Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Методическая копилка

“Внутренняя политика России в годы царствования Александра III”
(Урок истории в 10 классе)

В начало статьи

Рабочий лист № 2

1. Ознакомьтесь с изложенными в документе взглядами К.П. Победоносцева. Охарактеризуйте их.

2. Что дает автору возможность называть идею парламентаризма “великой ложью” того времени? В чем вы согласны и в чем не согласны с ним, почему?

3.Какое значение, по вашему мнению, могла иметь государственная деятельность выразителя этих идей для России последней четверти XIX века?

4. Один из современников остроумно заметил, что К.П. Победоносцев стремился “подморозить Россию”. Предложите толкование этого выражения и сопоставьте его с основными идеями документа; подтвердите или опровергните данное суждение. Какое мнение об обер-прокуроре сложилось у вас после сообщения и работы с документами? (Задание повышенной сложности.)

Документ

К.П. Победоносцев

Фрагмент “Московского сборника”.

Глава “Великая ложь нашего времени”

Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей.

По теории парламентаризма, должно господствовать разумное большинство; на практике господствуют пять–шесть предводителей партии; они, сменяясь, овладевают властью. По теории, убеждение утверждается ясными доводами во время парламентских дебатов; на практике — оно не зависит нисколько от дебатов, но направляется волею предводителей и соображениями личного интереса. По теории, народные представители имеют в виду единственно народное благо; на практике — они, под предлогом народного блага и на счет его, имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории — они должны быть из лучших, излюбленных граждан; на практике — это наиболее честолюбивые и нахальные граждане. По теории — избиратель подает голос за своего кандидата потому, что знает его и доверяет ему; на практике — избиратель дает голос за человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натвержено ему речами и критиками заинтересованной партии. По теории — делами в парламенте управляют и двигают опытный разум и бескорыстное чувство; на практике — главные движущие силы здесь — решительная воля, эгоизм и красноречие.

Вот каково, в сущности, это учреждение, выставляемое целью и венцом государственного устройства. Больно и горько думать, что в земле Русской были и есть люди, мечтающие о водворении этой лжи у нас; что профессоры наши еще проповедуют своим юным слушателям о представительном правлении как об идеале государственного учреждения; что наши газеты и журналы твердят об нем в передовых статьях и фельетонах, под знаменем правого порядка; твердят — не давая себе труда вглядеться ближе, без предупреждения, в действие парламентской машины. Но уже и там, где она издавна действует, — ослабевает вера в нее; еще славит ее либеральная интеллигенция, но народ стонет под гнетом этой машины и распознает скрытую в ней ложь.

Каждая политическая партия одержима стремлением захватить в свои руки правительственную власть и к ней пробирается. Глава государства уступает политической партии, составляющей большинство в парламенте; в таком случае министерство образуется из членов этой партии и, ради удержания власти, начинает борьбу с оппозицией, которая усиливается низвергнуть его и вступить на его место. Но если глава государства склоняется не к большинству, а к меньшинству и из него избирает свое министерство, в таком случае новое правительство распускает парламент и употребляет все усилия к тому, чтобы составить себе большинство при новых выборах и с помощью его вести борьбу с оппозицией. Сторонники министерской партии подают голос всегда за правительство; им приходится во всяком случае стоять за него — не ради поддержания власти, не из-за внутреннего согласия в мнениях, но потому, что это правительство само держит членов своей партии во власти и во всех сопряженных со властью преимуществах, выгодах и прибылях. Вообще — существенный мотив каждой партии — стоять за своих во что бы то ни стало, или из-за взаимного интереса, или просто в силу того стадного инстинкта, который побуждает людей разделяться на дружины и лезть в бой стена на стену. Очевидно, что согласие в мнениях имеет в этом случае очень слабое значение, а забота об общественном благе служит прикрытием вовсе чуждых ему побуждений и инстинктов. И это называется идеалом парламентского правления. Люди обманывают себя, думая, что оно служит обеспечением свободы. Вместо неограниченной власти монарха мы получаем неограниченную власть парламента, с тою разницей, что в лице монарха можно представить себе единство разумной воли; а в парламенте нет его, ибо здесь все зависит от случайности, так как воля парламента определяется большинством; но как скоро при большинстве, составляемом под влиянием игры в партию, есть меньшинство, воля большинства не есть уже воля целого парламента: тем еще менее можно признать ее волею народа, здоровая масса коего не принимает никакого участия в игре партий и даже уклоняется от нее.

Завершая обсуждение, учитель отмечает, что изменение внутриполитического курса очевидно, и предлагает учащимся, привлекая полученные в ходе урока знания, установить причины этих изменений (учащиеся в ответах отмечают особенности воспитания царя, воздействие на него событий 1 марта 1881 года, влияние Победоносцева и др.)

Следующий этап урока посвящается подробному изучению политики контрреформ и сопоставлению ее с политикой предыдущего царствования. Учитель отмечает, что в научной среде вопрос о термине “контрреформы” является дискуссионным. В отличие от реформ (преобразований), контрреформы — ликвидация реформ предыдущего царствования.

Несмотря на дискуссионность термина, он используется в учебной литературе для обозначения тенденции, преобладающей в политике определенного периода.

Задача этого этапа работы — сопоставить политику Александра III и его предшественника.

Учащимся предлагается задание для самостоятельной работы с фрагментом параграфа учебника (рабочий лист № 3; задание выполняется в тетради).

Первичное ознакомление с текстом параграфа, произведенное на предыдущем этапе урока, сделает работу школьников менее сложной и менее продолжительной, а также позволит рассмотреть и воспринять одни и те же события в ином аспекте.

Рабочий лист № 3

Задание
Сопоставьте мероприятия, проведенные при Александре II и при Александре III. В каких вопросах Александр III выступил преемником Александра II? Предложите объяснение и дайте оценку мерам, предпринятым Александром III.

Заполните таблицу

Александр II

Вопросы для сопоставления

Александр III

1. Государственное устройство и местное управление

2. Социальная политика

3. Просвещение и печать

4. Экономическая политика

5. Национальная политика

Подводя итоги обсуждения, учитель отметит, что начавшаяся консервация и усечение реформ сильнее всего затронули социально-политическую и культурную сферы, наименее — экономическую. Однако следует иметь ввиду, что и преемник Н.Х. Бунге — И.А. Вышнеградский, и С.Ю. Витте пытались приспособить экономическую политику к общеполитической доктрине царствования Александра III, в частности — усилить государственное вмешательство в хозяйственную жизнь страны.

Обсуждение экономической политики уместно сопроводить заранее подготовленным сообщением, посвященным наиболее ярким деятелям той эпохи, что способствует персонализации истории, делает предмет увлекательнее.

В сообщении учащегося обращается внимание на то, что в окружении Александра III последним влиятельным защитником идеалов 1860-х годов оставался, пожалуй, лишь Николай Христианович Бунге.

Н.Х. Бунге (1823–1895) был известен как крупный государственный деятель, имевший программу государственного переустройства. Склонность к компромиссам и высокий профессионализм позволили ему в 80-е годы сохранить за собой пост министра финансов. Еще при Александре II Бунге предложил систему мер для поднятия народного хозяйства страны, выступал инициатором разработки фабрично-заводского законодательства, настаивал на создании условий для повсеместного учреждения акционерных коммерческих банков. В 80-е годы Н.Х. Бунге активно выступал за ограниченное развитие промышленности наряду с развитием капиталистических отношений в деревне и связывал улучшение экономической жизни страны с необходимостью изменений в системе государственного управления. Сам Бунге, однако, не ставил вопрос о радикальных государственных преобразованиях. Значительное место в его программных изысканиях занимало усовершенствование системы народного образования, повышение народного благосостояния и улучшение финансовой системы. Многое из намеченного Бунге удалось реализовать. В частности, было принято фабрично-заводское законодательство, отменена подушная подать, стабилизировано денежное обращение, созданы Крестьянский поземельный банк и Государственный Дворянский земельный банк для кредитования народного хозяйства.

Осенью 1885 года идеологи контрреформ М.М. Катков и К.П. Победоносцев, в основе экономической политики которых лежала мысль об укреплении самодержавной власти с помощью развития национальной промышленности, развернули кампанию против Бунге, завершившаяся в декабре 1886 года его отставкой и назначением на пост министра финансов профессора механики, директора Петербургского технического института Ивана Александровича Вышнеградского, который был вынужден продолжить линию своего предшественника. Многие идеи Н.Х. Бунге были заимствованы и проведены в жизнь сменившим Вышнеградского С. Ю. Витте, который оказался основной фигурой среди реформаторов конца XIX–начала XX века. (На этом занятии возможно ограничиться указанием на значимость реформаторской деятельности и самой личности С.Ю. Витте. Подробному изучению деятельности Витте будет посвящен специальный урок — “Исторический портрет С.Ю. Витте”.) Обсуждение таблицы позволяет увидеть, в чем конкретно состояло отступление от курса “великих реформ”.

В целях закрепления и обобщения полученных знаний учащимся предлагается на выбор система разноуровневых заданий.

Задания на закрепление и обобщение пройденного на уроке

Задание 1
В исторической науке имеет место мнение, что особенности воспитания, черты личности монарха — его ум и образованность, нравственность и способности — влияли на проводимую им внутреннюю и внешнюю политику не меньше, чем настроения масс или борьба общественных группировок. Используя конкретные факты из истории России изучаемого периода (80–90-е гг. XIX в.), подтвердите или опровергните это мнение.

Задание 2
Вновь обратитесь к оценке императора Александра III современниками и историками, но теперь предложите уже свою собственную обоснованную оценку.

Задание 3
В дореволюционной леволиберальной и советской исторической литературе личность и правление Александра III получили исключительно отрицательные отзывы. Чем, на ваш взгляд, объясняется столь категоричная оценка?

Задание 4
В каких, на ваш взгляд, мероприятиях Александра III наиболее проявилось влияние К.П. Победоносцева?

Задание 5
Прочитайте документы. Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что Александр III правил, как завещал отец? Аргументируйте свое мнение.

Документ 1

Из завещания Александра II

Заклинаю не забывать никогда слов дедушки (Николая I), которые я часто повторял, что вся жизнь должна быть посвящена службе России и ее государю… Я уверен, что сын мой, император Александр Александрович, поймет всю важность и трудность высокого своего призвания и будет и впредь во всех отношениях достоин названия честного человека, которым величал его покойный старший брат его. Да поможет ему Бог оправдать мои надежды и завершить то, что мне удалось сделать для улучшения благоденствия дорогого нашего Отечества. Заклинаю его: не увлекаться новыми теориями, печься о постоянном его развитии, основанном на любви к Богу и его законах, он не должен забывать, что могущество России основано на единстве государства, а потому все, что может клониться к потрясению его единства, к отдельному развитию различных народностей, для него пагубно и не должно быть допускаемо.

Документ № 2

“Я принимаю венец с решимостью. Буду пытаться следовать отцу моему и закончить дело, начатое им”. (Из обращения Александра III к высшим государственным сановникам и придворным 2 марта 1881 года.)

Подводя итоги урока, учитель обратит внимание учащихся на то, что названные в ходе урока перемены в развитии России были (как и либеральные реформы 60–70-х гг.) частью общеевропейских явлений. Известный английский историк Кинсли в книге “Кембриджская новая история” отмечает, что в 80–90-е годы XIX века по всей Европе наблюдается постоянный дуализм, который заключался в одновременном сосуществовании полярных процессов: шаг навстречу интеграции мировой экономики — и острая реакция на введение протекционистских тарифов; улучшение жизненных условий — и социальная деградация вплоть до голода; быстрые перемены в обществе — и застой во внутренней политике вплоть до реакции; распространение демократических настроений — и усиление репрессивных функций государства; международный мир — но вооруженный мир; интеллектуальный и культурный взлет, который вел одновременно к триумфу просвещения и к эстетике отчаяния эпохи модерна. Россия по-своему участвовала в этом процессе. Это был период освоения содеянного, время оснащения общества некоторыми предохранительными клапанами. Несмотря на достижение некоторой стабильности, незавершенность реформаторского процесса сохраняла основу для будущих революционных потрясений. Попытки консерваторов остановить преобразования не дали должного результата.

В силу того, что новый материал был в полном объеме проработан на уроке, учитель предлагает дома доработать материал тем учащимся, уровень учебной деятельности которых не отвечает предъявленным требованиям. В конце урока учитель оценивает индивидуальную работу учащихся и работу в микрогруппах, выставляет отметки.

В начало статьи


Статья напечатана в журнале "Образование в современной школе", 2002, №11


E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение