Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

 

Тематическое планирование курса информатики в 7 - 9 классах

Программа базового курса “Информатика и ИКТ” для основной школы

Зав. лабораторией информатики
Московского института
открытого образования,
к.п.н. Н.Д. Угринович

Пояснительная записка

Место базового курса “Информатика и ИКТ” в Федеральном базисном учебном плане. В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области “Информатика” и, соответственно, одного предмета “Информатика и информационные и коммуникационные технологии”, далее “Информатика и ИКТ”. Предусматривается, что непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного.

Изучение пропедевтического курса информатики возможно как в начальной школе (3 - 4 классы), так и в основной школе (5 – 6 классы), как это предусмотрено в программе вводного курса Л.Л.Босовой.

Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном компоненте базисного учебного плана на изучение информатики в основной школе выделяется 175 часов. Распределение часов может быть следующим:

· 7 класс – 35 часов (1 час в неделю);

· 8 класс – 70 часов (2 часа в неделю);

· 9 класс – 70 часов (2 часа в неделю).

На третьей ступени общего образования, т.е. в старшей школе (10 – 11 классы), предусмотрено изучение профильных общеобразовательных курсов информатики, а также элективных курсов.

Состав учебно-методического комплекса по базовому курсу. Учебно-методический комплекс обеспечивает возможность преподавания базового курса “Информатика и ИКТ” в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта основного общего среднего образования. В состав учебно-методического комплекса входят:

  • Угринович Н.Д. Информатика -7. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2003.
  • Угринович Н.Д. Информатика -8. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, 2003.
  • Угринович Н.Д. Информатика -9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, 2004.
  • Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ, 2003. (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса).
  • Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2003. (Содержит свободно распространяемое программное обеспечение по всем темам курса, интерактивные тесты и др.).

Учебники содержат полное и систематическое изложение курса. В учебниках большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков по информационным и коммуникационным технологиям. В структуре учебников практические работы отделены от теории и вынесены в раздел “Компьютерный практикум”. Это позволит учителю в процессе преподавания курса информатики уменьшить зависимость от имеющейся техники и программного обеспечения.

Практикум по информатике и информационным технологиям содержит более 450 задач и практических заданий по всем темам курса с решениями и ответами.

CD-ROM содержит полную программную поддержку необходимую для выполнения практических работ компьютерного практикума. Кроме того, на нем размещены готовые компьютерные проекты, являющиеся “ответами” на задания практикума, интерактивные тесты для проверки знаний учащихся, а также тематические планирования различных вариантов курса.

Планируется обеспечить поддержку курса в Интернете по адресу http://iit.metodist.ru. Для учителей будет предусмотрена возможность дистанционного обучения и обсуждение вопросов методики на форуме, а для учащихся предложены интерактивные тесты для проверки уровня знаний и умений и чат для общения по данной проблематике.

Базовый курс информатики 7 – 9 классы (175 часов)

7 класс (35 часов)

1. Компьютер и программное обеспечение – 17 часов

История развития вычислительной техники. Устройство компьютера: процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память, типы персональных компьютеров.

Данные и программы.

Файлы и файловая система.

Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы

Графический интерфейс операционной системы и приложений. Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Основные элементы графического интерфейса: рабочий стол, окна, диалоговые панели, контекстные меню объектов.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры

Практическая работа № 2. Работа с файлами с использованием файлового менеджера

Практическая работа № 3. Знакомство с графическим интерфейсом Windows

Практическая работа № 4. Разрешающая способность экрана монитора и мыши

Практическая работа № 5. Форматирование дискеты

Практическая работа № 6. Проверка дискеты

Практическая работа № 7. Дефрагментация дискеты

Практическая работа № 8. Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти

Практическая работа № 9. Защита от вирусов: обнаружение и лечение

Учащиеся должны:

· знать функциональную схему компьютера;

· знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;

· перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

· знать назначение и основные функции операционной системы;

· уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

· уметь работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);

· соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.

2. Технология обработки графической информации – 18 часов

Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. Сохранение графических файлов в различных форматах.

Интерфейс графических редакторов: область рисования, инструменты рисования, редактирование рисунка, палитра цветов, текстовые инструменты, геометрические преобразования.

Системы компьютерного черчения. Система компьютерного черчения КОМПАС. Построение основных чертежных объектов.

Компьютерные презентации. Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации. Демонстрация презентация.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 10. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint

Практическая работа № 11. Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях

Практическая работа № 12. Сохранение изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора StarOffice Image

Практическая работа № 13. Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word

Практическая работа № 14. Рисование в векторном редакторе StarOffice Draw

Практическая работа № 15. Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе StarOffice Draw

Практическая работа № 16. Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС

Практическая работа № 17. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

Практическая работа № 18. Создание анимации, встроенной в презентацию

Практическая работа № 19. Мультимедийные эффекты при появлении объектов на слайдах

Практическая работа № 20. Разработка мультимедийной интерактивной презентации “Устройство компьютера”

Практическая работа № 21. Разработка презентации “История развития ВТ” с помощью автопилота

Учащиеся должны:

· объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;

· уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;

· уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации;

· иметь представление о назначении и возможностях систем компьютерного черчения;

· уметь выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.

8 класс (70 часов)

1. Информация. Кодирование информации - 19 часов

Информация в природе, науке и технике. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знак: форма и содержание. Кодирование информации с помощью языков. Генетический код. Двоичное кодирование информации в компьютере. Кодирование информации в различных знаковых системах.

Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Единицы измерения количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Количество информации в сообщении.

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

Кодирование текстовой информации.

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора.

Кодирование звуковой информации. Временная дискретизация.

Хранение информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1. Вычисление количества информации с использованием компьютерных калькуляторов.

Практическая работа № 2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с использованием компьютерных калькуляторов.

Практическая работа № 3. Ввод символа по числовому коду.

Практическая работа № 4. Определение числовых кодов символов.

Практическая работа № 5. Перевод текста из одной кодировки в другую с использованием специализированных приложений.

Практическая работа № 6. Установка графического режима экрана монитора.

Практическая работа № 7. Запись и редактирование звуковых файлов.

Учащиеся должны:

· приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

· приводить примеры информационных процессов в управлении;

· уметь решать задачи на определение количество информации (как меры уменьшения неопределенности знаний и с помощью алфавитного подхода);

· знать единицы измерения количества информации;

· иметь представление о кодирование генетической информации;

· приводить примеры двоичного кодирования информации;

· приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;

· знать правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;

· уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.

2. Технология обработки текстовой информации – 16 часов

Текстовые редакторы: назначение и возможности. Создание и редактирование документов (вставка, удаление, поиск и замена символов).

Форматирование документов. Параметры страницы (размер, ориентация, поля). Установка параметров символов (шрифт, размер, начертание). Нумерованные и ненумерованные списки. Вставка и форматирование таблиц. Вставка в документ мультимедийных объектов. Редактор формул. Проверка орфографии.

Гипертекст.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Системы оптического распознавания документов.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 6. Создание и редактирование документа.

Практическая работа № 7. Форматирование документа по заданному образцу.

Практическая работа № 8. Вставка в документ многоуровневого списка.

Практическая работа № 9. Вставка в документ таблицы.

Практическая работа № 10. Вставка формул.

Практическая работа № 11. Проверка орфографии в готовом документе.

Практическая работа № 12. Создание мультимедийного документа.

Практическая работа № 13. Создание гипертекстового документа.

Практическая работа № 14. Работа с компьютерным словарем.

Практическая работа № 15. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

Учащиеся должны:

· уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;

· уметь вставлять в документ объекты из других приложений;

· уметь создавать типовые документы на компьютере;

· уметь использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики.

3. Технология обработки числовых данных – 16 часов

Электронные калькуляторы.

Электронные таблицы. Столбцы, сроки, ячейки. Типы данных: числа, формулы и текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Сортировка данных. Поиск данных.

Построение диаграмм и графиков.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 16. Вычисления с использованием электронных калькуляторов.

Практическая работа № 17. Ввод формул с использованием абсолютных и относительных ссылок.

Практическая работа № 18. Вычисления с использованием встроенных функций.

Практическая работа № 19. Сортировка числовых и текстовых данных.

Практическая работа № 20. Поиск числовых и текстовых данных.

Практическая работа № 21. Построение линейчатой и круговой диаграмм.

Практическая работа № 22. Построение графика функции.

Учащиеся должны:

· уметь производить вычисления с помощью электронных калькуляторов;

· уметь вводить в электронные таблицы числа, формулы и текст;

· уметь осуществлять сортировку и поиск данных;

· уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики.

4. Коммуникационные технологии - 19 часов

Локальные и глобальные компьютерные сети. Адресация в Интернете.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение, мультимедиа технологии.

Поиск информации (документов, файлов, людей) в Интернете.

Электронная коммерция в Интернете.

Информационная безопасность. Защита информации на автономном компьютере, в локальных и глобальных сетях.

Разработка Web-сайтов. Основы языка разметки гипертекста (HTML). Форматирование текста и размещение графики на Web-страницах. Гиперссылки на Web-страницах.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 23. Настройка доступа к папкам и файлом в локальной сети.

Практическая работа № 24. Настройка соединения и подключение к Интернету.

Практическая работа № 25. Работа с электронной почтой.

Практическая работа № 26. Путешествия по Всемирной паутине.

Практическая работа № 27. Работа с файловыми архивами.

Практическая работа № 28. Поиск информации.

Практическая работа № 29. Установка и настройка межсетевого экрана.

Практическая работа № 30. Создание Web-страницы.

Учащиеся должны:

· описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;

· объяснять основные принципы технологии Всемирной паутины;

· уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине;

· иметь представление об основных принципах защиты информации;

· знать основы языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language);

· уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.

9 класс (70 часов)

1. Технология хранения, поиска и сортировки данных – 16 часов

Табличные базы данных. Представление база данных в форме таблицы и картотеки.

Ввод и редактирование записей. Формирование и печать отчетов.

Простая и вложенная сортировка данных.

Поиск данных. Фильтры и запросы.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1. Создание табличной базы данных.

Практическая работа № 2. Создание формы для ввода, просмотра и редактирования записей.

Практическая работа № 3. Создание и печать отчета.

Практическая работа № 4. Сортировка данных.

Практическая работа № 5. Поиск данных с помощью фильтров.

Практическая работа № 6. Поиск данных с помощью запросов.

Учащиеся должны:

· описывать назначение и возможности баз данных;

· уметь создавать табличные базы данных (типа базы данных “Записная книжка”);

· уметь осуществлять сортировку данных;

· уметь осуществлять поиск записей с помощью фильтров и запросов;

· уметь создавать и печатать отчеты.

2. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 20 часа

Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур: линейная, ветвление, выбор, цикл. Кодирование алгоритмов в форме макросов на языке объектно-ориентированного программирования Visual Basic for Application.

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Интегрированная среда разработки системы объектно-ориентированного программирования Visual Basic. Визуальное конструирование графического интерфейса. Форма и управляющие элементы.

Объекты: свойства, методы, события. Событийные и общие процедуры. Операторы ветвления, выбора и цикла. Тип, имя и значение переменной. Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание. Функции.

Выполнение программ компьютером.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 7. Кодирование алгоритмов в форме макросов на VBA. Проект “Редактирование текста”.

Практическая работа № 8. Знакомство с интерфейсом системы программирования Visual Basic.

Практическая работа № 9. Форма и размещение на ней управляющих элементов. Проект “Перемещение кнопок на форме”.

Практическая работа № 10. Размещение на формах изображений и графических полей. Проект “Собери компьютер”.

Практическая работа № 11. Графические возможности языка Visual Basic. Проект “Построение графиков функций”.

Практическая работа № 12. Ввод и вывод данных. Проект “Проверка знаний”.

Практическая работа № 13. Арифметические операции и функции преобразования типов данных. Проект “Калькулятор”.

Практическая работа № 14. Строковые операции и функции. Проект “Строковый калькулятор”.

Учащиеся должны:

· объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;

· знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;

· уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;

· уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования.

3. Моделирование и формализация - 26 часов

Моделирование как метод познания. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Объектно-ориентированное моделирование. Модели материальные и модели информационные .

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Построение и исследование физических моделей.

Построение и исследование математических моделей. Графическое решение уравнений. Геометрические модели.

Биологические модели развития популяций.

Оптимизационное моделирование в экономике

Модели простейших экспертных систем.

Геоинформационные модели. Отображение на географических картах статистических данных.

Информационные модели управления объектами.

Компьютерный практикум Практическая работа № 15. Построение и исследование информационной модели движения тела, брошенного вертикально вверх, с использованием языка программирования Visual Basic.

Практическая работа № 16. Построение и исследование информационной модели движения тела, брошенного вертикально вверх, с использованием электронных таблиц.

Практическая работа № 17. Приближенное решение уравнений с использованием языка программирования Visual Basic.

Практическая работа № 18. Приближенное решение уравнений с использованием электронных таблиц.

Практическая работа № 19. Геометрические построения с использованием системы компьютерного черчения.

Практическая работа № 20. Построение и исследование информационной модели развития популяций с использованием языка программирования Visual Basic.

Практическая работа № 21. Построение и исследование информационной модели развития популяций с использованием электронных таблиц.

Практическая работа № 22. Построение модели экспертной системы распознавания химических веществ.

Практическая работа № 23. Построение геоинформационной модели с использованием электронных таблиц.

Практическая работа № 24. Построение информационной модели системы управления.

Учащиеся должны:

· приводить примеры моделирования и формализации;

· приводить примеры систем и их моделей;

· уметь строить информационные модели из различных предметных областей (физики, математики, химии, биологии) и исследовать их на компьютере.

4. Информатизация общества - 4 часов

Информационное общество. Информационная культура. Правовая охрана программ и данных.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 25. Установка лицензионной, условно бесплатной и бесплатной программы.

Учащиеся должны:

· иметь представление о проблемах информационной безопасности общества и личности;

· иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование.

5. Повторение - 4 часа

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение