номера
уроков
|
темы уроков
|
работа на уроке и домашнее задание
|
9 класс
|
Окружающая среда и здоровье человека
|
Введение
|
1
|
Здоровье человека и действующие на него факторы
|
Подготовить сообщения
|
2
|
Причины ухудшения здоровья в современных условиях
|
Подготовить сообщения
|
3
|
Обзор новых разделов экологии
|
Подготовить сообщения о различных разделах
экологии
|
Наследственные факторы здоровья
|
1
|
Понятие наследственности и действующие на нее факторы
|
Ответы на вопросы
|
2
|
Наследственные и врожденные заболевания, их особенности
|
Подготовить сообщения
|
3
|
Влияние загрязнений на увеличение числа наследственных
и врожденных заболеваний
|
Подготовить сообщения
|
4
|
Проблема сохранения экологической чистоты воды и продуктов
потребления, их производства и сохранения
|
Подготовить сообщения
|
5
|
Возможные пути лечения и предупреждения врожденных
и наследственных заболеваний
|
Подготовить сообщения
|
Биотехнология
|
1
|
Биотехнология как наука; разделы, сферы исследования,
ее связь с экологией
|
Подготовить сообщения, о различных разделах
биотехнологии
|
2
|
Краткая история биотехнологии
|
Ответы на вопросы
|
3
|
Биотехнология в сельском хозяйстве
|
Ответы на вопросы
|
4
|
Достижения и проблемы биотехнологии в производстве
|
Ответы на вопросы
|
5
|
Биотехнология в медицине
|
Ответы на вопросы
|
6
|
Экологические и нравственные проблемы генной и клеточной
инженерии
|
Ответы на вопросы
|
7
|
Проблемы и перспективы клонирования
|
Ответы на вопросы
|
8
|
Достижения и перспективы бионики
|
Подготовить сообщения
|
Городская среда как источник экологических
проблем
|
1
|
Загрязнение окружающей среды в городских условиях,
источники загрязнения
|
Ответы на вопросы
|
Видеоэкология
|
2
|
Агрессивные видеополя, их влияние на психику человека
(просмотр видеофильма “Видеоэкология”)
|
Подготовить разработки по дизайну помещений
разного назначения, лишенных агрессивных видеополей.
Ответы на вопросы к фильму
|
3
|
Сравнительная характеристика природной и городской
визуальной среды
|
Ответы на вопросы
|
4
|
Возможные способы решения проблемы агрессивных видеополей
(защита проектов)
|
|
Другие типы загрязнений окружающей среды
в городе
|
1
|
Город как источник загрязнения окружающей среды
|
Ответы на вопросы
|
2–3
|
Влияние шумовых, радиоактивных и электромагнитных загрязнений
на здоровье
|
Ответы на вопросы
|
4
|
Психологическое состояние общества как фактор окружающей
среды
|
Заполнение и анализ анкеты
|
5
|
Экологические причины некоторых профессиональных
заболеваний
|
Подготовить сообщения, предложить способы
охраны здоровья
|
6
|
Проблема загрязнения городской среды бытовыми отходами
|
Ответы на вопросы
|
7
|
Городской транспорт как основной источник загрязнения
|
Ответы на вопросы
|
8
|
Возможные пути решения экологических проблем города
|
Предложить свои проекты
|
10 класс
|
Общество и окружающая среда
|
Основы социоестественной истории
|
1
|
Возникновение СЕИ как ответа на необходимость решения
экологических проблем
|
Ответы на вопросы
|
2
|
Пространство и время с экологической точки зрения
|
Ответы на вопросы
|
3
|
Этапы социоестественной истории, важнейшие аксиомы
и правила
|
Ответы на вопросы
|
4
|
Ландшафт и этнос: физический и духовный ландшафт
|
Ответы на вопросы
|
5
|
Влияние условий среды на устойчивость этнических систем
|
Ответы на вопросы
|
6
|
Возможность изменения условий под действием антропогенных
факторов. Человек — природа — социум: соотношение на
разных этапах развития человечества
|
Ответы на вопросы
|
7
|
Кризис цивилизации, социально-экологическая стабильность
и социально-экологический кризис
|
Ответы на вопросы
|
8
|
Морально-этические нормы экологических взаимоотношений.
Законы Барри Коммонера
|
Ответы на вопросы
|
Социальная экология
|
Человечество в экосистеме земли
|
1
|
Человек — биосоциальный вид. Два взгляда на окружающий
мир
|
Ответы на вопросы
|
2
|
Две точки зрения на историю развития экологических
связей человека: эволюционисты и креационисты, доводы
за и против
|
Ответы на вопросы
|
3
|
Современные отношения общества и природы
|
Ответы на вопросы
|
4
|
Социально-экологические взаимосвязи, их возникновение
и развитие
|
Ответы на вопросы
|
Диалектика отношений человека и окружающей
среды
|
1–4
|
История развития и экологические причины гибели цивилизаций
Древнего мира
|
Подготовка рефератов
|
5–6
|
Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима
|
Ответы на вопросы
|
7
|
Экологические и нравственные проблемы эпохи Средневековья
|
Ответы на вопросы
|
8–9
|
Цивилизации Древнего Египта и Древнего Китая — пример
разумных взаимоотношений человека и окружающей среды
|
Ответы на вопросы
|
10–11
|
Эпоха Реформации и эпоха Просвещения; истоки и развитие
современного
экологического кризиса
|
Ответы на вопросы
|
12
|
Отражение взаимоотношений общества и природы в искусстве
и фольклоре
|
Ответы на вопросы
|
13
|
Современный экологический кризис как результат потребительского
отношения к окружающей среде
|
Ответы на вопросы
|
14–15
|
Защита и анализ творческих работ
|
|
Нравственное природопользование
|
1
|
Глобальные экологические проблемы: изменение климата
и разрушение озонового слоя
|
Ответы на вопросы
|
2
|
Проблема глобального загрязнения окружающей среды,
возможные пути ее решения
|
Ответы на вопросы
|
3
|
Причины и последствия деградации ресурсов
|
Ответы на вопросы
|
4
|
Истощение видового многообразия растений и животных
как одна из экологических проблем
|
Ответы на вопросы
|
5
|
Перенаселение как экологическая проблема
|
Ответы на вопросы
|
6
|
Понятие нравственности, нравственное природопользование,
признаки и принципы нравственного природопользования
|
Ответы на вопросы
|
7
|
Модель устойчивого развития — ее положительные и отрицательные
стороны
|
Ответы на вопросы
|
11 класс
|
Экологические проблемы демографии
|
1
|
Потенциальные возможности роста численности человека
как биологического вида
|
Ответы на вопросы
|
2
|
Биологические и социальные основы брачных отношений
в человеческом обществе
|
Ответы на вопросы
|
3
|
Демографический взрыв; пути решения проблемы, смертность
и рождаемость
|
Ответы на вопросы
|
4
|
Уменьшение смертности как возможная причина роста численности.
Уменьшение рождаемости как один из путей снижения численности
населения
|
Ответы на вопросы
|
5
|
Возможные способы снижения рождаемости. Программа “Планирование
семьи”
|
Ответы на вопросы
|
6
|
Мегаполисы: город как социальная система. Демографические
проблемы города
|
Ответы на вопросы
|
7
|
Перспективы развития цивилизации
|
Ответы на вопросы
|
Ресурсы, их использование и охрана
|
Пищевые ресурсы
|
1
|
Агроэкосистемы; производство продовольствия
|
Ответы на вопросы
|
2
|
Основные продовольственные проблемы
|
Ответы на вопросы
|
3
|
Способы увеличения мирового производства продовольствия
|
Ответы на вопросы
|
4
|
Устойчивое сельскохозяйственное производство
|
Ответы на вопросы
|
5
|
Пастбища, их использование и охрана
|
Ответы на вопросы
|
Земельные ресурсы: леса, парки, территории
дикой природы
|
1
|
Распространение и значение лесов, обезлесение и кризис
древесного источника энергии
|
Ответы на вопросы
|
2
|
Общественные земли и лесные ресурсы
России
|
Ответы на вопросы
|
3
|
Управление и охрана лесов
|
Ответы на вопросы
|
4
|
Парки, их использование и деградация
|
Ответы на вопросы
|
5
|
Охрана дикой природы
|
Ответы на вопросы
|
Ресурсы растительного и животного мира
|
1
|
Причины истощения видового разнообразия планеты
|
Ответы на вопросы
|
2
|
Исчезновение видов животных и растений, Красная Книга
|
Ответы на вопросы
|
3
|
Необходимость охраны диких растений и животных
|
Ответы на вопросы
|
4
|
Охрана видового разнообразия. Законы об охране животного
и растительного мира в России
|
Ответы на вопросы
|
5
|
Управление дикой природой
|
Ответы на вопросы
|
Энергетические ресурсы: солнце, ветер,
вода и биомасса
|
1
|
Использование прямой солнечной энергии для выработки
тепла и света
|
Подготовка творческих проектов по использованию
альтернативных источников энергии
|
2
|
Использование вторичной солнечной энергии (энергия
падающей и текущей воды, геотермальная энергия, энергия
ветра)
|
Подготовка творческих проектов
|
3
|
Использование вторичной солнечной энергии, накопленной
живыми организмами
|
Подготовка творческих проектов
|
4
|
Альтернативные источники энергии (защита и анализ
проектов)
|
|
5
|
Энергетическая стратегия России
|
Ответы на вопросы
|
Мировоззрение и окружающая среда
|
1
|
Потребительское мировоззрение, новый взгляд на законы
Барри Коммонера
|
Ответы на вопросы
|
2
|
Мировоззрение, способствующее правильному отношению
к природной среде
|
Ответы на вопросы
|
3
|
Необходимость участия каждого в деле охраны природы
|
Подготовить сообщения
|
Экологический мониторинг
|
1–2
|
Понятие и виды мониторинга
|
Ответы на вопросы
|
3
|
Прямой и косвенный мониторинг
|
Ответы на вопросы
|
4
|
Биоиндикаторы, направление исследования биоиндикаторов
|
Подготовить сообщения
|