Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Оглавление сборника >аннотация

Творчество Ф.И.Тютчева. Любовная лирика

Закржевская Надежда Алексеевна
школа №386, Санкт-Петербург

Тема урока : « Творчество Ф.И. Тютчева»(1803-1873)

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с биографией и любовной поэзией Фёдора Ивановича Тютчева.

2. Показать роль женщин в жизни и творчестве Тютчева.

3. Приобщить учащихся к миру искусства.

4. Воспитывать эстетические чувства, любовь к русской поэзии.

5. Развивать устную речь, умение общаться.

Тип урока: Литературная гостиная

Эпиграф урока: «Жизни блаженство в одной лишь любви»

Сценарий урока.

Звучит романс «Я встретил Вас» в исполнении И.Козловского.

Учитель: «Обратим внимание на даты жизни поэта. О чём они говорят?

200 лет назад родился великий поэт России Ф.И.Тютчев.

Интересна и необычна судьба Тютчева. Он поэт современного нам звучания. Его стихотворения воспринимаются сегодня более насущно, чем в пору их создания. Кажется, что строки поэта написаны только что.

Но Тютчев к своему поэтическому творчеству относился не очень серьезно. Себя как дипломата и политика он ценил выше, чем поэта.

К изданию своих книг он отношения не имел. Настоящее признание Тютчева как великого поэта началось лишь в нашем столетии. Многие крылатые слова и афоризмы Тютчева повторяют журналисты, актеры, писатели, поэты, политики. Среди афоризмов Тютчева, получивших наибольшее распространение можно назвать:

  1. Двустишие «Цицерон»: «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые».
  2. Законченное стихотворение:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

  1. Законченное стихотворение:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Проникнуть в тайну России человек не сможет лишь только силами ума и сердца. Здесь ключевое слово – ВЕРИТЬ. Как разгадать таинственную славянскую душу?

Имя Тютчева – поэта в 19 веке открывалось трижды. Тютчев не искал славы, не спешил печатать стихи. Впервые в 1836 году сослуживец Тютчева князь Гагарин привез в Петербург рукопись Тютчева. Стихи попали к Пушкину, который напечатал их в своем журнале «Современник» под названием «Стихотворения, присланные из Германии» (24 стихотворения). Но они замечены не были.

В 1850 году в этом же журнале Некрасов печатает те же стихотворения. Но был придуман ловкий журналистский ход. Стихи предваряла восторженная статья Некрасова, где Тютчев поставлен в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. Эта статья положила начало поэтической известности Тютчева.

Первая книга стихов была выпущена в 1854 году Тургеневым. Поэту перевалило за 50. Случай единственный в русской литературе.

Вторая книга стихов (1868 год) выпущена его сыном и зятем.

В 1870 году интерес к поэту угас.

Третье открытие Тютчева состоится в эпоху серебряного века. Русские символисты Владимир Соловьев, Брюсов, Бальмонт 1890 году увидели в Тютчеве предшественника поэзии 20 века.

Четыре стихии владели душою и жизнью Тютчева: политика, любовь, природа, поэзия…

Сегодня мы будем говорить о любовной лирике поэта: «Жизни блаженство в одной лишь любви». Тютчеву в момент написания этой строки было 67 лет! И фраза эта в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. Хочется надеяться, что наш урок приблизит вас, ребята, к постижению любовной лирики Тютчева».

Учитель: «Обратите внимание на портрет Ф.И.Тютчева».

«Стройного, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнаженный, необыкновенный красоты лоб, всегда оттенённый глубокой думой; с рассеянием во взоре, с легким намеком иронии на устах, - хилый, немощный и по наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований, страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной неугомонной мысли», - так, по воспоминаниям Аксакова, выглядел Тютчев – поэт, о котором Лев Николаевич Толстой сказал: « Без него нельзя жить». А Алексей Толстой склонен был ставить тютчевскую лирику выше пушкинской.

Сижу задумчив и один,

На потухающий камин

Сквозь слез гляжу…

С тоскою мыслю о былом

И слов в унынии моем

Не нахожу.

Ученик 1: « Ф.И. Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг, недалеко от Брянска. Будущий поэт жил в культурной стародворянской семье среднего достатка. Отец его, Иван Николаевич, был помещиком. Мать, Екатерина Львовна Толстая, принадлежала по линии деда к «боковой ветви» рода графа Льва Николаевича Толстого».

Ученик 2 : «Ранняя молодость будущего поэта прошла в Москве, где он учился в университете. После его окончания Тютчев поступил на дипломатическую службу и летом 1822 года отбыл в Германию на должность младшего секретаря русского посольства.

Ни сам Тютчев, ни его друзья и родные не могли предположить, что его отъезд обернется для него 22-хлетней разлукой с Родиной.

Вернется он только в 1844 году и до конца жизни будет служить в комитете иностранной цензуры.

Биография его меньше всего похожа на биографию поэта. А вот его творческая биография удивительна!»

Ученик 3: Лев Толстой вспоминал: «Когда-то Тургенев и Некрасов едва смогли меня уговорить прочесть Тютчева, но зато, когда я прочёл, то просто обмер от величины его творческого таланта».

Ученик 4 : «Поэзия Тютчева принадлежит к самым значительным созданиям русского духа»,- В.Я.Брюсов.

Ученик 5 : «Тютчев – поэт ночных откровений, поэт небесных и душевных бездн»,- искусствовед Аким Львович Волынский.

Ученик 6: «Жизнь души, сосредоточенная в любви», - Владимир Соловьев (поэт, философ).

Ученик 7 : «О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии», - Тургенев.

Ученик 8 : «Без него нельзя жить»,- Лев Толстой.

Ученик 9 : «Тютчев – поэт ночи, поэт тайны»,- А.Фет.

«Муза, правду соблюдая,

Глядит, и на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Здесь духа мощного господство,

Здесь утонченной жизни цвет.

А.Фет

Эти слова Фета подтвердило время. В творчестве Тютчева сочетается мощь и утонченность.

Тютчевым написано всего около 400 стихотворений.

Остаться в русской литературе – это необязательно написать много. Тютчев написал мало, а сказал много. Почему же Тютчев за долгую жизнь сделал так мало? Может это объясняется тем, что поэт слишком много времени отдавал заботам сердечным?

Ученик 10 : « Все, кому дорога поэзия, должны до земли поклониться женщинам, вдохновлявшим поэта».

Ученик 11 : «Федор Тютчев – лев сезона» - отозвался о нем Вяземский, очевидец его первых успехов в петербургском свете. Федор Тютчев – увлекательный собеседник, тонкий острослов.

Ученик 12 :

Он блистал, как сын природы,

Играя взглядом и умом,

Блистал, как взглядом блещут воды,

Как месяц блещет над холмом,

И сны Венеции прекрасной,

И грустной родины привет –

Все отражалось в слове ясном

И поражало высший свет.

Н. Рубцов.

Ученик 13:

Вы помните его в кругу друзей?

Как мысли сыпались нежданные, живые,

Как забывали мы под звук его речей

И вечер длившийся, и годы прожитые!

Апухтин

Ученик 2: «Любовная лирика занимает центральное место в поэзии Тютчева. В каждом лирическом стихотворении мы видим женский образ. Тютчев как бы встает на позицию женщины, пытается изобразить ее внутренний мир.

Новаторство любовной лирики Тютчева в том, что она диалогична: строится на сочетании 2-х голосов. Два сознания – её и его. При этом её чувства сильнее. Он, породивший такую любовь, способен подняться до её высоты и силы».

Ученик 1 : « А пока, Мюнхен. Бал (1823 год). Тютчев увидел юную 15-тилетнюю красавицу и почувствовал себя влюбленным. Звали её Амалия. Графиня Амалия Леркенфельд.

Амалия отличалась редкой красотой. Ею восхищались Гейне, Пушкин, Николай I. Она была двоюродной сестрой будущей императрицы России Александры Федоровны, жены Николая I. Отец Амалии был в 30-х годах баварским посланником в Петербурге. Молодые люди понравились друг другу. Они совершали частые прогулки по улицам Мюнхена, к прекрасному Дунаю»

Ученик 2: «Лирика 20-х годов окрашена в светлые тона, не нарушается внутренняя гармония лирического героя. Свое первое стихотворение о любви Тютчев посвятил Амалии.»

Ученик 3:

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

 

И на холму, там, где белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

 

Ногой младенческой касалась

Обломков груды вековой;

И солнце медленно, прощаясь,

С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл.

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные слетал.

 

Ты беззаботно вдаль глядела…

Край неба дымно гас в лугах,

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

 

И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

1836 год

Ученик 4 : « Cache – Cache »(Игра в прятки)

Вот арфа её в обычном углу,

Гвоздики и розы стоят у окна,

Полуденный луч задремал на полу;

Условное время, но где же она?

 

О, кто мне поможет шалунью сыскать,

Где, где приютилась сильфида моя.

Волшебную близость как бы благодать,

Разлитую в воздухе чувствую я

 

Гвоздики недаром лукаво глядят,

Недаром, о розы, на ваших листах

Жарчее румянец, свежей аромат:

Я понял, Кто скрылся, закрылся в цветах.

Не арфы ль твоей мне послышался звон?

В струнах ли мечтаешь укрыться златых?

Металл содрогнулся, тобой оживлен,

И сладостный трепет ещё не затих.

 

Как пляшут пылинки в полдневных лугах,

Как искры живые в родимом огне!

Видал я сей пламень в знакомых очах,

Его упоенье знакомо и мне.

 

Влетел мотылек, и с цветка на другой,

Притворно-беспечный, он начал порхать.

О, полно кружиться, мой гость дорогой!

Могу ли, воздушный, тебя не узнать.

Ученик 5 : «Строки о первом свидании проникнуты радостью, что передается с помощью лексики: жарчее румянец, свежей аромат, пылинки пляшут.

Ощущение присутствия любимой позволяют передать элементы пейзажа: благодать, разлитая в воздухе, гвоздики лукаво глядят.

Свою возлюбленную автор наделяет эпитетами: моя шалунья, мой мотылёк.

Чувствуется игривый тон героя. В заключительной строфе дана развернутая метафора:

«Влетел мотылек, и с цветка на другой,

Притворно-беспечный, он начал порхать»

Эта метафора позволяет нарисовать женский образ: юная женщина – мотылек.

Автор подчеркивает легковесность переживаний. Ощущается мотив игры.

Ученик 6: «Тютчев очарован Амалией и подумывает о женитьбе. Но русский дворянин показался её родителям не очень выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Александра Крюденера, секретаря посольства, товарища Тютчева.

Амалия, сумев оценить поэта, не связала с ним судьбу.

Шли годы. Тютчев продолжал службу. Иногда писал Амалии Крюденер. И всегда был рад, когда встречал её. Пройдет 30 лет. Тютчев тяжело болен. И вдруг новая встреча с Амалией, и снова – признание в стихах. Для него она не изменилась»

Звучит романс «Я встретил Вас».

И была ещё одна встреча. Разбитый параличом поэт. 1873 год. Светская красавица у постели больного. Она пережила Тютчева на 15 лет»

Ученик 7: « Получив отказ, Тютчев уехал в отпуск в Москву. Вернулся в Мюнхен в 1826 году. А 5 марта состоялась свадьба Тютчева и вдовы русского дипломата Элеоноры Петерсон. Она была на 4 года старше поэта. Элеонора не знала поэзию мужа, так как не владела русским языком.

1836 год. Элеонора узнает о тайном романе мужа с Эрнестиной Дернберг. Пытается покончить собой.

1838 год. На долю семьи Тютчева выпало жестокое испытание – Элеонора пережила пожар на корабле «Николай I », где оказалась с 3-мя детьми. Этот случай подорвал её здоровье, и в сентябре она скончалась. Её смерть развязала все узлы.

Тютчев тяжело переживал утрату жены, всю жизнь вспоминал о ней. Он осознал свою вину. Поседел за одну ночь. Эту женщину обессмертило признание, обращенное к её тени (10 лет после её смерти):»

Ученик 8:

Ещё томлюсь тоской желаний,

Ещё стремлюсь к тебе душой –

И в сумраке воспоминаний

Ещё ловлю я образ твой…

Твой милый образ незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на тебе звезда…

Ученик 9:

«И через 30 лет он вспоминает её:

Так мило-благодатна,

Воздушна и светла,

Душе моей стократно

Любовь твоя была»

Ученик 1 : «1839 год. Дипломат Тютчев бросил все дела и, потеряв по дороге шифры и документы, уехал венчаться из Италии, где служил, в Швейцарию. Он был уволен со службы и лишён звания камергера. Но зато сочетался браком с молодой вдовой Эрнестиной Дернберг, которая оставалась с ним до последнего часа. Она выучила русский язык, чтобы читать его стихи, прежде всего посвященные ей:»

Ученик 2 :

Люблю глаза твои, мой друг.

С игрой их пламенно-чудесной,

Когда их приподымешь вдруг.

И словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг.

Но есть сильней очарованья,

Глаза, потупленные ниц.

В минуты страстного лобзанья,

И сквозь опущенных ресниц.

Угрюмый, тусклый огнь желанья.

«Ключевое слово – игра. Говоря об игре глаз, поэт подчеркивает способность человеческого взгляда выразить оттенки чувств.

Синонимичные конструкции, связанные с символикой огневой стихии, передают богатство внутреннего мира героини. Антонимичные конструкции «глаза, потупленные ниц», «когда их приподымешь вдруг».

Важная роль антитезы: взору любящей женщины противопоставлен невидящий взгляд в минуту страсти, когда в целом мире существуют только двое»

Ученик 3: «В октябре 1844 года Тютчев вместе с женой и младшими детьми Марией и Дмитрием переселяются в Россию, в Петербург. Ему возвращается звание, он снова на государственной службе – председатель комитета иностранной цензуры. В Германии временно оставлены три дочери от 1-го брака под присмотром тёток. Их отец привезет в Россию в 1845 году. Анна будет жить с отцом и мачехой, а Дарья и Екатерина – учиться в Смольном институте.

Вместе с дочерьми Тютчева воспитывалась в Смольном и Е.А. Денисьева»

Ученик 4 : «Поэт познакомился с ней в 1846 году, но начало их любви относится к лету 1850 года. В 47 лет, отец пятерых детей, он влюбляется в 24-хлетнюю Елену Денисьеву, связь с которой длилась 14 лет. У него было две семьи – ситуация по тем временам скандальная»

Ученик 5: «Последняя любовь»

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

 

Полнеба охватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, -

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

 

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О, ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность.

«Это стихи – исповедь. Тютчев воспринимает любовь возвышенно. Любовь – это радость, борьба, мука, безнадежность»

Ученик 6 : «Эта любовь обогатила русскую поэзию «денисьевским циклом». «Денисьевский цикл» - это летопись любви. Это своеобразный роман в стихах. В состав «денисьевского цикла» входят 21 стихотворения»

Ученик 7:

Я очи знал, - о, эти очи!

Как я любил их, - знает Бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

 

В непостижимом этом взоре,

Жизнь обнажающем до дна,

Такое слышалося горе,

Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углубленный

В тени ресниц её густой,

Как наслажденье, утомленный

И, как страданье, роковой.

 

И в эти чудные мгновенья

Ни разу мне не довелось

С ним повстречаться без волненья

И любоваться им без слез.

1852 год

Ученик 8: «Однако с семьёй Тютчев не порывал. Он не был однолюбом. Привязанность к жене совмещалась с любовью к Денисьевой. Перед Денисьевой навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Пришлось уйти в отставку инспектрисе Смольного, отец отрекся от неё»

Ученик 9:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

 

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: «Она моя…»

Год не прошёл – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

 

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Всё опалили, выжгли слёзы

Горючей влагаю своей.

 

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Её волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

 

И что ж теперь? И где всё это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

 

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь её она легла!

 

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В её душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

 

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе её цвело.

 

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слёз.

 

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

 

Ученик 1 : «В начале стихотворения автор обвиняет героя в том, что он погубил женщину, которую любил. Для него любовь – роковой поединок. Сначала была всепоглощающая страсть:

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: «Она моя…»

Эта страсть оказалась разрушительной. Тютчев описывает её последствия, как она убивает душу женщины:

Жизнь отреченья…

Переживания поэта выражены в интонационно-синтаксическом строе стиха. Здесь и восклицания, и вопросы, и обращения! Иногда чувства так сильны, что сопровождаются междометием «О». Эмоциональная приподнятость восприятия мира подчеркивается интонацией предложений, начинающихся с наречия «как».

В этом стихотворении много многоточий после фраз, поэтому создается впечатление, что автор чего-то не досказал или предлагает нам домыслить ту или иную фразу. Отношения 2-х влюбленных выражены в динамике, от возникновения чувства до угасания. Чётко представлен образ героини. Вначале – женщина с волшебным взором, улыбкой, блеском очей. А в конце в растерзанном сердце осталась только «злая боль». И всё же героиня выше, чище, чем герой. Она больше страдает. Тютчев полностью на стороне женщины. Он поэтизирует, идеализирует её. Ещё здесь присутствует образ толпы. Толпа и свет попрали самые заветные чувства женщины:

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала…

Это была мучительная любовь. У них было трое детей. 4 августа 1864 года Е.А. Денисьева скончалась от скоротечной чахотки. Потрясенный смертью Денисьевой, виновником которой он считал себя, Тютчев уезжает в Женеву, и там родилось стихотворение:»

Ученик 4:

Утихла биза… Легче дышит

Лазурный сонм женевских вод –

И лодка вновь по ним плывет,

И снова лебедь их колышет.

 

Весь день, как летом, солнце греет,

Деревья блещут пестротой,

И воздух ласковой волной

Их пышность ветхую лелеет.

 

И там, в торжественном покое,

Разоблаченная с утра

Сияет Белая гора,

Как откровенье неземное.

 

Здесь сердце так бы все забыло,

Забыло б муку всю свою,

Когда бы там, в родном краю –

Одной могилой меньше было…

1864 год

Ученик 5:

Все отнял у меня казнящий Бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон,

Одну тебя при мне оставил он,

Чтоб я Ему ещё молиться мог.

Лирика Тютчева, обращенная к Денисьевой, стала поэтическим памятником любви.

Ученик 6:

Дни сочтены, утрат не перечесть,

Живая жизнь давно уж позади.

Передового нет, и я, как есть,

На роковой стою очереди.

Его черёд пришёл 15 июля 1873 года. Но остались стихи Тютчева, которые сам он так мало ценил, так небрежно хранил. Рука забвения не коснулась стихов Тютчева.

Учитель:

«Интерес к творчеству Тютчева не угасает. В эти дни на Брянщине работает съемочная группа «Мосфильма» под руководством Натальи Бондарчук. Съемки 2-х-серийного художественного фильма «Любовь и правда Фёдора Тютчева» идут в селе Овстуг, бывшем имении поэта. Наталья Бондарчук принимала участие в открытии памятника Ф.И. Тютчеву в Брянске, тогда же и было принято решение о съемке художественного фильма.

Великий поэт всегда современен будущему. Тютчев ничего не решает, никому не советует, никого не напутствует. Он оставляет решение загадки будущим поколениям. И это доверие вам делает его поэзию вечной.

Запишите домашнее задание:

Анализ стихотворения

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

 

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоён.

 

Но и в избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей.

 

Вопросы для анализа стихотворения:

  • Что воспевает поэт?
  • Какое убеждение поэта выражено в стихотворении?
  • С помощью каких художественных средств изображает он «цветущий мир природы»?
  • Как в стихотворении выражена любовь к Денисьевой?
  • Что противопоставлено великому празднику природы? Что в мире есть более высокое, чем праздник?

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение