Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница
Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок и др.Гостевая книгаОбратная связь
Перечни минимального  оснащения кабинетов Министерства Образования РФ
Перечень учебного  оборудования РАО по кабинетам
Иллюстрированный  каталог учебного оборудования по кабинетам
Учебно-Материальная База  Общеобразовательного Учреждения
Обзор учебной продукции
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

 

Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения

Авторы | Информатика | История | Математика | Медиатека | География | Химия | Биология | Естествознание | Физика |ИЗО | Иностранный | Мастерские | Русский | Начальные

5. Специализированные педагогико-эргономические требования к учебным приборам

5.1. Состав и сфера применения

5.1.1. Учебные приборы (далее "приборы") - это средства обучения, являющиеся техническими устройствами и служащие для измерения, регулирования и контроля, а также для изучения процессов, явлений, закономерностей.

5.1.2. Для эффективного использования в учебном процессе приборы должны подразделяться на демонстрационные и лабораторные.

5.1.3. Демонстрационные приборы должны использоваться учителем при показе всему классу.

5.1.4. Лабораторные приборы обучающиеся должны использовать для постановки опытов при проведении фронтальных лабораторных работ и лабораторного практикума.

5.1.5. Лабораторные приборы для фронтальных занятий должны выпускаться комплектами по 18 или 20 штук для обеспечения возможности одновременного выполнения всеми обучающимися одинаковых экспериментальных работ.

5.1.6. По условиям эксплуатации приборы должны быть разделены на автономные и базовые.

5.1.7. К базовым приборам должны быть отнесены приборы многократного использования, которые позволяют создать на их основе различные установки по разным темам учебных программ путем присоединения к ним унифицированных узлов и деталей (трансформатор универсальный, осциллограф электронный, универсальные измерительные приборы, счетчик-секундомер, универсальные источники тока и др.).

5.2. Общие требования к учебным приборам

5.2.1. Приборы и принадлежности для каждой работы необходимо комплектовать в отдельной упаковке с приложением их перечня.

5.2.2. Приборы должны иметь методические инструкции с указанием назначения приборов, правил пользования ими, сведений по технике безопасности, способами регулирования, сборки, разборки, профилактики, ремонта.

5.2.3. Количество информации, заложенной в приборе, должно соответствовать объему внимания и возможностям восприятия и переработки информации обучающимися.

5.2.4. Порядок расположения информативных элементов на приборе-установке, место и порядок расположения органов перемещения, управления и направление их перемещения должны соответствовать закрепленным и вновь формируемым навыкам человека ( с учетом быстроты и легкости их формирования).

5.2.4.1. Для органов управления, расположенных на вертикальных приборных досках, положения "Включено" или "Увеличение" рекомендуется устанавливать перемещением органа управления вверх, а "Выключено" или "Уменьшение" - перемещением вниз.

5.2.4.2. Для органов управления, расположенных на горизонтальных приборных досках, положения "Включено" или "Увеличение" следует устанавливать перемещением органа управления вперед, а положения "Выключено" или "Уменьшение" - перемещением назад.

5.2.5. Учебные приборы и установки должны быть безотказными и удобными в обращении.

5.2.6. При создании приборов и установок должно быть обеспечено удобство соединения приборов при сборке схем.

5.2.7. Способ кодирования информативных элементов в приборах (числами, надписями, цветом, формой, символами, рамкой) должен соответствовать возможностям восприятия и переработки обучающимся .

5.2.7.1. При кодировании органов управления размером количество используемых размеров должно быть ограничено двумя-тремя: небольшой, средний, большой.

5.2.7.2. При кодировании органов управления надписями их следует располагать на самом органе управления или в непосредственной близости к нему. Надписи должны быть короткими с общепринятыми сокращениями и символами.

5.2.7.3. Кодирование органов управления цветом должно соответствовать ГОСТ 12.4.026-76.

5.2.8. Учебные приборы по своей конструкции должны быть удобны для транспортировки к месту назначения, хранения в школе и переноски при проведении занятий.

5.2.9. В корпусе перемещаемого вручную переносного прибора должны быть устройства для захвата руками. Такими устройствами могут быть специальные ручки или углубления. Расположение и форма этих устройств должны обеспечивать удобный захват и перенос прибора.

5.2.10. Прибор, с которым разрешается работать только учителю, должен быть снабжен не стираемой при эксплуатации надписью: "Используется только учителем".

5.2.11. Масса переносного прибора должна соответствовать силовым возможностям учащегося или учителя (в зависимости от назначения).

5.2.12. Усилия, применяемые к органам управления и перемещаемым элементам конструкции прибора, должны соответствовать силовым возможностям человека.

5.2.12.1. При использовании нажимных кнопок в качестве органов управления поверхность кнопки должна иметь вогнутость для пальца и шероховатость.

5.2.12.2. Для индикации включения кнопки должен быть предусмотрен ясно различимый щелчок.

5.2.12.3. При использовании в качестве органов управления тумблеры должны иметь два положения. Переключение должно сопровождаться щелчком. Длина рычажка от 1,3 - 5 см.

5.2.12.4. Поворотные переключатели могут иметь либо подвижной указатель при неподвижной шкале, либо подвижную шкалу при неподвижном указателе.

5.2.12.5. В поворотных переключателях должна быть обеспечена фиксация щелчком каждого положения.

5.2.12.6. Поворотные ручки рекомендуется использовать как для грубого, так и для тонкого регулирования. Ручка должна быть снабжена указателем или маркером.

5.2.13. Органы управления должны обладать достаточным механическим сопротивлением, чтобы уменьшить возможность случайного включения.

5.2.14. Отдельные конструктивные элементы прибора, входящие в контакт с рукой человека, например, органы управления, ручки корпуса, детали инструментов, должны соответствовать размерам и форме захвата руки обучающегося (учителя).

5.2.15. При размещении, хранении и комплектации учебных приборов необходимо исходить из удобства обращения с ними, а также возможности быстрого извлечения их с мест хранения и перенесения на рабочие места и возврата обратно без нарушения правил эксплуатации оборудования.

5.2.16. Для передачи информации о назначении объекта следует использовать надписи, а о его количественных характеристиках - числа.

5.2.17. Для отображения состояния отдельных объектов и явлений с помощью учебных приборов следует использовать разнообразные элементы индикации.

5.2.18. В качестве элементов индикации могут быть использованы счетчики, стрелочные измерительные приборы, лампочки накаливания, оптико-механические проекционные приборы, газоразрядные и электролюминесцентные индикаторы, полупроводниковые светодиоды, электронно-лучевые трубки и др.

5.2.19. Каждый элемент индикации должен наиболее адекватно отобразить определенные характеристики объекта.

5.2.20. Для отображения бинарных состояний системы (работает - не работает, включено - выключено и др.), а также для опознания объекта, для предупреждения, предостережения необходимо применять лампы накаливания или газоразрядные индикаторы. Эти элементы должны иметь достаточную яркость, четкость и надежность в работе.

5.2.21. Для отображения сообщения, словесной инструкции, последовательности операций рекомендуется использовать сигнальные оптические табло с различными трафаретами (транспарантами) или электролюминесцентные индикаторы.

5.2.22. Для количественного чтения следует использовать электроннолучевые трубки, шкалы, стрелочные индикаторы со шкалами, счетчики с цифровым отсчетом.

В счетчиках с цифровым отсчетом цифры при последовательном их считывании должны следовать друг за другом не чаще двух за 1 сек. Цветовой контраст цифр и фона должен быть высоким.

5.2.23. Использование электроннолучевых трубок в учебных целях должно показать связь между многими параметрами.

5.2.24. Стрелочную индикацию рекомендуется использовать для качественного чтения, когда важны не абсолютные значения, а сведения об изменении того или иного параметра или тенденция развития процесса.

5.2.25. Время, затрачиваемое на подготовку приборов и установок к работе, на достижение основного режима работы с момента включения, на осуществление поставленных задач и целей должно быть небольшим, точно рассчитанным и сопоставимым с ограниченным временем урока.

5.2.26. В одном приборе можно использовать светлые и более темные поверхности, что облегчает ориентировку в зоне управления и служит средством эстетической выразительности.

5.2.27. Форма приборов не должна быть сложной. Рекомендуется форма, образуемая из простых малорасчлененных прямоугольных объемов. Для акцентирования отдельных объемов можно поверхность с зоной управления разместить под небольшим углом к основной поверхности.

5.2.28. Графические и изобразительные элементы прибора должны быть выразительны и соподчинены с общим композиционным решением.

5.2.29. Сочленения, скругления и сопряжения поверхностей прибора должны быть чисто выполнены. В приборе не должно быть зазоров, углублений и стыков элементов формы, где возможно скопление пыли и грязи.

5.2.30. Поверхность прибора должна быть тщательно покрыта и отделана, быть устойчивой к повреждениям.

5.2.31. Фирменные знаки должны быть выразительными, упаковка приборов - красивой.

5.3. Требования к демонстрационным учебным приборам

5.3.1. Демонстрационные приборы должны иметь увеличенные размеры, укрупненные шкалы и стрелки, цифровые и оптические указатели, чтобы обеспечивать всем обучающимся возможность наблюдения за ходом опытов с расстояния не менее 8м, в том числе обучающимся, сидящим за последними столами класса-лаборатории.

5.3.2. Демонстрационные приборы должны иметь специфическое расположение отдельных частей и яркую контрастную раскраску деталей для выделения важнейших частей приборов, служащих объектом изучения. Все второстепенные детали должны быть, по возможности, скрыты или мало заметны.

5.3.3. Демонстрационные измерительные приборы должны иметь хорошо видимые шкалы, стрелки и указатели.

5.3.4. В соответствии с требованиями эргономики демонстрационные измерительные приборы должны иметь неподвижную шкалу и подвижный указатель. Начало шкалы должно быть расположено слева для прямой горизонтальной шкалы, снизу - для прямой вертикальной шкалы и слева внизу - для дуговой шкалы.

Для приборов, принцип работы которых не позволяет выполнить требования настоящего пункта, допускается иное расположение начальных отметок шкал на циферблатах.

5.3.5. Длина прямых и дуговых шкал демонстрационных приборов должна быть в пределах от 150 до 600 мм. Радиус окружности круговых и полукруговых шкал должен быть в пределах от 100 до 150 мм.

5.3.6. Длина отметок шкал демонстрационных приборов должна быть не менее 10 мм, а ширина - в пределах от 2,5 до 3,5 мм. Отношение между шириной отметки шкалы и длиной должно быть в пределах от 1:10 до 1:4. Основные отметки должны быть в 1,5-2 раза длиннее промежуточных. Промежуточные отметки должны иметь равную или меньшую ширину, чем основные. На циферблатах демонстрационных приборов допускается нанесение основных отметок в виде квадратов, прямоугольников и треугольников.

5.3.7. Числа отсчета должны проставляться против основных отметок шкалы. На шкале должно быть нанесено не менее трех числовых отметок. Числа отсчета должны содержать не более трех цифр.

5.3.8. Высота цифр в числах отсчета на циферблатах демонстрационных приборов должна быть в пределах от 14 до 24 мм. На циферблатах должны быть только те обозначения и надписи, которые имеют непаосредственное отношение к снятию и расшифровке показаний и характеризуют прибор. Надписи на циферблатах должны быть выполнены горизонтально с применением только стандартных сокращений.

5.3.9. Стрелки демонстрационных измерительных приборов должны иметь преимущественно клиновидную форму. Конец стрелки не должен быть шире отметок на шкале. Рекомендуется применение укороченных стрелок, не доходящих до отметки на 1-2 мм и расположенных в одной плоскости со шкалой.

5.3.10. При создании демонстрационных измерительных приборов высокой чувствительности рекомендуется применение цифровых и оптических (световых) указателей.

5.3.11. Относительная погрешность показаний демонстрационных измерительных приборов должна быть не более 4 %.

5.3.12. Рекомендуемые цвета окраски корпуса демонстрационых приборов: светло-голубой, голубой, серо-зеленый, серо-голубой, серо-бежевый, а также яркие цвета.

Эти цвета обеспечивают необходимый контраст с окраской классной доски и стен классного помещения.

5.3.13. Поверхность лицевой стороны циферблата измерительного прибора, на которую наносится шкала, должна быть выполнена ровной, гладкой, однотонной, матовой (без бликов), предпочтительно белого цвета (допускаются также желтый и черный цвета).

5.3.14. Отметки, цифры, обозначения на белом циферблате следует выполнять черным цветом, а на черном - белым или желтым цветом. На приборах с несколькими шкалами допускается наносить шкалы краской различных цветов. Стрелку измерительных приборов следует окрашивать в тот же цвет, что и отметки и цифры на шкале.

5.3.15. Демонстрационные приборы, предназначенные для диаскопического проецирования, должны вписываться в плоскость линзы конденсора соответствующего проекционного аппарата (аппарат ФОС, графопроектор).

5.3.16. Приборы, предназначенные для работы в затемненных помещениях, должны иметь подсветку шкал и органов управления. Это, в основном, относится к кинопроекционной аппаратуре и к некоторым учебным приборам, работающим при полном затемнении учебного кабинета.

5.3.17. При расположении прибора на горизонтальной поверхности стола или пола он не должен опрокидываться при отклонении его от нормального положения на угол 25 градусов.

5.3.18. Максимальный уровень шума работающего учебного прибора не должен превышать 70 дБ. Учебные приборы, излучающие ультразвук в диапазоне частот 20-100 кГц, не должны создавать звуковое давление выше ПО дБ.

5.3.19. Конструкция демонстрационных приборов должна обеспечивать затрату времени на подготовку к работе не более 10 мин.

5.4. Требования к лабораторным учебным приборам

5.4.1. Лабораторные приборы должны быть небольших размеров, предельно просты, прочны и надежны в работе.

5.4.2. Внешняя форма лабораторных приборов должна быть удобной для хранения в специальных укладках (лотках).

5.4.3. При выборе принципа построения, разметки, размеров и оцифровки шкал лабораторных приборов следует руководствоваться ГОСТ 5365-70 "Приборы измерительные. Циферблаты и шкалы. Технические требования", а цифры и знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ 2930-62.

5.4.4. В лабораторных измерительных приборах стрелка должна перекрывать малую отметку шкалы не менее чем на О,3 и не более чем на 0,8 длины отметки.

5.4.5. В точных измерительных приборах следует применять зеркальные шкалы или оптические индикаторы (цифровое табло или световые указатели).

5.4.6. Относительная погрешность показаний лабораторного измерительного прибора должна быть не более 4% для фронтальных лабораторных работ и не более 2,5% для лабораторных практикумов.

5.4.7. Учебные лабораторные приборы, предназначенные для ознакомления с принципом и устройством их действия, должны иметь корпуса из прочных прозрачных материалов.

5.4.8. Лабораторные электрические приборы должны сохранять работоспособность после кратковременных перегрузок и коротких замыканий. Рекомендуется снабжать их автоматическими предохранителями (тепловыми или электронными). Плавкие предохранители лабораторных электрических приборов должны размещаться в недоступном для учащихся месте. Смена предохранителя должна производиться только с применением инструмента.

5.4.9. Лабораторные электрические приборы, имеющие открытые токопроводящие части, должны работать при напряжении не выше 12 В и потреблять ток не более 2 А.

5.4.10. Габариты приборов и установок должны учитывать необходимость компактного размещения их на рабочем месте при максимальной обозреваемости отдельных особенно важных компонентов.

5.4.11. Приборы для индивидуальных (фронтальных) занятий обучающихся должны иметь небольшие габариты и быть удобными для хранения в специальных укладках (лотках) по 20 штук для У1-1Х классов и по 18 штук для Х-Х1 классов.

5.5. Требования к базовым приборам

5.5.1. В конструкции базового прибора необходимо предусмотреть возможность удобного (простого и быстрого) и надежного сочетания с другими приборами и приспособлениями (вставка и установка в пазах и гнездах, соединение применением магнитов и пружин, крепление винтами и другими способами) без применения инструмента.

5.5.2. Базовый прибор должен быть снабжен устройством для фиксации в определенном положении сочетаемых приборов и приспособлений (соосность оптических приборов, согласованность электрических разъемов).

5.5.3. Отдельные детали или части базового прибора, являющиеся объектом наблюдения, должны выделяться цветом, местом расположения или другим способом (выходные клеммы источников тока, цифровое табло и входные клеммы измерительных приборов, экран и входные клеммы демонстрационного электронного осциллографа).

5.5.4. Базовые приборы, предназначенные для стационарной установки в учебном кабинете, должны иметь приспособления для крепления.

5.5.5. Базовые приборы должны иметь расширенные характеристики и параметры (пределы, диапазоны, мощности) для работы как с имеющимися, так и с перспективными приборами и приспособлениями.

5.5.6. Ресурсы базового прибора должны отличаться большим сроком службы (долговечность узлов и деталей, стабильность параметров и характеристик, сохранность внешнего покрытия и поверхностей трущихся деталей) по сравнению с другими приборами из-за высокой частоты применения.

Педагогико-эргономические требования к средствам обучения

Адаптировано под разрешение монитора 800*600 (16 бит)
E-mail: portal@ucheba.com
Разработка и дизайн Ангурец Сергей sergey@angurec.com
Последнее изменение