Программа по патриотическому воспитанию «Я – гражданин» на 2007 – 2012 годы для воспитанников 1-4 классов
ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат"
заместитель директора по воспитательной работе
I квалификационной категории
ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат",
г.Мичуринска Тамбовской области
Трунов Дмитрий Васильевич
I . Введение
Данная программа является продолжением Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Тамбовской области на 2006-2010 годы»
Содержание программы – один из разделов концепции воспитательной системы ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат". В настоящее время, когда всё ещё продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, всё большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством РФ государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2006-2010 годы даёт право учителю, классному руководителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.
Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине.
Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
II .Цели и задачи программы
Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.
Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:
1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения
2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России
4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.
IV . Основные направления реализации программы
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Разработка тем и конструирование содержания курса «Я – гражданин» для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.
1. Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 1-4 классов предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
I ступень – 1 класс – «С чего начинается Родина»
II ступень – 2 класс – «Моя малая Родина»
III ступень – 3 класс – «Россия – Родина моя»
IV ступень – 4 класс – «Я – гражданин России»
2. Обеспечение деятельности по совершенствованию процесса патриотического воспитания:
а) разработка и включение в программу мероприятий, отвечающих интересам воспитанников, соответствующих цели программы
б) использование различных методов, форм, обеспечивающих устойчивый интерес и познавательную активность учащихся
3. Организация работы по созданию банка информационного сопровождения патриотического воспитания:
а) систематизация имеющихся нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по патриотическому воспитанию на различных уровнях
б) разработка и создание локальных актов, обеспечивающих реализацию данной программы
в) создание базы данных из опыта работы педагогического коллектива ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат" по патриотическому воспитанию.
V . Мероприятия по реализации программы
1 класс – «С чего начинается Родина»
№ |
Месяц |
Название |
Форма проведения |
1. |
Сентябрь |
«Символы России» |
Классный час |
2. |
Ноябрь |
«На кого я хочу быть похожим» |
Классный час – вернисаж |
3. |
Февраль |
«Наши папы – защитники Родины» |
Утренник |
4. |
Май |
«День Победы» |
Устный журнал |
2 класс – «Моя малая Родина»
№ |
Месяц |
Название |
Форма проведения |
1. |
Сентябрь |
«Мичуринск знакомый и незнакомый» |
Экскурсии в музеи |
2. |
Октябрь |
«Посмотри, как он хорош, мир, котором ты живёшь!» |
Конкурс стихов и рисунков |
3. |
Ноябрь |
«Летопись природы родного края» |
Классный час |
4. |
Февраль |
«Честь имею» |
Игровая программа |
5. |
Май |
«За мирное детство – спасибо» |
Литературно-музыкальная композиция |
3 класс – «Россия – Родина моя»
№ |
Месяц |
Название |
Форма проведения |
1. |
Сентябрь |
Обычаи и традиции русского народа |
Утренник |
2. |
Ноябрь |
«Русские посиделки» |
Фольклорный праздник |
3. |
Февраль |
«Полководцы и герои» |
Познавательная игра |
4. |
Апрель |
«День космонавтики» |
Классный час |
5. |
Май |
«Подвигу народа жить в веках» |
Литературно – музыкальная композиция |
4 класс – «Я – гражданин России»
№ |
Месяц |
Название |
Форма проведения |
1. |
Сентябрь |
«Ваши права и обязанности, дети!» |
Устный журнал |
2. |
Ноябрь |
«Дорогая моя столица» |
Заочное путешествие |
3. |
Февраль |
«Герои Советского союза – наши земляки» |
Урок Мужества |
4. |
Февраль |
«Защитникам Отечества» |
КВН для мальчиков |
5. |
Май |
«Поклонимся великим тем годам» |
Вахта Памяти |
VI . Прогнозируемый результат воспитания
1. Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребёнком себя гражданином и патриотом своего народа.
2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе.
3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции
Программа
по патриотическому воспитанию
ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат"
«Я – гражданин» на 2007 – 2012 годы
для воспитанников 5-8 классов
I . Введение
Воспитание детей и молодёжи осуществляется в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций.
В то же время высшая цель и благо Отчизны – благополучие людей, и одной из непременных основ этого благополучия является патриотизм каждого человека. Понятие «патриотизм» вновь возвращается в российскую действительность. Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства, констатируется наличие острейших проблем в формировании патриотического самосознания и неотложность их решения на государственном уровне.
В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы патриотического воспитания.
II . Цель и задачи программы
Исходя из общественной проблемы «Формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны», обозначим следующую основную цель программы по патриотическому воспитанию: формирование и развитие таких социально-значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм у воспитанников 5-8 классов.
Реализация данной цели будет способствовать решение следующих задач:
дать учащимся представление о Родине как о месте, где человек родился и познал счастье жизни;
воспитывать любовь к прошлому Родины, к её языку, к её великой культуре, формировать нравственные и эстетические идеалы;
формировать стремление к усвоению правовых знаний, осознание гражданской ответственности;
помочь ребёнку понять ценностную значимость семьи, как ячейки общества, свою роль в ней, ощутить связь с родом, знать свою родословную, воспитывать уважение к родным.
III . Проблематика программы.
Проблема гражданско-патриотического воспитания актуальна в современной России, потому что:
условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания
в настоящий момент Россия переживает духовный кризис; наиболее очевидное проявление кризиса – упадок общественной морали и, как следствие, отсутствие объединяющих общество ценностных ориентиров
утилитаризм, который прежде всего находился на периферии российской культуры, занял одно из центральных мест в системе ценностей
наблюдается рост асоциальных молодёжных объединений
дезинтеграция социальной среды уменьшает значимость коллективной общероссийской идентичности и взаимности её формирования.
Цель будет достигнута, если реальной мотивированной моделью поведения станет осознание общих интересов граждан России, ассоциирование собственных интересов с жизнью всей страны, восприятие образов, символов российского государства как «своих», как части своего «я».
Именно поэтому основная проблема, над которой работает классный руководитель 5-8 классов, определена следующим образом: «Самопознание, саморазвитие и самореализация как средство формирования классного коллектива с высокой гуманистической направленностью, активной жизненной позицией, осознающего социальную и нравственную значимость каждого его члена как граждан великой России».
Для воспитания школьников 5-8 классов значимо, что патриотическое состояние личности актуализируется, если возникают ситуации позитивные, светлые, радостные, если есть удовлетворённость от сделанного, если получена высокая общественная оценка, призывающая к новым патриотическим делам.
Данная программа рассчитана на 4 года и проходит апробацию в ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат"
IV . Основные направления реализации программы.
Инновационные технологии патриотического воспитания предусматривают групповую работу, сюжетно-ролевые и деловые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, круглые столы, моделирование и т.д.
В ходе реализации данной программы по патриотическому воспитанию учащиеся должны знать:
- что такое патриотизм
- нравственные законы социальной жизни
- права ребёнка как гражданина и человека
- символику российской государственности
- традиции и образцы патриотического служения в истории и культуре России
1 блок «Россия – родина моя».
Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. Символика российского государства: герб, гимн, флаг. Родная Тамбовщина, её города и сёла. Знаменитые земляки. Мичуринск, его прошлое и настоящее. История переименования Козлова в Мичуринск. Мичуринск-Наукоград РФ. И.В.Мичурин – учёный-садовод, генетик. Последователи Мичурина, современные учёные – Гудковский, Черненко, Будаговский. Достопримечательности Мичуринска. ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат", система обучения в лицее, известные педагоги и лицеисты. День защитника Отечества в школе.
2 блок «Быть патриотом – значит знать, понимать и любить великую литературу России, её язык».
Язык и традиции. Народные обычаи и обряды. Из истории письменности. Великие лингвисты России. Словари – наши помощники. Своеобразие языка художественной литературы. Наш современник – справедливый, благородный, честный человек – в произведениях литературы (в творчестве А.Алексина, В.Яковлева, А.Шаламова). Патриотизм повести А.Алексина «В тылу как в тылу», нравственная и социальная проблематика повести А.Алексина «Сигнальщики и горнисты».
3 блок «Великие люди России».
Тамбовский губернатор Г.Р.Державин: значение личности, творчество, общественная деятельность. А.С.Пушкин, его связь с Тамбовщиной. Царскосельский лицей, его традиции. Сопоставление лицея 19 века и лицея 21 века. Пушкин в юные годы, его друзья – Пущин, Кюхельбекер, Горчаков. Дружба Пушкина и Баратынского. Баратынский – наш земляк, оригинальный лирик философского склада.
4 блок «Моя семья – моё богатство».
Семья – источник любви, пример взаимной заботы, часть общества, а значит – часть Родины. Родословная, её составляющие. Осознание собственных корней. Понятие фамильной чести. Известные люди рода. Генеалогическое древо. Мой род на службе России. Семейные традиции и праздники.
5 блок «Нормы жизни в обществе».
Понятие права, обязанности и ответственности. Ребёнок и его права. «Международная конвенция о правах ребёнка», её сущность. Права и обязанности воспитанников ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат", Устав ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат". Мораль и право.
V . Мероприятия по реализации программы
1 блок «Россия – родина моя».
урок гражданственности и мира «Будущее России – твоё будущее»
тематический классный час «Земля-краса родной Тамбовщины»
организация и проведение конкурса-выставки «Люблю тебя, мой край родной!»
конкурс рисунков «Лицей – мой дом второй»
ролевая игра «Мичуринск-Наукоград РФ»
тематический классный час «Каким я вижу своё Отечество в будущем?»
урок мужества «Как он был от нас далёк…Великий 1945»
2 блок «Быть патриотом – значит знать, понимать и любить великую литературу России, её язык».
устный журнал «Из истории письменности»
акция «Великие лингвисты России и сохранении и развитии родного языка»
участие в фольклорном празднике «Масленица»
читательская конференция по книге Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»
3 блок «Великие люди России».
беседа «Тамбовский губернатор Г.Р.Державин»
экскурсия в дом-музей им. И.В.Мичурина «Его имя носит наш город»
заочное путешествие «Лицейские годы А.С.Пушкина»
проект «И.В.Мичурин – преобразователь природы»
литературно-музыкальная гостиная «Пушкин и его друзья – лицеисты»
4 блок «Моя семья – моё богатство».
встреча с интересным человеком «Мои родные»
круглый стол «Семейные традиции»
тематический классный час «Семейный альбом»
весёлые старты «Моя семья и спорт»
конкурс проектов «Моя семья летом»
конкурс рисунков «Моя семья – моё богатство»
5 блок «Нормы жизни в обществе».
КТД «Я – личность»
школа правовых знаний «Кто такой гражданин?», «Что такое общество?»
тематические классные часы «Ребёнок и его права», «Мораль и право»
встреча с сотрудниками ИДН «Нормы жизни в обществе: права, обязанность, ответственность»
VI . Прогнозируемый результат.
Воспитанники в результате работы по данной программе по патриотическому воспитанию должны показать следующий результат:
гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность
сформированность у учащихся представления о сущности социальных ролей: настоящий сын бережёт покой родителей, всегда готов помочь старшим в работе по дому; настоящая дочь заботится о благе своей семьи, умеет и любит трудиться
осознание учащимися того, что настоящий гражданин любит свою Родину, сохраняет и преумножает её историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защищать своё Отечество
осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение высокой этикой взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания
осознание учащимися смысла своего существования на планете, любовь и бережное отношение к природе
Программа
по патриотическому воспитанию
ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат"
«Я – гражданин» на 2007 – 2012 годы
для воспитанников 9-11 классов
I . Введение.
Данная программа является продолжением Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" и областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Тамбовской области на 2006 - 2010 годы".
Содержание программы – один из разделов концепции воспитательной системы ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат".
В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д.
В настоящее время, когда всё ещё продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, всё большую роль начинает играть патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнедеятельности, одно из главных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов.
Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детстве. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и всё более осознаётся. Особенно в процессе конкретных видов общественно полезной деятельности. Это чувство является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и стабильности.
Несмотря на актуальность патриотического воспитания в настоящее время, деятельность по данному направлению требует активизации, так как:
наблюдается отсутствие системы работы по возрождению культурных, духовных традиций своей Родины;
не в полную силу решается проблема преемственности поколений;
не на должном уровне проводится подготовка молодёжи к участию в общественно-политической жизни страны, управлению.
II . Цель и задачи программы.
Основной целью программы является создание и совершенствование системы патриотического воспитания в ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат", способствующей формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своей страны.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
становление многосторонне развитого гражданина России в эстетическом, культурном и нравственном отношениях:
- развитие и углубление знаний об истории и культуре своей семьи, родного края, Отечества;
- воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине, активной жизненной позиции;
совершенствование нормативно - правовой и организационно-методической базы функционирования и развития патриотического воспитания в ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат";
обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов.
III . Основные направления реализации программы.
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием учащихся 9-11 классов Мичуринского лицея.
Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания среди старшеклассников предусматривается:
1. Организация работы по формированию гражданской позиции воспитанников, предполагающей гармоничное развитие личности:
а) развитие представлений у учащихся о культурно-историческом наследии, достижениях предшествующих поколений в различных областях деятельности с изучением героических страниц прошлого Отечества и родного края в урочной деятельности;
б) проведение цикла мероприятий «Шаги к Великой Победе» 1 раз в четверть, коллективного творческого дела, посвящённого Дню Победы;
в) работа творческой исследовательской группы «Память», направленная на поиск, изучение, систематизацию и сохранение материалов, представляющих национальную ценность и вызываемых чувство гордости за героическое прошлое Тамбовского края;
г) включение воспитанников в экскурсионный вид деятельности (акцентировать внимание на посещении мест Боевой Славы);
д) проведение ежегодных акций «Поздравляем ветеранов!» (посещение участников боевых действий и тружеников тыла), «Никто не забыт, ничто не забыто!» (поддержание порядка, озеленение в мемориальных комплексах, посвящённых погибшим в годы ВОВ), участие в городском митинге, посвящённом Дню Победы;
е) социальное партнёрство с военно-патриотическим клубом «Патриот», военным комиссариатом г. Мичуринска, воинской частью № , с целью проведения совместных мероприятий;
ж) ежегодный выпуск сборника материалов, отражающих деятельность воспитанников 9-11 классов ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат" по патриотическому воспитанию.
2. Организация работы по созданию банка информационного сопровождения патриотического воспитания:
а) систематизация имеющихся нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по патриотическому воспитанию на различных уровнях;
б) разработка и создание локальных актов, обеспечивающих реализацию данной программы;
в) создание базы данных из опыта работы педагогического коллектива ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат" по патриотическому воспитанию.
3. Обеспечение деятельности по совершенствованию процесса гражданско-патриотического воспитания:
а) разработка и включение в программу мероприятий, отвечающих запросам и интересам воспитанников, соответствующих цели программы;
б) проведение диагностики (в начале и в конце учебного года), выявляющей уровень правовой культуры личности воспитанника и гражданско-патриотической направленности, позволяющей корректировать программу с учётом её эффективности;
в) учитывая возрастные особенности воспитанников, реализацию программы по патриотическому воспитанию необходимо осуществлять посредством активных и интерактивных методов, использованием разнообразных форм, что обеспечит устойчивый интерес и познавательную активность у воспитанников.
IV . Мероприятия по реализации программы.
Месяц |
Мероприятия
в классе |
Мероприятия
в лицее |
9 |
10 |
11 |
Сентябрь |
Входная диагностика «Уровень правовой культуры и гражданско-патриотической направленности
личности старшеклассника» |
Линейка памяти,
посвящённая трагедии Беслана |
Октябрь |
классный час
«Начало ВОВ» |
классный час
«Сталинградская битва» |
классный час
«Битва за Кавказ и Крым» |
Акция «Поздравляем ветеранов» |
Ноябрь |
Экскурсии по местам боевой Славы: Москва, Волгоград, Тула, Санкт-Петербург, Воронеж |
Работа исследовательской группы «Память» |
Декабрь |
классный час
«Битва за Киев» |
классный час
«Оборона Севастополя» |
классный час
«Курская битва» |
|
Январь |
Посещение воинской части |
|
|
Интеллектуальный турнир «Шаги к Великой Победе» |
Февраль |
классный час
«Ленинградская битва» |
классный час
«Битва за Днепр» |
классный час
«Разгром на востоке» |
Работа исследовательской группы «Память» |
|
Встреча с ветеранами ВОВ, боевых действий в Афганистане |
|
Спортивно-развлекательная программа «От рядового до генерала» |
Март |
Читательские конференции, круглые столы, диспуты
«Нам эти годы забывать нельзя» |
Встреча с сотрудниками военного комиссариата |
|
Апрель |
классный час
«Битва за Москву» |
классный час
«Смоленское сражение» |
классный час
«Берлинская операция» |
Акция «Зелёный обелиск» |
Операция «Ветеран живёт рядом» |
Работа исследовательской группы «Память» |
Май |
Выходная диагностика «Уровень правовой культуры и гражданско-патриотической направленности личности старшеклассника»
Выпуск информационного сборника материалов по патриотическому воспитанию |
Участие в городском митинге, посвящённом Дню Победы
КТД «Никто не забыт, ничто не забыто»
|
Июнь |
|
Организация туристических походов совместно с клубом «Патриот» |
|
Список литературы
1. Вершловский С.Г. Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании. С.Пб - 2005г.
2. Государственная Программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»
3. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
4. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике . Москва. ИКЦ. 2005г
5. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Ростов н/Д, « МАрТ»2002г.
6. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения . ж.Педагогика и жизнь №5 - 2006г.
7. Палева З.Г. Справочник объединений, занимающихся гражданским и военно-патриотическим воспитание м молодежи . Сыктывкар Министерство образования и высшей школы Республики Коми.
|