй стремительно рушился. Маниловы, Ноздрё вы, Плюшкины уже не в силах были управлять стра­ ной, государством и даже собственным хозяйством. Время позвало к жизни новых людей — энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков, образ которого представляет собою широ­ чайшее социально-психологическое обобщение, позво­ ляющее говорить не только о литературном герое, но и о чичиковщине, т. е. особой социально-психологиче­ ской практике довольно широкого круга людей. Чичи­ ковщина угрожает миру своей воинствующей, все возрастающей подлостью. Она несет с собою полное истребление человечности в самом широком смысле слова. Чичиковщина страшна тем, что прикрывается внешней благопристойностью и никогда не признается в своей подлости. Мир чичиковщины представляет со­ бой самый страшный, самый низкий, самый пошлый круг Руси «с одного боку», и потому им завершается первый том поэмы, охвативший все явления, которые заслуживали самого беспощадного сатирического осмеяния.

Гоголь задает вопрос читателям.

(«А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит во внутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»»)

- Как бы вы ответили на этот вопрос? (ответы уч-ся)

В-д: чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему - приобретение.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение