Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Проект "РОС-Т"
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
Научный центр "Здоровое Детство" РАМН
Российское общество социологов
Московский государственный педагогический университет

Социально-оздоровительная технология: "Здоровый дошкольник"
(Научно-практическая школа оздоровления детей им. проф. д. мед. наук Змановского Ю.Ф.)

Пройти дистантный (заочный) курс обучения - 164 часа

Основные особенности технологии:

1) Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии "здоровый образ жизни" ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.
2) Наличие физиологического обоснования в каждом из разделов программы наряду с учетом ряда закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.
3) Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном и добросовестном выполнении рекомендаций.
4) В ряде разделов программы предусмотрен учет климато-географических и экологических особенностей региона.

Основные разделы:

1) определение понятийного аппарата ("Здоровье", "Здоровый дошкольник", "Воспитательно-оздоровительная работа" и т.д.);
2) диагностика состояния здоровья;
3) - физическое развитие и двигательная подготовка детей;
- организация двигательной активности (ДА);
4) эффективное закаливание (Э3);
5) психогигиена в ДУ;
6) рациональное питание;
7) оздоровительный режим.

1) В программе дано комплексное "физиологическое" определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект. Комплексное определение здорового ребенка дошкольного возраста включает большой набор характеристик - жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным внешнесредовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности и т.д.

2) Диагностика включает четыре раздела: определение физического развития с учетом международных индексов, двигательной подготовленности, включая оригинальный тест на оценку общей выносливости, характеристику субъективных и объективных (шесть параметров) критериев здоровья. Доказано, что эти показатели связаны с психическим здоровьем детей, их физическим развитием и двигательной подготовленностью.
В комплекс антропометрических показателей, регистрируемых медицинским персоналом дошкольного учреждения, включены определения длины и массы тела, а также индексов: отношений длины тела к возрасту, массы тела - к возрасту и массы - к длине. Последний показатель отражает гармоничность физического развития ребенка. Наличие этих параметров обеспечивает возможность их сравнения с международными стандартами, показателями по таблицам, периодически издающимися Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Тесты по характеристике двигательной подготовленности, определяемые специалистами по физической культуре и воспитателями, включают стандартные параметры: бег на 10-30 м/сек, прыжки в длину с места в см, метания (160-300 г) правой (левой) рукой в м. В этот набор входит также тест на общую "выносливость": дистанция в метрах, которую ребенок пробегает со скоростью 1,0-1,2 м/сек (2 коротких шага в 1 сек) до появления одного из признаков начинающегося утомления - изменения ритма дыхания, нарушений перекрестной координации между этим показателем и состоянием соматического здоровья ребенка. Чем больше пробегаемая дистанция, тем реже возникают респираторные заболевания. В комплекс "субъективных", или психолого-педагогических, критериев здоровья входит большой набор поведенческих и личностных характеристик ребенка (жалобы, раздражительность, утомляемость и т.д.), отмеченных воспитателями вместе с родителями. Объективными критериями состояния ребенка, его здоровья, определяемыми медиками и педагогами детского сада, являются масса тела, частота сердечных сокращений (в покое, при стандартных пробах и ежедневных физических нагрузках), показатели артериального кровяного давления, пробы с задержками дыхания на выдохе и вдохе в сек, околосуточные показатели температуры тела, индивидуальная продолжительность сна детей. В диагностический комплекс включены проявления биоритмологического профиля ребенка по околосуточной динамике умственной (основной параметр), физической работоспособности и эмоциональной реактивности. Эти показатели определяются педагогами при взаимодействии с родителями. Тестирование проводится в начале, середине (по отдельным параметрам) и в конце учебного года.

3) В разделе программы ОВР, относящейся к организации двигательной активности детей ведущим показателем является преобладание циклических, преимущественно беговых управлений во всех видах двигательной деятельности детей. Основная форма этой деятельности - подвижные игры достаточной продолжительности и интенсивности с обязательным музыкальным сопровождением. Именно эти упражнения и особенно их комбинации (бег, плавание, велосипед, минибаскетбол, аэробика и т.д.) обеспечивает эффективное оздоровление и физическое развитие детей. Основные требования к занятиям, которые должны проводиться подготовленными по теории и практике физической культуры специалистами при обязательном участии воспитателей - систематичность с постепенным усложнением упражнений и повышением требований к качеству их выполнения, для чего целесообразно использовать концентрический способ подбора упражнений. При проведении ряда занятий в зале детей обучают приемам мышечного расслабления. Действенным средством повышения двигательной активности детей являются "домашние занятия" для родителей по выполнению физических упражнений с детьми в выходные и праздничные дни.

4) Исключительно важным разделом является закаливание, теоретическому обоснованию которого и их практической реализации было уделено большое внимание, что объясняется большой распространенностью респираторных заболеваний у детей раннего и дошкольного возраста в наше стране. Нами разработана и внедрена в практику система эффективного заваливания. Научным обоснованием этого раздела программы является подход к закаливанию как к тренировке системы терморегуляции. Даются определения физической и химической терморегуляции, их основных механизмов у взрослого человека и особенностей формирования в онтогенезе. К сожалению, отсутствие таких знаний у персонала детских садов и тем более - у родителей приводит к неправильным представлениям о сущности и методах закаливания, чем и объясняется в значительной степени его частная недостаточная эффективность. В нашей программе закаливание рассматривается как система оздоровительно-профилактических воздействий, реализуемая таким образом, чтобы каждый момент пребывания ребенка в детском саду (и желательно - в домашней обстановке) характеризовался как благоприятный для становления аппарата физической терморегуляции (терморецепторы и сосуды кожи и подкожной клетчатки), плохо функционирующей в периодах раннего и дошкольного детства. Обязательным условием эффективного закаливания является, прежде всего, наличие у детей неперегревающей одежды на открытом воздухе и в помещениях. Основное правило ее использования - соответствие погоде на данное время дня, а не сезону, как указано в соответствующих пособиях. Ребенок, находящийся на открытом воздухе, должен быть одет так, чтобы при отсутствии движений он испытывал ощущение зябкости. В помещениях не следует надевать на ребенка шерстяные фуфайки и колготки, надо устранить чепчики, теплые шарфы, закрывающие уши. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений. Другим обязательным условием закаливания является поддерживание определенной температуры воздуха в помещениях, не превышающей +18- +20о С, так как при более высокой сверхкомфортной температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются и создаются условия для возникновения респираторных заболеваний. Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком, при соблюдении постепенности в его интенсивности и продолжительности. Применение специальных температурных закаливающих процедур составляет сущность активного закаливания. Наряду с традиционными принципами использования, сформулированными еще в начале нашего века Г.Н. Сперанским (систематичность и последовательность, учет индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья, наличие положительных эмоций у детей при процедурах и др.), нами выдвинут в качестве ведущего физиологически обоснованный принцип температурных, т.е. не только холодовых, но и тепловых, воздействий. В программе подробно описываются два основных метода контрастного закаливания, которые могут использоваться как в дошкольных учреждениях, так и в домашних условиях. В этом разделе программы приводятся краткие сведения о традиционных методах закаливания: обтираниях, обливаниях, полосканиях горла и т.п., видах и способах массажа, о различных методиках обучения дыханию. Отдельный подраздел посвящен особенностям закаливания и оздоровления часто болеющих детей, нуждающихся в реализации индивидуального щадящего подхода.

5) Сформулированы и внедряются в практику ДУ средства и методы для улучшения психического здоровья детей.
Основные принципы:
I. Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей.
2. Применение психолого-педагогических приемов, доступных педагогам ДУ, направленных н исправление и предупреждение нежелательных адекватных проявлений.
3. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в распорядке дня каждого ребенка.
4. Создание благоприятного психологического климата в ДУ.
5. Обучение детей приемам мышечного расслабления - базового условия для аутогенной тренировки,
6. Организация комнат "психологической разгрузки" в ДУ.
7. Использование личностно-ориентированных и по возможности психоаналитических бесед для психокоррекции.
8. Рациональное применение "музыкотерапии" для нормализации психоэмоционального состояния детей.

В теоретическом введении раздела подчеркивается ведущее значение периодов раннего и дошкольного детства и формирования мозговой основы психической деятельности. Даётся определение психогигиены как науки, изучающей методы и условия сохранения и улучшения нервно-психического здоровья с помощью психолого-педагогических средств и методов. Приводятся основные принципы психогигиены ребенка - по Е.А. Аркину, В.М. Бехтереву, В.А. Сухомлинскому, заключающиеся в создании условий для преобладания у детей чувств жизнерадостности и бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности, уважения к людям и самоуважения, полноты жизни, увлекательной деятельности. Ведущая основа психогигиенического подхода - комплекс таких душевных качеств педагога (и родителя), как любовь, ласка и внимание к детям. Задачей психокоррекции является купирование (прерывание своевременным лечением) нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы. Обосновывается положение о том, что каждый дошкольный педагог должен быть психогигиенистом и уметь применять в своей практической деятельности некоторые психокоррекционные методы.

В разделе приводятся основные сведения о психокоррекционных средствах и методах, доступных для воспитателей ДОУ. Прежде всего, это индивидуальные беседы с ребенком, которые требуют предварительной подготовки и сценария, которые должны проводиться без свидетелей, с чувствами доверия и симпатии к переживаниям ребенка. Эффективным психокоррекционным средством могут быть игры, в первую очередь подвижные, с преобладанием циклических (беговых и прыжковых) упражнений и способствующие появлению положительных эмоций. Сходное действие оказывают сюжетно-ролевые, игры-драматизации, и особенно режиссерские игры. Последние имеют наибольший эффект у детей с выраженными аффективными проявлениями. Для диагностики и коррекции нервно-психической сферы детей могут успешно применяться продуктивные виды деятельности, в первую очередь рисование с использованием известных заданий: "нарисуй папу; маму; семью; группу". Восприятие детьми картин выдающихся художников также должно входить в арсенал психокоррекционных методов. В комплексе этих средств и методов важнейшая роль принадлежит музыке, прежде всего классической, которая, как доказано в последние годы, может оказывать выраженное психо-эмоциональное оздоровительное влияние в детских садах. Многие виды деятельности детей: утреннюю зарядку, занятия по образовательной программе и физической культуре, прогулки - следует проводить с музыкальным сопровождением.

6) Важным разделом ОВР является и обеспечение полноценным питанием детей. Однако, основные задачи при этом решаются медицинским персоналом и работниками пищеблоков, которые должны готовить рацион детей исходя не только из общеизвестных концепций сбалансированности калорийного питания, но и новейшей теории адекватного питания. обеспечение рационального питания детей. Теоретическая часть этого раздела содержит общие положения концепции сбалансированного калорийного питания в новейшей теории адекватного питания, одним из создателей которой был А.М. Уголёв. Излагаются "золотые" правила приготовления пищи, одобренные Всемирной организацией здравоохранения: выбор продуктов, обработанных с помощью современных технологий безопасности, тщательный прогрев пищи, правильное ее хранение и т.д. Согласно концепции адекватного питания, пищевой рацион должен соответствовать характеру обмена веществ в организме и особенностям переработки пищи в желудочно-кишечном тракте; подбор продуктов должен соответствовать естественной технологии ассимиляции (усвоения) пищи. В соответствии с этой концепцией изменяется технология изготовления пищевых продуктов: исключаются "жесткие" методы обработки продуктов питания (жарение, пассерование, тушение, запекание), ограничивается тепловой поток и время нагрева, овощи и фрукты потребляются преимущественно в естественном виде и т.д.

7) Создание условий для оздоровительных режимов детей. Теоретическим обоснованием необходимости выполнения определенного распорядка для ребенка является биоритмология, предмет которой составляет изучение циклических процессов в живых организмах. Именно наличие цикличности в деятельности всех физиологических систем, биохимических процессах и проявлениях психических функций создает возможности для совершенной адаптации в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, что особенно важно для растущих организмов. Каждый педагог, как и родитель, в поисках наиболее эффективного оздоровительного режима должен создавать возможности для реализации в повседневной жизни ребенка следующей триады: достаточной двигательной активности с преобладанием циклических упражнений, достаточной умственной нагрузки и превалированием положительных эмоциональных впечатлений. Оздоровительный режим носит в целом динамичный характер и включает стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи (желательно четырёхразовое), укладывание на дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Все остальные компоненты режима - альтернирующие. Важнейшее условие оздоровительного режима - достаточный, не укороченный и не излишний по длительности дневной и ночной сон.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение