Особенности позиции
практического психолога
по отношению к клиенту
Вперед
В начало статьи
Психолог и педагог-воспитатель.
Второй, с кем важно сравнить позицию
практического психолога по отношению к его
клиенту, это педагог-воспитатель. Пожалуй,
не клиент путает нас с воспитателем, чаще
это делает наш работодатель — в школе, в
детском саду. Важно сравнить психолога
именно с педагогом-воспитателем, так как с
педагогом преподавателем нас, пожалуй, не
путают, или это не так важно: мы можем быть и
преподавателями.
Так вот, и здесь мы бы хотели
сформулировать жестко: психолог ни в коем
случае не воспитатель! Где бы мы ни работали
— в школе, в детском саду или в
психологической консультации, мы ни в коем
случае не должны воспитывать своего
клиента. Пусть это делают профессионалы,
специально подготовленные к этой нелегкой
деятельности. Если психолог и занимается
воспитанием, то только как человек (отец,
взрослый), а не как психолог. Совмещать эти
две позиции тоже не здорово, именно поэтому
странный современный гибрид “педагог-психолог”
вызывает у многих идиосинкразию.
Здесь тоже требуются пояснения.
Введем и позицию педагога-воспитателя по
отношению к его клиенту (последнее не
очевидно: а имеет ли воспитатель клиента, то
есть ли здесь отношения добровольности? Как
ни трудно это допустить для нас, выросших в
тоталитарном обществе с тоталитарным
воспитанием, постараемся усилием мысли это
сделать) через описание ведущей
деятельности и онтологической категории. С
учетом выбранного нами уровня абстракции и
по тактическим соображениям начнем с
онтологической категории.
Нам кажется, что наиболее
правдоподобным здесь является утверждение,
что онтологической категорией, сквозь
которую воспитатель как бы видит своего
воспитанника, является категория идеала. В
самом деле, как бы ни разнились идеалы
педагогов-антропософов, педагогов-православных,
педагогов-коммуниистов, педагогов-буддистов
и пр., воспитывать без идеала, пожалуй,
нельзя. Идеал — это действительно то,
сквозь что воспитатель видит своего
воспитанника, специально смотрит на
воспитанника.
Так вот: психолог не воспитатель
именно потому, что в своей работе с клиентом
практический психолог отказывается от
взглядов на клиента через призму сколь
угодно разветвленной, изощренной,
избыточно полной и пр. системы идеалов.
Практический психолог всеми силами, на
уровне принципов своей работы,
отказывается от исповедывания
представлений об некоторых идеальных типах
личности. Велик соблазн использовать эти
идеальные представления в работе с
клиентом… Но как раз это и есть переход в
позицию воспитателя.
Позиция воспитателя не просто
подразумевает смотрение на клиента через
призму идеалов личности, она подразумевает
в качестве неотъемлемого, атрибутивного
своего содержания особую деятельность —
деятельность оценивания, сравнения
личности с заданным идеалом. Мы не можем
сформулировать полной гипотезы о ведущей (в
выше указанном нами смысле) деятельности
воспитателя по отношению к клиенту-воспитаннику,
но для нас несомненно, что оценка является
одной из важнейших составных частей такой
деятельности, если даже не ее клеточкой,
генетическим ядром. Как бы ни были различны
сами приемы и методы воспитания,
воспитывать — это значит сравнивать с
идеалом, вести к идеалу, подталкивать,
заманивать идеалом.
Отказ от исповедывания
представлений об идеальных личностях
связан с отказом от оценочной позиции по
отношению к клиенту. Не оценивай клиента,
принимай его таким, каков он есть, — принцип
многих современных направлений
практической психологии. Именно здесь
граница между работой воспитателя и
работой практического психолога: один не
может не оценивать, второй старается как
можно полнее отказаться от этого.
Несомненно, психолог имеет достаточно
подробные представления о типах личности,
акцентуациях характера и личности,
возрастных нормативах адаптированности
личности и пр., но сидящего перед собой
клиента он должен уметь принимать, понимать
и любить таким, каков он есть, а не через
призму отношения к идеалу.
Более того, в ведущую
деятельность воспитателя кроме действия
сравнения с идеалом, несомненно, входят и
действия поощрения и наказания. Психолог не
должен быть включен в педагогическую
систему поощрения и наказания — это не его
дело.
Конечно, и здесь въедливый
читатель скажет, что хороший воспитатель
тоже и понимает, и принимает, и любит своего
воспитанника. Может быть и так, но мы ведь
говорим о воспитателе стандартном,
ортодоксальном, обычном, из обычной
современной школы или детского сада.
Это такой-то любит и принимает
своего воспитанника? Сомневаемся… Что же
касается указания на педагогов-новаторов,
педагогов от Бога, то смеем утверждать, они
многое взяли у современной гуманистической
психологии. С ними практические психологи
“одной крови”.
Пример 2. Одна наша недавно
защитившаяся дипломница со спецфакультета
по подготовке школьных психологов
рассказала нам такую историю. Два года
учебы в Московском университете убедили ее
в том, что позиция психолога в школе
существенно разнится с позицией педагога.
Имея за плечами большой педагогический
опыт, житейскую мудрость и достаточную
гибкость, женщина все же решила для себя,
что она не вернется на работу в родную школу.
Там слишком многое связывало ее с позицией
педагога. Она же была готова попробовать
себя в чистой позиции практического
психолога. Пошла в одну из соседних школ.
Как водится, с ней беседует директор школы и
спрашивает, что она умеет и на что
рассчитывает. Диплом Московского
университета, хороший стаж предыдущей
работы… В общем, директор школы предложил
ей должность заместителя директора по
воспитательной работе. Женщина обиделась;
все ее доводы, что психолог не воспитатель,
встретили непонимание директора.
Наученная горьким опытом,
женщина пошла устраиваться на работу в
третью школу. Здесь, перечисляя директору
свои умения, она, среди прочего, —
смирившись — сказала, что готова взяться и
за воспитательную работу с детьми. Этому
удивился уже директор: “У меня тридцать три
учителя занимаются воспитательной работой.
Что будете делать вы как психолог, а не как
воспитатель?”
Вперед
В начало статьи
|